**
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 26 марта 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Кунгаа Т.В., Дамдын Л.Д.,
прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва к администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового контракта и освобождения от занимаемой должности ** администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» А. по апелляционной жалобе А. на решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 26 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бай-Тайгинского района Монгуш Р.К. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Б. о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового контракта и освобождения от занимаемой должности ** администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» А., обосновав его тем, что прокуратурой Бай-Тайгинского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции в администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва», в ходе которой установлено, что заместитель председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» А. не соответствует требованиям занимаемой должности, была принята на муниципальную службу в отсутствие соответствующего стажа, трудовой контракт с нею заключен в нарушение требований Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ "О противодействии коррупции", Закона Республики Тыва от 12.01.2000 г. № 389 «О муниципальной службе», Закона Республики Тыва от 04.05.2009 года № 1244 ВХ-2 «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва», что исключает возможность замещения ею должности заместителя председателя администрации муниципального района.
Решением Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 26 ноября 2013 года иск прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва к администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового контракта и освобождения от занимаемой должности ** администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» А. удовлетворен.
Суд обязал администрацию муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового контракта и освобождения от занимаемой должности ** администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» А.
Не согласившись с данным решением суда, А. подала апелляционную жалобу, указывая на то, что на момент принятия ее на работу в качестве ** Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года еще не был принят, в связи с чем считает, что суд не мог применять данные нормы закона. Кроме того, указывает, что при разрешении спора судом был использован недействующий и не подлежащий применению нормативный акт - постановление Министерства труда РФ от 17 августа 1995 года № 46, которое не прошло в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Также ссылается на разъяснения ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» от 22 ноября 2013 года № 00732, в котором прямо указано, что лица, обладающие квалификацией «менеджер социально-культурной деятельности» имеют право работать в образовательных учреждениях среднего образования. Указывает, что при разрешении спора суд вышел за пределы заявленных требований и разрешил вопрос о правомерности ее замещения должности **. Полагает, что она имеет необходимый стаж для замещения данной должности, в связи с чем ее увольнение по мотивам отсутствия стажа и образования незаконно и неправомерно. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ойдуп У.М. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Сарыглар А.П., действующая по доверенности, и А. апелляционную жалобу поддержали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) определено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно статье 6 указанного закона, должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Статьёй 8 указанного закона установлена классификация должностей по группам (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности муниципальной службы). Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 9 указанного закона, для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В силу ст. 42 указанного закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Из анализа приведенных норм закона следует, что типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Тыва «О муниципальной службе» от 12.01.2000 г. N 389, должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва, утверждаемым Законом Республики Тыва.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 г. № 389 должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы. Должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Республики Тыва. Штатное расписание органов местного самоуправления и их подразделений устанавливается правовыми актами муниципального образования на основе классификации должностей муниципальной службы. Должности муниципальной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у муниципального служащего для исполнения обязанностей по должности муниципальной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация должностей муниципальной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей должностей муниципальной службы и особенностей предмета ведения соответствующих муниципальных органов.
В силу статьи 8(1) Закона Республики Тыва от 12.01.2000 г. № 389 для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее – должности муниципальной службы) квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) (далее - стаж муниципальной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону. Типовые квалификационные требования определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Пунктом 1 Положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ» (далее по тексту Положение), утвержденного постановлением председателя администрации от 19.06.2013 года № 465, определено наличие высшего профессионального образования для высших, главных, ведущих, старших должностей муниципальной службы. Согласно ч.3 данного Положения для замещения главных должностей муниципальной службы категории «руководители» необходим стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на старших должностях государственной службы не менее одного года или стаж работы по специальности не менее одного года.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва, утвержденным Законом Республики Тыва от 04.05.2009 г. № 1244 ВХ-2, должность заместителя председателя администрации муниципального района, включена в перечень главной группы должностей категории «Руководители», для замещения которой в соответствии с типовыми квалификационными требованиями закона Республики Тыва от 12.01.2000 №389 «О муниципальной службе» необходим стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на ведущих должностях государственной службы не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства кандидат на должность заместителя председателя администрации муниципального образования должен иметь необходимый стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на ведущих должностях государственной службы не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Из должностного регламента ** администрации Бай-Тайгинского района РТ видно, что по данной должности к стажу работы предъявляется требование о наличии стажа государственной (муниципальной) службы в социальной сфере не менее двух лет, стаж на руководящей должности не менее 3 лет.
Распоряжением председателя администрации муниципального района «Бай- Тайгинский кожуун Республики Тыва» Б. от 23 августа 2013 года № 20 А. принята на вакантную муниципальную должность заместителя председателя по социальной политике администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» с 23 августа 2013 года.
23 августа 2013 года между администрацией муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в лице Б. и А. заключен трудовой договор, которым последняя принята на муниципальную должность ** администрации кожууна на срок полномочий председателя администрации кожууна.
Согласно диплому № ABC 0199032 от 15.04.1998 года № 649, А. имеет высшее профессиональное образование по квалификации «**» по специальности «**».
Из трудовой книжки А. следует, что она с 01.04.1998 г. по 04.10.2000 г. работала ** средней школы Бай-Тайгинского кожууна РТ, с 09.10.2000 г. по 30.08.2001 г. принята на работу в детскую студию «Р.» на должность **, с 31.08.2001 г. по 31.05.2005 г. работала ** средней школы, с 24.11.2011 г. по 18.01.2012 г. временно принята на должность ** ГУЗ «**» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва, с 19.01.2012 г. по 28.05.2012 г. принята на гражданскую службу и назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы ** районного суда по срочному трудовому контракту, была уволена за истечением срока служебного контракта, с 31.07.2012 года по 23.08.2013 года работала на государственной должности федеральной государственной гражданской службы ** районного суда по срочному трудовому контракту.
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на момент назначения на должность ** средней школы квалификация А. - «**» не соответствовала требованиям, предъявляемым к кандидатам на данную должность, поскольку согласно тарифно-квалификационной характеристике, должность ** общеобразовательной школы требует наличие высшего педагогического профессионального образования и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из ответа ФГБОУ ВПО «**» на запрос суда следует, что социально-культурная деятельность включает в себя два направления: экономику и управление в социально - культурной сфере и социальную педагогику. Специалисты трудятся в сфере управления учреждениями культуры и искусства. Специалисты первого направления осуществляют организацию досуга различных возрастных групп. Предположительные места работы: районные дома культуры, сельские клубы, парки, школы искусств, народные театры, дома творчества, детские клубы. Специалисты второй специализации работают в сфере организации свободного (внешкольного, внеклассного, внеучебного) времени детей и подростков. Это организаторы культурно-досуговой деятельности во дворцах и домах творчества, на станциях юных техников и юных натуралистов, в оздоровительно-спортивных лагерях, в клубах по месту проживания, в домах и дворцах культуры и т.п. В средних образовательных заведениях специалисты прошедшие обучение по данное специальности работают педагогами досуга и организуют внеурочную деятельность детей и подростков.
Постановлением Министерства труда РФ от 17.08.1995 N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации", предусмотрены квалификационные требования к ** учреждения образования, согласно которым он должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
Данное постановление не имеет таких квалификационных требований как наличие высшего педагогического образования, следовательно, не исключает возможности занятия должности ** учреждения образования лицом, имеющим квалификацию «**».
Кроме того, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н, в разделе «квалификационные характеристики должностей работников образования» устанавливает для замещения должности ** образовательного учреждения следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом».
Исходя из указанного, следует признать, что А., проработав с 31 августа 2001 года по 31 мая 2005 года в должности ** средней школы, имеет необходимый для занятия муниципальной должности стаж по специальности, который составил 03 года 09 месяцев.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 26 ноября 2013 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении искового заявления прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового контракта и освобождения от занимаемой должности ** администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Кужугет С.Д. отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 марта 2014 года.
Председательствующий
Судьи