2-897/2021
10RS0№ ...-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
11 ноября 2021 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
с участием прокурора Гордеевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Кондопожского муниципального района к Сальниковой А. Д., Волковой Ю. В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, выселении, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кондопожского муниципального района (далее – АКМР) обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ распоряжением Администрации КГП № ...-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........, признан аварийным и подлежащим сносу. С 2001 года ответчики являются собственниками комнаты № ... в ........ указанном доме по ? доли в праве каждый. ХХ.ХХ.ХХ АКМР принято решение об изъятии земельного участка и спорного жилого помещения для муниципальных нужд. В целях реализации положений ст. 32 ЖК РФ ХХ.ХХ.ХХ ответчикам был вручен проект соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд, от подписания которого они отказались. Ссылаясь на нормы жилищного законодательства, просят изъять путем выкупа для муниципальных нужд по ? доли у каждого из ответчиков на жилое помещение: комнату № ... в ........ в ........, с выплатой выкупной стоимости в размере по 231 150 рублей каждой; выселить ответчиков из занимаемого жилого помещения, прекратить право собственности и признать право муниципальной собственности на спорное жилое помещение.
Администрация КМР своего представителя в судебное заседание не направила, просили об отложении дела слушанием в связи с переоценкой жилой комнаты.
Ответчик Волкова Ю.В. возражала против удовлетворения иска, при этом пояснила, что иных жилых помещений в собственности не имеют, согласна заключить соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в случае предоставления им равнозначного жилого помещения.
Ответчик Сальникова А.Д. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, ранее поддержала позицию, озвученную Волковой Ю.В.
Остальные участники процесса (Министерство имущественных и земельных отношений РК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК) о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Данный принцип соответствует ст. 8, 19, 35 и 40 Конституции РФ.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ХХ.ХХ.ХХ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ст. 279 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что распоряжением администрации КГП № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением АКМР № ... от ХХ.ХХ.ХХ изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером
№ ... под жилым домом, расположенным по адресу: РК, ........, а также жилые помещения, расположенные в данном доме (комнаты № ... и 2 в ........, 6).
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ........, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда на 2019-2025 годы, утв. Постановлением Правительства РК от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П.
С ХХ.ХХ.ХХ Сальникова А.Д. и Волкова Ю.В. являются собственниками комнаты № ... в ........ в г. ........ю 13,8 кв.м., имеют на праве общей долевой собственности по ? доли в праве на спорный объект недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Иных жилых помещений в собственности ответчиков не имеется.
Кроме того, собственником комнаты № ... в ........ указанном доме является Кондопожское городское поселение. Комната
№ ... в спорной квартире была предоставлена Федотову А.В. по договору социального найма. На основании постановления АКМР от ХХ.ХХ.ХХ
№ ... Федотову А.В. и Шутову А.А. по договору социального найма предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира по адресу: ........, взамен жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справке Кондопожского ММП ЖКХ в комнате № ... в ........ в ........ в настоящее время никто зарегистрирован.
В августе 2021 года, в адрес ответчиков было направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, согласно п. 1.2 которого АКМР обязалось передать ответчикам жилое помещение по адресу: ........, комн. 3, жилой площадью 12,2 кв.м, площадью с учетом общего имущества 17,98 кв.м. ХХ.ХХ.ХХ Сальникова А.Д. и Волкова Ю.В. отказались от предложенного варианта обмена, о чем в соглашении имеются соответствующие отметки.
Кроме того, ответчикам было предложено выкупить спорное жилое помещение. Из отчета об оценке рыночной стоимости спорной квартиры от ХХ.ХХ.ХХ следует, что рыночная стоимость спорной комнаты с учетом убытков, причиненных собственникам жилого помещения, составляет 462 300 рублей. Согласно п. 1.7 Соглашения указанная сумма была предложена ответчикам по 231 150 рублей в пользу каждого из ответчиков в соответствии с их долями в праве на спорное жилое помещение. Проект получен ответчиками ХХ.ХХ.ХХ, о чем свидетельствуют их подписи, до настоящего времени стороны соглашения не достигли, ответчики не согласны с выплатой при изъятии имущества для муниципальных нужд.
Из позиции ответчиков следует, что они выбрали в качестве способа реализации своих жилищных прав в связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд предоставление взамен него другого жилого помещения, которое должно быть равнозначным по площади изымаемому.
Согласно техническому паспорту на ........ в
........ комната № ... в ........ составляет 13,8 кв.м. с учетом общего имущества 22,04 кв.м., предложенное ответчикам, по соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, жилое помещение составляет 12,2 кв.м. жилой площади, с учетом общего имущества 17,98 кв.м.
Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным изымаемому, то есть соответствовать ему по общей площади, как то предусмотрено ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, положения которой в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ могут быть применены к спорным правоотношениям по аналогии закона.
Таким образом, предложенное ответчикам жилое помещение, расположенное по адресу: ........, комн. 3, не является равнозначным по площади изымаемого жилого помещения.
Следовательно, положения ст. 32 ЖК РФ истцом не соблюдены, поскольку ответчикам взамен изымаемого жилого помещения предлагалось жилое помещение меньшей площадью. При этом ответчикам не предлагалось иное равнозначное жилое помещение или жилое помещение с большей площадью с доплатой разницы между ними. Доказательств обратного суду не представлено.
Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, учитывая, что ответчики приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, принимая во внимание, что жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчикам на праве собственности и изымаемое у них жилое помещение, включен в этап региональной адресной программы переселения, при этом ответчикам не было предложено равнозначное жилое помещение, от переселения в которое они отказались, а также была предложена выплата возмещения в денежной форме за подлежащее изъятию жилое помещение, от подписания соглашения ответчики также отказались, требование об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения в денежной форме заявлено преждевременно.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований об изъятии жилого помещения путем выкупа для муниципальных нужд надлежит отказать, требования истца о выселении, прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности удовлетворению не подлежат, поскольку они вытекают из основного требования. Кроме того в судебном заседании было установлено, что ответчики в спорном жилом помещении не проживают, вещей в квартире не имеют.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья М.А. Бахорина
Копия верна: судья М.А. Бахорина
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ