Судья С.В. Жуковская Дело № 33-5170/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Алексеевой С.Ф., Кореневой И.В.,
при секретаре Димовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 29 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации
на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2011 года, по которому
исковые требования Ткаченко З.Н. удовлетворены.
Признано право Ткаченко З.Н. на получение жилищной субсидии для получения жилья за пределами г. Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «...».
Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязано выделить Ткаченко З.Н. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Республики Коми в порядке установленной очередности исходя из продолжительности ее стажа работы в угольной отрасли
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана предоставить Ткаченко З.Н. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Республики Коми за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспеченности занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности исходя из продолжительности ее стажа работы в угольной отрасли.
Взысканы с Министерства энергетики Российской Федерации и Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Ткаченко З.Н. судебные расходы в размере ... руб. с каждого,
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Ткаченко З.Н. обратилась в суд с иском к Министерству энергетики РФ, Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании за ней права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «...», обязании выделить жилищную субсидию на приобретение жилья, обязании предоставить жилищную субсидию.
В обоснование требований истец указала, что он работала на шахте «...», уволена в связи с ликвидацией шахты ДД.ММ.ГГГГ. Ее стаж в районах Крайнего Севера составляет более ... лет, общий стаж составляет более ... лет. Жилья в других регионах РФ не имеет.
Истец, ответчики, третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, представили письменные отзывы на иск, заявления о рассмотрении дела без их участия.
Представитель истца заявленные требования поддержал.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации выражает несогласие с решением суда и просит его отменить как постановленное с нарушением требований закона, указывая на то, что истец не был внесен в списки работников шахта «...», подлежащих переселению в связи с ликвидацией предприятий угольной отрасли, а также указывает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет непосредственно социальные выплаты. Кроме того, считает необоснованным отказ в применении последствий пропуска срока исковой давности.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из обстоятельств дела, истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шахте «...». Уволена по ... КЗоТ РФ, в связи с ликвидацией предприятия.
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 года № 385 принято решение о ликвидации государственного предприятия «Шахта «...». Приказом «Росугля» от ДД.ММ.ГГГГ № приказано прекратить добычу угля на шахте после доработки запасов в лаве №, создать комиссию по решению вопросов социальной защиты высвобождаемых работников и ликвидации предприятия, в связи с чем была создана ликвидационная комиссия.
Государственное предприятие шахта «...» ликвидировано вследствие банкротства ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ было принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «...» в связи с ликвидацией шахты.
Согласно п.1.1. Положения, в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «...» в связи с ее ликвидацией, установлены категории трудящихся, имеющие право на получение жилья за пределами г.Воркуты. В их числе работники шахты «...» переведенные на другие предприятия ОВУ по согласованию, а также в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой ее ликвидацией.
Истец не была включена в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «...», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г. Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты.
Материалами дела подтверждено, что истец ранее социальную выплату не получала.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840 определен перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования. Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 предусмотрено, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности.
В соответствии с пп. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.
Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.
Установив, что истец, не имеющая жилья за пределами г. Воркуты, ранее не получавшая жилищной субсидии, имевшая на момент увольнения из шахты «...» стаж работы на предприятиях угольной отрасли более ... лет и уволенная до ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на получение средств государственной поддержки в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, суд обоснованно удовлетворил заявленный иск.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Доводы жалобы о том, что Министерство энергетики РФ не осуществляет непосредственно предоставление социальной выплаты, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда. Суд обоснованно обязал данное Министерство как главного распорядителя средств государственной поддержки опосредствованно через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить истцу средства государственной поддержки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.
Ссылки заявителя жалобы на необоснованность отказа в применении последствий пропуска срока исковой давности на законность решения не влияют. Суд, разрешая дело, верно определил характер спорных правоотношений, правильно истолковал положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности и пришел к обоснованному выводу о невозможности применения данных положений к правоотношениям, возникшим между сторонами. Судебная коллегия с выводами суда соглашается, а доводы жалобы в указанной части находит несостоятельными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: