Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-935/2013 ~ М-924/2013 от 05.11.2013

Дело № <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2013 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Пугач О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сортавала в интересах С.З.Н. и С.В.В. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Сортавала» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен прокурором г.Сортавала в порядке ст.45 ГПК РФ в связи с нарушением социальных прав граждан по тем основаниям, что С.З.Н. и С.В.В. зарегистрированы и проживают в квартире по адресу <Адрес обезличен>, общая площадь данной квартиры <Номер обезличен> кв.м., всего в квартире зарегистрированы 6 человек. С.З.Н. и С.В.В. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг – С.З.Н. выплачивается ежемесячная денежная компенсация как ветерану труда Республики Карелия, а истцам – как ветерану труда Российской Федерации. Начисление и выплата компенсаций ФИО9 производится в соответствии со ст.ст.2 и 3 Закона РК №827-ЗРК от 17.12.2004г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» (далее - Закон №827-ЗРК), Постановлением Правительства РК №1-П от 17.01.2005г. «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» (далее – Порядок»). Статьей 3 Закона №827-ЗРК определено, что социальная поддержка граждан, имеющих статус ветерана труда РК, ветерана труда РФ осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в форме оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Социальная норма площади жилья на 1 члена семьи, состоящей из 4 и более человек установлена Постановлением Правительства РК №129-П от 27.08.2007г. в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения. В соответствии с п.10 Порядка государственный учреждения социальной защиты- центры социальной работы городов и районов РК, осуществляют учет граждан, указанных в п.1-9 ст.2 Закона №827-ЗРК и обратившихся за компенсацией, а также формирование и ведение регистра указанных граждан. Расчет размера компенсации осуществляется центрами в соответствии со ст.3 Закона. Для определения размера компенсации центры используют сведения, предоставляемые организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающими получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно, до 10 числа месяца, за который рассчитывается компенсация, на основании соглашений, заключаемых между центрами и указанными организациями. Выплата компенсаций производится центром через кредитные организации или организации федеральной почтовой связи. В целях исполнения указанных полномочий между ответчиком и ОАО «ЕИРЦ РК» заключен договор возмездного оказания услуг, согласно условиям которого ОАО «ЕРИЦ РК» ежемесячно на основании предоставляемых ответчиком реестров граждан осуществляет расчет размера ежемесячной денежной компенсации в части расходов на жилищно-коммунальные услуги. В ходе проверки установлено, что в 2012г. льготы истцам начислялись исходя из социальной нормы в 18 кв.м. на каждого льготополучателя. С января 2013г. льгота начисляется исходя из фактической площади, приходящейся на льготополучателя (т.е. 8,7 кв.м.). С февраля по сентябрь 2013г. С.В.В. были начислены и выплачены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в общей сумме <Номер обезличен> коп., С.З.Н. – в сумме <Номер обезличен> руб. При этом при начислении мер социальной поддержки исходя из социальной нормы площади жилья – 18 кв.м. на человека- С.В.В. за указанный период должно было быть начислено <Номер обезличен> руб., С.З.Н. - <Номер обезличен> руб. Прокурор ссылается на ст.22 ФЗ от 12.01.1995г. №5-Фз «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 31.12.2004г.), п.2 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты…», указывает, что ни ст.3 Закона №827-ЗРК, ни подзаконные акты, регламентирующие указанные правоотношения, не содержат указания на то, что данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам с учетом фактически занимаемой ими жилой площади. Изменение порядка начисления льгот и ее размера исходя из фактической площади жилого помещения нарушают права истцов на предоставление им как ветеранам труда мер социальной поддержки. Прокурор просит признать незаконными действия ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Сортавалы» по начислению и выплате С.В.В. и С.З.Н. мер социальной поддержки в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг исходя из доли фактически занимаемой площади жилого помещения, приходящейся на льготополучателя и обязать ответчика произвести перерасчет мер социальный поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2013г. по 30.09.2013г. С.З.Н. и С.В.В. исходя из социальной нормы жилья (18 кв.м.), произведя доначисления в размере <Номер обезличен> руб., и <Номер обезличен> руб., соответственно.

Впоследствии исковые требования увеличены, сумма доначислений истице С.З.Н. заявлена ко взысканию в размере <Номер обезличен> руб., истцу С.В.В.<Номер обезличен> руб.

В судебном заседании прокурор Х.Е.Л. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Полагала подлежащим соблюдению принцип социальной справедливости, а также просила учесть доводы истицы о том, что ее дочь, зять и внучки в спорной квартире фактически не проживают.

Истица С.З.Н. уточненные исковые требования поддержала. Указала, что в 1990г. указанная квартира была предоставлена их семье на состав семьи 3 человека, включая ее, супруга, дочь, впоследствии в квартире были зарегистрированы также зять и внучки, но они в ней не проживают. Считает несправедливым начисление льгот за жилищно-коммунальные услуги исходя из фактической площади, приходящейся на льготополучателя, полагая, что тем самым, условия предоставления данной льготы ухудшены в сравнении с законом «О ветеранах», действовавшем ранее.

Истец С.В.В. в судебное заседание не явился, извещен.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, по иску возражают, поддерживают ранее изложенные доводы и доводы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Л.Е.В. действующая на основании доверенности, по иску возражала. Пояснила, что законодательно установлено о предоставлении льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг «в пределах социальной нормы», т.е. не более данной нормы, это не равнозначно понятию «на социальную норму». Тем самым, обоснованно расчет льготы истцам производится исходя из площади жилого помещения и количества зарегистрированных в нем лиц.

Третье лицо – ОАО «Единый информационной –расчетный центр Республики Карелия» в судебное заседание представителя не направило, извещены.

Третье лицо – Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия» в судебное заседание представителя не направили, извещены. В письменном отзыве по иску возражали. Указали, что в соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии со ст.3 Закона Республики Карелия от 25.07.1995г. № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия» устанавливаются законом Республики Карелия от 17.12.2004г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». В соответствии со ст.4 данного Закона порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных Законом, определяется Правительством Республики Карелия. Частью 6 ст.3 Закона установлено, что предоставление мер социальной поддержки, установленных частью первой настоящей статьи, осуществляется в денежной форме в соответствии с Законом Республики Карелия от 26.11.2009г. №1343-ЗРК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия». Статьей 1 Закона РК от 26.11.2009г. № 1343-ЗРК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия» установлено, что гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Закона социальная поддержка ветеранов труда и ветеранов труда Республики Карелия осуществляется, в том числе в форме предоставления оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полагают, что исходя из буквального толкования указанной нормы, данная мера социальной поддержки носит строго персонифицированный характер и не распространяется на членов семьи ветеранов труда и ветеранов труда Республики Карелия. Кроме того, законодатель, установив предписание «в пределах социальной нормы», указывает на то, что данная льгота предоставляется на площадь квартиры, не превышающую размер социальной нормы площади жилья, установленный Правительством Республики Карелия. В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 27 августа 2007 года № 129-П «О социальных нормах площади жилья» социальная норма площади жилья на одного члена семьи, состоящей из четырех и более человек, - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Площадь квартиры истцов составляет <Номер обезличен> кв.м., в квартире зарегистрированы и проживают 6 человек, в связи с чем площадь на каждого получателя мер социальной поддержки рассчитывается в размере 8,7 кв.м.. Позиция истца о том, что меры социальной поддержки должны предоставляться исходя из социальной нормы площади жилья, ошибочна. Оспариваемая истцом мера социальной поддержки предоставляется в пределах социальных норм площади жилья, а не в размере социальной нормы. Правомерность данной позиции подтверждается позицией прокуратуры РК, изложенной в письме от 22.10.2012г. В дополнении к отзыву указали, что спорная мера социальной поддержки носит строго персонифицированный характер и не распространяется на членов семьи ветеранов труда. Просят в иске отказать, дело рассмотреть в свое отсутствие.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены ст.22 ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г. определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года №827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Закон) устанавливаются меры социальной поддержки ряду категорий граждан, проживающим на территории Республики Карелия, в том числе, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, ветеранам труда Республики Карелия. Статьей 3 Закона определено, что социальная поддержка граждан, имеющих статус ветерана труда РК, ветерана труда РФ осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в форме оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Республики Карелия. В силу абз.6 ст.3 данного Закона предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья (жилой площади) и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме в соответствии с Законом Республики Карелия от 26.11.2009г. №1343-ЗРК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия», ст.1 которого установлено, что гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РК от 17.01.2005г. №1-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Порядок).

Постановлением Правительства РК от 27.08.2007г. № 129-П «О социальных нормах площади жилья» установлены следующие социальные нормы площади жилья: 1) на одиноко проживающего гражданина - 38 квадратных метров общей площади жилого помещения; 2) на одного члена семьи, состоящей из двух человек, - 22,5 квадратных метра общей площади жилого помещения; 3) на одного члена семьи, состоящей из трех человек, - 21 квадратный метр общей площади жилого помещения; 4) на одного члена семьи, состоящей из четырех и более человек, - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В силу п. 10 Порядка, расчет размера компенсации гражданам осуществляется Центрами социальной работы в соответствии со ст.3 Закона.

Для определения размера компенсации Центры используют сведения, предоставляемые организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающими получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно до 10 числа месяца, за который рассчитывается компенсация, на основании соглашений, заключаемых между Центрами и указанными организациями.

Установлено, что С.З.Н. имеет статус ветерана труда Республики Карелия, С.В.В. – ветерана труда Российской Федерации. Данные лица проживают и зарегистрированы в квартире по адресу <Адрес обезличен>, общей площадью <Номер обезличен> кв.м., в указанной квартире зарегистрированы всего 6 человек, включая также дочь истцов, зятя и двух внучек. Меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг истцам в 2013г. предоставляются исходя из фактической площади, приходящейся на льготополучателя - 8,7 кв.м. (<Номер обезличен> кв.м. : 6 чел.). К пояснениям С.З.Н. в судебном заседании о том, что фактически дочь, зять и внучки в квартире не проживают, а имеют в нем лишь регистрацию, суд относится критически, данные пояснения каким-либо доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости не подтверждены. Напротив, из объяснений С.З.Н. данных 28.10.2013г. в прокуратуре г.Сортавала следует, что в квартире по адресу <Адрес обезличен>, она проживает с мужем, дочерью, зятем и двумя внучками. Указанное следует и из письменного обращения С.З.Н. 08.02.2013г. депутатам Законодательного собрания РК.

Из материалов дела следует, что между ГУСЗ «Центр социальной работы г.Сортавала» и ОАО «Единый информационной –расчетный центр Республики Карелия» 11.01.2011г. заключен договор возмездного оказания услуг, по условиям которого ОАО «ЕИРЦ РК» ежемесячно на основании предоставляемых ответчиком реестров граждан осуществляет расчет размера ежемесячной денежной компенсации в части расходов на жилищно-коммунальные услуги.

Оценивая по правилам ст.67 ГПК РФ доказательства, учитывая толкование норм действующего законодательства, суд полагает выполняемый применительно к истцам расчет мер социальной поддержки законным, верным, так как меры социальной поддержки имеют целевое назначение, предоставляются исключительно льготополучателю. Обоснованным является расчет в пределах социальной нормы, но и с учетом фактически занимаемой площади льготополучателем.

Доводы стороны истца основаны на неверном толковании норм права, так как законодательная формулировка «в пределах социальной нормы» указывает на то, что соответствующая льгота предоставляется на площадь квартиры, не превышающую размер социальной нормы площади жилья. Иное толкование и применение вышеуказанных норм может привести к необоснованному предоставлению мер социальной поддержки жилищно-коммунальных услуг в отношении граждан, которые не являются льготополучателями, т.к. данная мера социальной поддержки носит строго персонифицированный характер и не распространяется на членов семьи ветеранов труда, также являющимися потребителями коммунальных услуг.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении иска суд отказывает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>

2-935/2013 ~ М-924/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г.Сортавала
Скородумова Зоя Николаевна
Скородумов Владимир Васильевич
Ответчики
ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы г. Сортавала"
Другие
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
ОАО "Единый информационно-расчетный центр" РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
05.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2013Передача материалов судье
06.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2013Судебное заседание
28.11.2013Судебное заседание
11.12.2013Судебное заседание
25.12.2013Судебное заседание
27.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2014Дело оформлено
06.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее