Судья Звягинцева Е.А. Дело № 33-15139/2020
50RS0035-01-2019-009932-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при помощнике судьи Сегрэ Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 05 февраля 2020 года по делу № 33-15139/2020
по иску К.О.А, к Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области о признании отказа незаконным, обязании включить периоды работы в педагогический стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Киселева О.А. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФ РФ №4 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, обязании ответчика включить в педагогический стаж периоды работы с 02.11.2006 года по 30.06.2013 года, с 01.08.2013 года по 20.06.2014 года, с 01.08.2014 года по 10.03.2015 года, с 12.03.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.08.2015 года по 01.11.2015 года, с 04.11.2015 года по 28.04.2016 года, с 30.04.2016 года по 16.05.2016 года, с 18.05.2016 года по 30.06.2016 года, с 01.08.2016 года по 23.04.2017 года, с 26.04.2017 года по 27.09.2017 года, с 29.09.2017 года по 04.03.2019 года, с 06.03.2019 года по 30.06.2019 года, с 01.07.2013 года по 31.07.2013 года, с 21.06.2014 года по 31.07.2014 года, с 01.07.2015 года по 31.07.2015 года, с 01.07.2016 года по 31.07.2016 года в должности учителя начальных классов в АОНО «Частный лицей «ЭКУС» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06.08.2019 года.
Исковые требования мотивирует тем, что истец 06.08.2019 г. обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 10.09.2019 г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием педагогического стажа, не включены спорные периоды работы в педагогический стаж, поскольку организация АОНО «Частный лицей «ЭКУС» не соответствует Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. С решением комиссии истица не согласна.
Решением суда признан незаконным отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии. На ответчика возложена обязанность включить в педагогический стаж Киселевой Ольге Анатольевне периоды работы с 02.11.2006 года по 30.06.2013 года, с 01.08.2013 года по 20.06.2014 года, с 01.08.2014 года по 10.03.2015 года, с 12.03.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.08.2015 года по 01.11.2015 года, с 04.11.2015 года по 28.04.2016 года, с 30.04.2016 года по 16.05.2016 года, с 18.05.2016 года по 30.06.2016 года, с 01.08.2016 года по 23.04.2017 года, с 26.04.2017 года по 27.09.2017 года, с 29.09.2017 года по 04.03.2019 года, с 06.03.2019 года по 30.06.2019 года, с 01.07.2013 года по 31.07.2013 года, с 21.06.2014 года по 31.07.2014 года, с 01.07.2015 года по 31.07.2015 года, с 01.07.2016 года по 31.07.2016 года в должности учителя начальных классов в АОНО «Частный лицей «ЭКУС», и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 06.02.2020 года.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик просил его отменить, принять новое решение об отказе в иске.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом (л.д.106), имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика (л.д. 108).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного постановления, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как установлено судом, истец 06.08.2019 г. обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 10.09.2019 г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием педагогического стажа, не включены спорные периоды работы в педагогический стаж, поскольку организация АОНО «Частный лицей «ЭКУС» имеет иную организационно- правовую форму, что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 указанного федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
В указанном Списке предусмотрены учреждения: общеобразовательные учреждения: школы всех наименований, в наименовании должностей предусмотрена должность учителя.
Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в педагогический стаж спорные периоды работы в должности учителя начальных классов в АОНО «Лицей ЭКУС», суд первой инстанции исходил из того, что должность учителя предусмотрена Списком, указанная школа является общеобразовательным учреждением, главной задачей которой являлось обучение детей по общеобразовательным программам для получения ими среднего (полного) общего образования.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Из представленной в материалы дела трудовой книжки усматривается, что истец с 02.11.2006 года по 05.08.2019 года работала в должности учителя начальных классов в АОНО «Лицей ЭКУС».
Согласно устава АОНО Лицей «ЭКУС», в редакции от 2006 года, а также в редакции от 2015 года, его основной деятельностью является образовательная деятельность по образовательным программа начального общего, основного общего, среднего общего образования, а основным предметом деятельности является реализация общеобразовательных программ, установлен федеральными государственными образовательными стандарт программам начального общего, основного общего, среднего об образования (л.д. 13-25, 26-35).
АОНО «Лицей ЭКУС» осуществляет свою деятельность основании лицензий на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от 18.10.2006 г., 23.10.2009 года, от 27.02.2013 года, от 18.02.2016 года, а также основании свидетельства о государственной аккредитации, сог. которой АОНО «Лицей ЭКУС» прошла государстве аккредитацию, по результатам которой ей установлен государстве статус: общеобразовательное учреждение, лицей (л.д. 36- 39, 40. - 43-45, 46, 47, 48).
В справке № 64 от 03.12.2019 г. из АОНО «Частный Лицей «ЭКУС» указано, что в штатном расписании Лицея «ЭКУС» имеется должность «учитель начальных классов» - 4 штатные единцицы.
В справке № 60 от 03.12.2019 г. из АОНО «Частный Лицей «ЭКУС» указано, что с 20.11.2015 года АОНО Лицей переименована в АОНО «Частный Лицей «ЭКУС» (на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный юридических лиц от 20.11.2015 года № 5014050022) (л.д. 12).
В материалы дела представлена должностная инструкция начальных классов Киселевой О.А., утвержденная 02.11.2006 г. директором АОНО «Частный Лицей «ЭКУС» (л.д. 16-19).
В соответствии с ч.5 ст.23 ФЗ от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Согласно п.2 ч.2 ст.23 указанного закона, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъясняется, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи Федерального закона N 400-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых учитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Спорный период работы истицы проходил в период действия Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в разделе "Наименование должностей" поименована должность учитель, в разделе "Наименование учреждений" указаны общеобразовательные учреждения - школы всех наименований (пункт 1.1.).
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, что «частный Лицей «ЭКУС» является общеобразовательным учреждением для детей по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, истец работала в должности учителя начальных классов, то есть, работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком от 29.10.2002 года, в связи с чем, спорные периоды работы подлежат включению в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Также, судом правильно назначена пенсия не с даты обращения 06.08.2019 года, а с 06.02.2020 года, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенной в действие Федеральным законом от 03.10.2018 года №350-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который вступил в силу с 1 января 2019 года в указанной части, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста. В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Однако, согласно п.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года №350-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Тем самым, с 01.01.2019 право на страховую пенсию по п. 19 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
Поскольку 25-летний стаж на соответствующих видах работ у истицы выработан на дату обращения 06.08.2019 г., с учетом включенных судом первой инстанции и включенных ответчиком в бесспорном порядке), то право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" наступит у истицы (через шесть месяцев со дня возникновения права на пенсию - с даты обращения за назначением пенсии при наличии необходимого стажа), то есть, с 06.02.2020 года.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства.
Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 05 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи