Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1077/2013 ~ М-1096/2013 от 25.07.2013

Дело № 2-1077/2013

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2013 года

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 сентября 2013 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Патрушева А.В.

при секретаре Семененко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Кандалакшского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 06987, Федеральному казенному учреждению «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» о понуждении к заключению договора со специализированной организацией на проведение аттестации рабочих мест, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, с последующей сертификацией работ по охране труда.

установил:

Военный прокурор Кандалакшского гарнизона обратился с иском к войсковой части 06987-Е, войсковой части 06987, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области», ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и финансирование войсковой части 06797-Е на проведение аттестации рабочих мест.

В обоснование исковых требований указывает, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о труде и об охране труда должностными лицами войсковой части 06987-Е, дислоцирующейся в н.п. Высокий Мурманской области, было выявлено нарушение обеспечения безопасных условий труда работников войсковой части, выразившееся в не аттестации рабочих мест по условиям труда, отсутствии сертификата соответствия работ по охране труда, договора с организацией, уполномоченной на проведение аттестации.

Указывает, что пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. № 342н (далее – Порядок) предусмотрена аттестация рабочих мест работников, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов. Пунктом 6 Порядка определено, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

В силу приказа министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012г. № 3910 командир войсковой части 06987 осуществляет полномочия работодателя в отношении работников войсковой части 06987-Е.

Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 06987-Е осуществляется ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» согласно договору № 345 от 27.06.2011г.

В рамках реализации принятых Министерством обороны Российской Федерации решений от 16.03.2011г. и 07.07.2011г. по централизации производимых расходов, указанием первого заместителя министра обороны Российской Федерации от 20.07.2011г. № 184/2/661 на ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» возложены функции по заключению по результатам проведенных процедур размещения заказов государственных контрактов от своего имени, по организации контроля за исполнением заключенных государственных контрактов и.т.д.

Однако, войсковая часть 06987 не провела аттестацию рабочих мест войсковой части 06987-Е, а ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» в свою очередь не заключило договор со специализированной организацией на проведение данной аттестации.

Указывает, что без проведения аттестации рабочих мест невозможно не только надлежащим образом обеспечить безопасные условия и охрану труда работников войсковой части 06987-Е, но и оплату труда. Тем самым, нарушаются права работников указанной воинской части на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, а также льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в этих условиях.

Просит обязать войсковую часть 06987 в срок до 01.02.2014г. провести аттестацию рабочих мест войсковой части 06987-Е, подлежащих аттестации в соответствии с требованиями законодательства РФ с последующей сертификацией работ по охране труда, обязать ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» в срок до 01.02.2014г. заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение аттестации рабочих мест войсковой части 06987-Е.

В судебном заседании военный прокурор Кандалакшского гарнизона А.С. Катков отказался от исковых требований к войсковой части 06987 и просил обязать ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» в срок до 01.02.2014г. заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение аттестации рабочих мест войсковой части 06987-Е., с последующей сертификацией работ по охране труда. Просит удовлетворить уточненные исковые требования.

Представитель ответчика ФКУ «Оперативно-стратегическое командование Западного военного округа» Татаринов Д.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя, отзыв на иск не представил.

Представитель войсковой части 06987 Кузько Н.Г. о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя, в отзыве на иск просит исключить из числа ответчиков филиал – войсковую часть 06987 Федерального бюджетного учреждения – войсковой части 44402, так как филиал не является юридическим лицом и работодателем работников войсковой части 06987-Е, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест.

Представитель третьего лица со стороны ответчиков – Карбышев А.В. в судебном заседании пояснил, что представителем Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя в отношении работников войсковой части 06987-Е, является командир войсковой части 06987. Указывает, что трудовые договора с гражданским персоналом подразделения и приеме на работу осуществлялись командиром войсковой части 06987-Е на основании доверенности, выданной командиром войсковой части 06987, на право заключения договоров с физическими лицами и представления интересов, а доверенность на заключения каких-либо договоров с юридическими лицами отсутствует, что делает невозможным заключение договора с организацией, имеющей право на проведение аттестации рабочих мест.

Представитель третьего лица – Государственная инспекция труда в Мурманской области, извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражения по иску не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Регулирование вопросов деятельности работодателей, юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 года № 342н (далее по тексту - Порядок).

Согласно пунктам 2, 4 названного Порядка аттестация проводится в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

В силу пункта 6 Порядка, обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

В силу пункта 8 Порядка, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Соблюдение трудового законодательства является обязательным для всех работодателей на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Судом установлено, что на основании обращения работника войсковой части 06987-Е Военной прокуратурой Кандалакшского гарнизона была проведена проверка исполнения законодательства о труде и об охране труда должностными лицами войсковой части 06987-Е, дислоцирующейся в н.п. Высокий Мурманской области, в ходе которой было выявлено нарушение обеспечения безопасных условий труда работников войсковой части, выразившееся в не аттестации рабочих мест по условиям труда, отсутствии сертификата соответствия работ по охране труда, договора с организацией, уполномоченной на проведение аттестации, что является нарушением требований статей 22, 212 ТК РФ.

Согласно материалу проверки прокурора в штате войсковой части 06987-Е содержатся 487 рабочих мест, подлежащих замещению гражданским персоналом, что подтверждается копией штатного списка гражданского персонала № 15/596, утвержденном начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 23.07.2010г., а также письмом командира войсковой части 06987-Е от 08.07.2013г. на имя военного прокурора (л.д. 8-9, 40-66).

Материалами дела подтверждено, что командир войсковой части 06987-Е неоднократно в течение 2011, 2012 и 2013 года информировал филиал № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» об отсутствии аттестации рабочих мест в связи с отсутствием финансирования, что подтверждается копиями писем (л.д. 12-17), предоставлялись отчеты о «Травматизме» с пояснением об отсутствии аттестации рабочих мест (л.д. 26-39)

Вместе с тем, в нарушение ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ, указанного Порядка, предусмотренные в войсковой части 06987-Е рабочие места по условиям труда до настоящего времени не аттестованы, сертификат соответствия работ по охране труда отсутствует, договор с организацией, уполномоченной на проведение аттестации, не заключен.

Войсковая часть 06987-Е не является юридическим лицом, своего финансового органа не имеет. Данное обстоятельство препятствует командиру войсковой части, как работодателю, заключить соответствующий договор со специализированной организацией на проведение аттестации рабочих мест войсковой части.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.09.2009г. № 1048 объявлено о создании ФБУ – войсковая часть 44402, а на основании приказа № 1048 от 2009 года в качестве филиала ФБУ – войсковая часть 44402 создана войсковая часть 06987, что подтверждается ответчиком.

Как следует из копии уведомления от 24.12.2009г. о постановке на учет, войсковая часть 06987 является обособленным подразделением и стоит на учете в налоговом органе.

На основании приказана командира войсковой части 06987 № 298 от 18.04.2011г. в штата авиационной базы данной части включена с 01.04.2011г. авиационная эскадрилья с присвоенным наименованием «войсковая часть 06987-Е», которая структурно входящая в состав соединения, в связи, с чем командиру войсковой части 06987-Е предоставлено право издания приказов и других служебных документов, регламентирующих жизнедеятельность подразделения (л.д. 124).

Таким образом, у командира войсковой части 06987-Е отсутствуют полномочия как работодателя по отношения к гражданскому персоналу, а трудовые договора с гражданским персоналом подразделения и приеме на работу осуществлялись командиром войсковой части 06987-Е на основании доверенности от командира войсковой части 06987, тогда как полномочия на заключение каких-либо договоров с юридическими лицами командиром войсковой части 06987 командиру структурного подразделения не передавались, отсутствие такой доверенности и соответственно полномочий представителем ответчика – войсковой части 06987 не оспаривается.

В связи, с чем суд отвергает доводы представителя ответчика – войсковой части 06987 о том, что данный филиал не является работодателем к гражданскому персоналу структурного подразделения войсковая часть 06987-Е, входящему в штат данного филиала.

Следовательно, являясь работодателем гражданского персонала войсковой части 06987-Е, командир войсковой части 06987 несет ответственность за аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с решением командующего войсками Западного военного округа от 01.04.2013г. обязанности и функции по организации размещения децентрализованного государственного заказа на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и государственной экспертизе условий труда временно возложены на отдел по регулированию отношений управления кадров Западного военного округа, что подтверждается письмом начальника филиала № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (л.д. 18).

Согласно договору на обслуживание от 27.06.2011г. № 345/ЮБСЛ, заключенному между ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» и войсковой частью 06987-Е, Управление осуществляет планирование и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств, проведение расчетных операций в интересах войсковой части 06987-Е в пределах бюджетных ассигнований по утвержденной бюджетной смете (л.д. 69-72).

Разъяснением директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны РФ от 28.02.2013г. в развитие решений Министра обороны РФ от 16.03.2011г. и 07.07.2011г. по централизации проводимых расходов, определено, что размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, в том числе в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ «Оперативное стратегическое командование военного округа», являющегося юридическим лицом и получателем бюджетных средств, лицевой счет которого обслуживается управлением финансового обеспечения по месту дислокации штаба военного округа. В целях обеспечения потребности воинских частей, учреждений и организаций, дислоцирующихся на территории соответствующего военного округа, в услугах на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, соответствующие процедуры целесообразно осуществлять на уровне военного округа с оплатой через соответствующий лицевой счет ФКУ «Объединенное стратегическое командование военного округа» вне зависимости от источника финансирования заказа и привязки расходных обязательств к соответствующим центральным органам военного управления (л.д. 104-107).

Из положения о ФКУ «Оперативно-стратегическое командование Западного военного округа» следует, что учредителем Учреждения является Министерство обороны РФ. Учреждение является юридическим лицом и осуществляет операции по расходованию бюджетных денежных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.

Пунктом 29 Положения предусмотрено, что учреждение имеет право заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоры (контракты) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке установленном в Министерстве обороны РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что обязанность по заключению договора (государственного контракта) со специализированной организацией на проведение аттестации рабочих мест войсковой части 06987-Е должна быть возложена на ФКУ «Оперативно-стратегическое командование Западного военного округа».

В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В судебном заседании прокурор Кандалакшского гарнизона на требовании к командиру войсковой части о возложении на последнего обязанности по организации проведения аттестации рабочих мест не настаивал, в связи, с чем в этой части исковые требования разрешению не подлежат.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в частности в целях: установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей (пункт 3 Порядка).

Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок проведения аттестации – до 01.02.2014г. представляется суду разумным и достаточным, представителями ответчиков других сроков не заявлялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПФ РФ, суд

решил:

Исковые требования Военного прокурора Кандалакшского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» – удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» в срок до 01.02.2014г. заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение аттестации рабочих мест войсковой части 06987-Е, подлежащих аттестации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, с последующей сертификацией работ по охране труда.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

А.В. Патрушев

2-1077/2013 ~ М-1096/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Кандалакшского гарнизона
Ответчики
Войсковая часть 06987
ФКУ "Оперативное стратегическое командование Западного военного округа"
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министрества обороны Российской Федерации по Мурманской области"
Другие
Войсковая часть 06987-Е
Государственная инспекция труда в Мурманской области
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Патрушев Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
ole--mrm.sudrf.ru
25.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2013Передача материалов судье
29.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.08.2013Предварительное судебное заседание
16.09.2013Судебное заседание
24.09.2013Судебное заседание
27.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее