Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-306/2016 (2-2899/2015;) ~ М-3118/2015 от 03.12.2015

Дело № 2-306/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Коротыча А.В., при секретаре Коджаковой З.Р., с участием помощника прокурора города Кисловодска Дубинкиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ОАО «Горэлектросеть» по начислению и взиманию непосредственно с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды и запрещении осуществлять действия по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды непосредственно с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, в отсутствие решения общего собрания собственников о внесении указанной платы в ОАО «Горэлектросеть»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города курорта Кисловодска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям.

Прокуратурой города Кисловодска проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, регламентирующего порядок начисления и взимания с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Житель города-курорта Кисловодска Калина В.В. неоднократно обращается в адрес прокуратуры города Кисловодска, прокуратуры Ставропольского края по вопросу неправомерного взимания и начисления должностными лицами ОАО «Горэлектросеть» платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В своих обращениях Калина В.В. утверждает, что право управления многоквартирным домом принадлежит управляющей компании ООО «Городская Управляющая компания», при этом ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, потребленной на общедомовые нужды. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город-курорт Кисловодск, <адрес>, собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «Городская Управляющая компания». Договором управления, содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого <адрес>, заключенным 01.08.2012г. собственниками жилых помещений дома с ООО «Городская Управляющая компания» установлено, что управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работу по содержанию и текущему ремонту общего имущества, заключать договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам помещений дома с поставщиками таких услуг (п. 3.2 договора). Вместе с тем, ОАО «Горэлектросеть» с управляющей организацией ООО «Городская Управляющая компания» надлежащим образом договорные отношения не оформлены, платежи от граждан за потребленные коммунальные ресурсы принимает ОАО «Горэлектросеть». Аналогичные обращения поступают в прокуратуру <адрес> и от собственников (нанимателей) иных жилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории города-курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями. Действия ОАО «Горэлектросеть» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, противоречат закону, поскольку жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей организации (части 4,7,7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт «а» п. 32, подпункт «и» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила ). В силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает плату за электроснабжение. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). При выборе управления домом по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 161 ЖК РФ). Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно ч. 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме собственники и наниматели жилых помещений могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. В соответствии с пунктом 17 Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальной услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). В соответствии с п. 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств. Из материалов проведенных прокуратурой города проверок по обращениям граждан, проживающих в городе-курорте Кисловодске, усматривается, что основная часть многоквартирных домов на территории города-курорта Кисловодска находится в управлении управляющих организаций, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, приняты решения о заключении договора управления с управляющими организациями, выступающими в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутри домовых электрических сетей. Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации ОАО «Горэлетросеть», а также принятия решений о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме, не выявлено. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживающих управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, и не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Таким образом, ОАО «Горэлетросеть» в отсутствие правовых оснований производит расчет, а также требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Указанные факты повлекли существенное нарушение жилищных прав и законных интересов значительного числа граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах на территории города-курорта Кисловодска. Сложившаяся незаконная практика в деятельности ОАО «Горэлектросеть» осуществляется в отношении граждан в настоящее время, и будет продолжать осуществляться в будущем. Согласно положениям статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Исковое заявление подано прокурором города в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в городе-курорте Кисловодске, так как невозможно определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются либо могут быть нарушены в связи с установлением ОАО «Горэлектросеть» порядка взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в нарушение требований части 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пункта 44 Правил .

В последующем прокурор уточнил свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд признать незаконными действия ОАО «Горэлектросеть» по начислению и взиманию непосредственно с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды и запретить осуществлять действия по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды непосредственно с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, в отсутствие решения общего собрания собственников о внесении указанной платы в ОАО «Горэлектросеть».

В судебном заседании помощник прокурора города курорта Кисловодска Дубинкина К.А. исковое заявление поддержала, по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представители ответчика Жуков А.С., Полуденнова О.А. и Черкисенко Е.Н. иск не признали и суду пояснили, что ст. 153 ЖК РФ определена обязанность собственников, нанимателей, арендаторов, проживающих в жилых помещениях, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Нормативно-правовым актом, устанавливающим правоотношения в области предоставления коммунальных услуг, являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 9 Правил установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме зависят от выбранного способа управления многоквартирным домом. То есть законодателем установлено, что исполнителем коммунальных услуг может являться как управляющая компания, ТСЖ или ЖСК, так и ресурсоснабжающая организация при определенных условиях. Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Пункт 8 Правил, конкретизируя указанные законоположения, предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, то есть как управляющая компания или ТСЖ, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил. Пункт 13 Правил определяет, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. В силу пунктов 14 и 15 Правил, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо иной кооператив, выбранные в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступают к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК) с ресурсоснабжающей организацией. Из содержания приведенных норм следует, что предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Согласно пункту 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям. Пунктом 17 Правил установлены условия, при которых именно ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о электроснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, а именно:собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил и собственниками и пользователями жилых домов (домовладений). ОАО «Горэлектросети» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории г.Кисловодска, и, в силу закона, с целью бесперебойного обеспечения электроэнергией граждан – бытовых потребителей, исполняет свою обязанность по оказанию коммунальной услуги энергоснабжения до даты, когда управляющая компания, не исполняющая свои прямые обязанности по оказанию коммунальных услуг, заключит договор на приобретение коммунального ресурса. Управляющие компании уклоняются от заключения договоров с ними. В настоящее время два дома по <адрес> и <адрес> на общем собрании собственников решили производить оплату за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Кроме того, считают, что прокурор необоснованно обратился в интересах неопределенного круга лиц, который можно определить в данных правоотношениях.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Городская Управляющая компания», ООО УК «Перспектива» и ООО «Дом Сервис» в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и согласии с исковыми требованиями прокурора.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения помощника прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ст.ст.8, 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из отношений, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности и т.д. Одним из способов защиты гражданских прав является признание права, восстановление положения существовавшего до нарушенного права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения.

В соответствии со ст.ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном, заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований.

Пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесены установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

В соответствии со ст.ст. 210 ГК РФ и ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием законодательства.

Согласно частям 1 и 2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 2 указанной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Положениями ч.1 ст.158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Из анализа приведенных норм следует, что собственники помещений обязаны нести расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расходы на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

Из содержания ст.138 ЖК РФ следует, что порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, является обязательным для собственников жилых помещений и собственники жилья не могут отменить или изменить его.

Во исполнение требований ст.157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (с вступившими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Данные Правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). Названные Правила, с сентября 2012 года, изменили порядок расчета платы за коммунальные услуги, требованиям которых установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 Правил ). Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ в платежном документе, направляемом потребителю, отдельно выделена сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, распределяется между собственниками помещений многоквартирного дома пропорционально доле в праве на общее имущество (отношение площади помещения потребителя к общей площади помещений в многоквартирном доме).

Как следует из п. 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В данном судебном заседании ответчиком не оспаривается тот факт, что им производится начисление и взимание непосредственно с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Как указано выше, в силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ).

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , и положениями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, именно управляющие компании, либо товарищества собственников жилья или ЖСК являются исполнителем коммунальных услуг и имеют право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.

Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Доводы ответчиков о том, что ОАО «Горэлектросеть» производит начисление и взимание платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды многоквартирных домах, в отношении которых управляющими компаниями, либо ТСЖ и ЖСК не заключены договора о приобретении электроэнергии, не имеют определяющего значения для разрешения заявленного спора и не свидетельствуют о правомерности действий ответчика.

Данные действия противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома, а управляющей организацией.

ОАО «Горэлектросеть» не относится к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению квитанций за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию.

Пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , на который ссылается ответчик, порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не изменяет.

Управляющие компании в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.

Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.

Согласно положениям статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданско-правовых правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковое заявление подано прокурором города в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в городе-курорте Кисловодске, так как невозможно определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются либо могут быть нарушены в связи с установлением ОАО «Горэлектросеть» порядка взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в нарушение требований части 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пункта 44 Правил .

Таким образом, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора г. Кисловодска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать действия ОАО «Горэлектросеть» (ИНН , ОГРН ) по начислению и взиманию непосредственно с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Запретить ОАО «Горэлектросеть» осуществлять действия по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды непосредственно с нанимателей и собственников помещений многоквартирных жилых домов города - курорта Кисловодска, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами, в отсутствие решения общего собрания собственников о внесении указанной платы в ОАО «Горэлектросеть».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 апреля 2016 года.

Судья А.В. Коротыч

2-306/2016 (2-2899/2015;) ~ М-3118/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города - курорта Кисловодска
Ответчики
Открытое акционерное общество "Горэлектросеть"
Другие
ООО "Городская управляющая компания"
ООО "Дом Сервис"
ООО УК "Перспектива"
Управление Ставропольского края по строительству и надзору
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Коротыч Андрей Васильевич
Дело на сайте суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
03.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2015Передача материалов судье
08.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2016Подготовка дела (собеседование)
12.01.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.01.2016Предварительное судебное заседание
09.02.2016Судебное заседание
15.02.2016Судебное заседание
03.03.2016Судебное заседание
23.03.2016Судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
17.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2016Дело оформлено
17.02.2017Дело передано в архив
31.03.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.03.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее