Дело №2-2379/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2015 года город Красноярск
Октябрьский районный суд Красноярска в составе
Председательствующий: Майко П.А.
При секретаре Шенфельд Е.И.
рассмотрев исковое заявление Черемных О.В. к Сибирскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о восстановлении нарушенного права
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и необоснованным решение ответчика, от 00.00.0000 года, оформленного выпиской из протокола №1, об отказе в постановке на учет, его, с членами семьи – еще 2 человека, в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях, а также обязать поставить его, с членами семьи, в списках лиц, состоящих на учете, нуждающихся в служебном жилом помещении.
В обоснование своих доводов, истец указывает, что ответчик отказал, в вышеназванном, своим решением, не законно. Основанием послужило то обстоятельство, что он с членами семьи, по месту службы, обеспечен жильем, которым собственниками являются родители супруги истца.
Истец просит обязать ответчика включить его в список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении, по мотиву нуждаемости в жилье – необеспеченности жильем.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, т.к. истец обеспечен жильем по месту регистрации.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил –
Истец, согласно дополнительного соглашения к трудовому договору У от 00.00.0000 года года, по настоящее время, проходит службу в органах МЧС.
Согласно рапорта от 00.00.0000 года года, истец обратился, по месту службы, о постанове на учет, в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, с составом семьи - супруга и сын 00.00.0000 года года рождения.
В соответствии о справкой ЖКУ, выпиской из ФЛС, истец зарегистрирован, как проживающий, по адресу - Красноярск, Х Там же зарегистрированы, его супруга и сын.
Всего по данному адресу, где зарегистрирован истец, с женой и сыном, имеют регистрацию еще 2 человек, помимо семьи истца.
В свою очередь, суд установил из справок БТИ и сведений Росреестра, что за истцом, его супругой и сыном, в настоящий момент, иных жилых помещений на праве собственности не значится.
Согласно решения ответчика, оформленного протоколом У от 00.00.0000 года года, истцу отказано в постановке на учет, ввиду обеспеченности жилым помещением принадлежащего родителям его супруги.
Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что 1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения. 2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно статьи 99 ЖК РФ, 1. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. 2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно разъяснениям п. 41, 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры (ч. 1).
Из этого следует, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Поэтому по общему правилу ч. 2 ст. 99 Кодекса гражданам, владеющим в соответствующем населенном пункте жилым помещением по любому правовому основанию (право собственности, социальный или коммерческий наем, безвозмездное пользование и др.), специализированные жилые помещения не должны предоставляться.
Раздел 4 - "Специализированный жилищный фонд", ЖК РФ не содержит специальных норм, регламентирующий принятия на учет граждан для получения специализированного жилья.
Согласно разъяснений, изложенных в абзаце 2 подпункта "в" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требования о признании недействительными решения, о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению, исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).
Кроме того, действующее жилищное законодательство не предусматривает отдельного жилищного учета лиц, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений.
В противном случае это бы нарушало жилищные права лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социального жилья, так как до момента его предоставления они были бы лишены законного права на получение служебного жилья.
Из анализа вышеизложенное, следует, что жилищная комиссия, при разрешении вопроса о постановке на учет в получении жилья заявителя должна была руководствоваться положениями раздела 3 ЖК РФ, регламентирующими данный вопрос в отношении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Не колеблет данный вывод и положение ч. 2 ст. 99 ЖК, так как обеспеченность жилыми помещениями граждан в соответствующем населенном пункте, в силу вышеприведенных обстоятельств, должна определяться по основаниям установленным тем же Кодексом для граждан, претендующих на получение жилья по социальному найму.
В свою очередь, статья 51 ЖК РФ предусматривает, что 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из статьи 51 ЖК РФ усматривается, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не зависит от факта наличия или отсутствия у гражданина в собственности жилого помещения или наличие у него права пользования каким либо жилым помещением. Обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является уровень обеспеченности его и членов его семьи (бывших членов семьи) общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Согласно части 5 статьи 50 этого же Кодекса, учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.
Пункт 2 ст. 10 СК РФ предусматривает, что права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния, то есть незарегистрированный брак не порождает прав и обязанностей супругов, в том числе и прав на общее имущество.
Именно супруг понимается членом семьи, т.е. то лицо, с которым оформлен брак.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием, признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу вышеизложенного, с учетом пояснений стороны истца, что он проживает одной семьей с супругой и ребенком, в жилом помещении, у родителей жены, суд полагает возможным прийти к выводу, что истец с супругой и ребенком, являются единой самостоятельной семьей и могут пользоваться жилыми помещениями, на которые имеют право самостоятельно и через супруга.
Действительно, истец в силу данного обстоятельства, имеет право пользования жилым помещением, как и его супруга, в тех жилых помещениях, где они зарегистрированы.
Т.е. истец, его жена и ребенок, имеют право пользования жильем по адресу регистрации – Х.
При этом, как видно из имеющихся документов, квартира по данному адресу, имеет общую площадь 59,1 кв.м., в ней зарегистрировано 5 человек, как проживающих.
Закон предусматривает условие предоставления служебного жилья, как не обеспеченность надлежащими жилищными условиями в населенном пункте именно по месту службы.
Постановлением Администрации г. Красноярска от 14.04.2005 года N 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" (в редакции Постановлений администрации города от 27.06.2005 г. N 361, от 26.05.2006 г. N 465) установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
С учетом наличия у истца семьи, состоящей из 3 человек (он сам, супруга и ребенок, на момент вынесения оспариваемого решения), он не будет признан нуждающимся, при наличии у него прав на жилое помещение, где только на его семью приходится более 36 кв.м. общей площади жилого помещения.
В свою очередь, по месту регистрации истца, имеется жилое помещение, которое не обеспечивает истца с супругой и ребенком необходимой площадью.
По адресу – Х, при общей площади Z.м., Z зарегистрированных лицах (с учетом истца и его семьи ), на Z лиц, должно быть Z кв.м., чтобы истец с семьей и иными лицами проживающими в данном жилье, не был нуждающимся с семьей в улучшении жилищных условий.
Сам факт проживания истца с семьей по данному адресу, свидетельствует о его нуждаемости в жилье, т.к. он с семьей не обеспечен по норме жилплощадью. Он самостоятельно выбрал место жительства и условия проживания, будучи нуждающимся в жилье.
Таким образом, суд полагает возможным прийти к выводу, что истец, с членами своей семьи (супруга и ребенок), может считаться нуждающимся в обеспечении жильем, а потому иск, заявленный истцом, об обязании ответчика в постановке его на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилье на момент вынесения оспариваемого решения, обоснован.
Ответчик не представил доказательств отсутствия права пользования жильем, где зарегистрирован истец, у самого истца или иных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л
Признать не законным и не обоснованным решение Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» оформленное протоколом У от 00.00.0000 года года, об отказе в постанове на учет Черемных О.В. с семьей, а всего 3 человека, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» поставить Черемных О.В., с членами семьи, а всего 3 человека на учет, в список лиц нуждающихся в служебном жилом помещении, с момента обращения – 00.00.0000 года года.
Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.
Председательствующий судья : Майко П.А.