Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1310/2022 ~ М-521/2022 от 08.02.2022

УИД 72RS0021-01-2022-000647-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                       20 апреля 2022 года

                                      дело №2-1310/2022

Тюменский районный суд Тюменской области

в составе:

председательствующего судьи Хромовой С.А.,

при секретаре Гулько Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании решения незаконным, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

    ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность за плату, возложении на Департамент имущественных отношений <адрес> обязанности заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, участок . Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям договора, земельный участок предоставлялся для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Истцу было выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке был построен жилой дом площадью 104,3 кв.м., который в 2020 году был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый . Жилой дом был построен в пределах срока действия договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, однако, Департаментом имущественных отношений <адрес> было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

    Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям, суду пояснил, что на земельном участке лесных насаждений нет и не было; границы участка не пересекают лесной участок; земельный участок относится к землям населенных пунктов.

    Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку границы земельного участка пересекают лесной участок, находящийся в собственности РФ (л.д.47-49).

Представитель третьего лица - Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направили отзыв на исковое заявление, в котором просят принять решение на усмотрение суда, рассмотреть дело в их отсутствие. Обращает внимание, что предоставление земельного участка истцу в аренду осуществлялось в соответствии с требованиями законодательства из земель населенных пунктов; земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.79-80).

    Представители третьих лиц Администрации Тюменского муниципального района, Департамента лесного комплекса Тюменской области, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО, Администрации Чикчинского МО, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки не известили.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, участок , для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, названный земельный участок предоставлялся в аренду сроком по ДД.ММ.ГГГГ, а затем был продлен по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ФИО1 был заключен новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, участок , для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Срок договора аренды установлен по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за , ФИО1 было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, участок на том основании что, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с условиями договора аренды, земельный участок в момент передачи его в аренду не имел и не имеет на дату рассмотрения спора обременений, сведений о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка.

Сформированный земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений расположенный по адресу: <адрес>, участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый , границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством и сведения о них внесены в ЕГРН.

Как установлено судом, на вышеуказанном земельном участке расположен объект недвижимости - индивидуальный жилой дом, которому присвоен кадастровый , находящийся в собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса РФ.

В силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч. 3 ст. 1 названного Закона).

Согласно ч. 1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Суд считает, что поскольку кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>, участок осуществлен ДД.ММ.ГГГГ и границы земельного участка установлены до заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о пересечении границ земельного участка с землями иных категорий в ЕГРН не имеется, земельный участок не выбывал из владения арендатора, используется им по назначению, действия ответчика по отказу удовлетворения требований ФИО1 являются незаконными, а право истца подлежит защите.

Кроме того, отсутствие наложений границ с землями лесного фонда подтверждается справкой кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98).

В силу ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.

Согласно ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).

Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Таким образом, границы земельных участков лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенным в ЕГРН в силу прямого указания закона.

Между тем, суду не представлено доказательств, подтверждающих пересечение границ земельного участка с кадастровым номером границами земельного участка, находящегося в собственности РФ.

В соответствии с указанными нормами права, а также представленными доказательствами суд приходит к выводу, что спорный земельный участок используется истцом по назначению, на нем возведен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке, обстоятельств, исключающих возможность его предоставления за плату, судом не установлено.

В связи с чем, суд считает, что истец вправе приобрести земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен индивидуальный жилой дом, в собственность за плату.

Довод ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, суд признает несостоятельным, поскольку не подтвержден достоверными и допустимыми доказательствами.

Кроме того, судом, при рассмотрении настоящего дела, учитываются положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

    Согласно ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

Так, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером , поставленного на государственный кадастровый учет, определено как строительство индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, данный земельный участок, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, относится к категории земель – земли населенных пунктов.

Для указанных целей земельный участок и был предоставлен арендатору Департаментом имущественных отношений Тюменской области, который на момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды обладал полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Учитывая изложенные выше обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание нормативные положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что Департаментом имущественных отношений Тюменской области незаконно было отказано истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату по основаниям, указанным в решение от 10.09.2020.

Руководствуясь ст.194-199, 12, 56, 57 ГПК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером в собственность за плату.

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд <адрес>.

    Судья                (подпись)                                       Хромова С.А.

Мотивированное решение изготовлено судом 27.04.2022

Подлинник решения хранится в административном деле № 2-1310/2021 в Тюменском районном суде Тюменской области.

Решение вступило в законную силу «____»_________2022 года

Копия верна.

Судья                                                       Хромова С.А.

2-1310/2022 ~ М-521/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Труханов Евгений Николаевич
Ответчики
Департамент имущественных отношений
Другие
Департамент лесного комплекса Тюменской области
Администрация Тюменского муниципального района
Администрация Чикчинского муниципального образования
МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Хромова Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
tumensky--tum.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2022Передача материалов судье
15.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2022Подготовка дела (собеседование)
05.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее