Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 ноября 2022 года с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ананьева Е.В.,
при секретаре Шубиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а– 775/2022 по административному иску Кордюшова <данные изъяты>, Кордюшовой <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области, Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, заинтересованным лицам Министерству строительства Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании действий органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Кордюшов А.С. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района об оспаривании действий органов местного самоуправления, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что они Кордюшов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Кордюшова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоящие в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, не имея собственного жилья, ДД.ММ.ГГГГ обратились в Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района (в настоящее время - Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района) с заявлением о постановке их семьи на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с целью стать участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2009 — 2015, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 14.07.2011 № 575) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, предоставив все необходимые документы. Однако 30 апреля 2013 года ими было получено информационное письмо, из которого следовало, что им отказано в принятии их семьи на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий. Не согласившись с данным отказом Комитета, они обратились в суд с иском о признании его незаконным. Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 20.08.2013 года по делу № 2-899/2013 был признан незаконным и необоснованным отказ Комитета в принятии на учет их семьи в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Также признано незаконным и отменено Распоряжение, вынесенное заместителем руководителя Комитета от 19.04.2013 года № 622 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда (дело № 33-10031/2013) от 23 октября 2013 года решение суда первой инстанции в этой части оставлено в силе.
Повторно рассмотрев заявление от 29 марта 2013 года, Комитет распоряжением № 1940 от 16,12.2013 года принял их семью на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании Кинель-Черкасский район Самарской области с 23.10.2013 года. Далее на основании заявления от 21.04.2014 года (вх. № 255) в октябре 2014 года их семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (ред. № 11 от 18.04.2014 г.). 14.05.2022 года им, было получено письмо Комитета от 04.05.2022 № 207/1, из текста которого следует, что его и его семью исключили из Подпрограммы в связи с достижением его супруги возраста - 36 лет.
Считает, что действия административного ответчика по исключению его и его семьи из участия в Подпрограмме, оформленные письмом от 04.05.2022 № 207/1, нарушают права, свободы и законные интересы, создают препятствия к осуществлению ими своих жилищных прав, свобод и реализации их законных интересов.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Целью Подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами Подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения иди строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).
Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).
Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил предоставления молодым се6мьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г., несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Учитывая вышеприведенные нормы права, а также принимая во внимание, момент формирования списка их семья отвечала критериям участников Подпрограммы, возможность исключения граждан из числа участников Подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет Правилами не предусмотрена.
Указывает, что их семья на момент признания участником Подпрограммы, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников Подпрограммы социальной выплаты не получила.
Поскольку необеспеченность их семьи социальной выплатой не зависела от их действий, само по себе достижение его супругой возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения их семьи из списка участников долгосрочной целевой программы. Отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Подпрограммы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной Подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него. Из вышеизложенного следует, что оснований для исключения его семьи из списка участников Подпрограммы, не имелось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом Кинель- Черкасского района по исключению меня, Кордюшова <данные изъяты>, и его семьи из участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, выраженные в письме от 04.05.2022 № 207/1; восстановить его, Кордюшова <данные изъяты>, и его семью в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы согласно дате подачи заявления на включение в состав участников подпрограммы - 21.04.2014.
Определением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 08.09.2022г. к участию в деле в качестве соистца привлечена Кордюшова А.Ю.
Определением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 27.09.2022г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Кинель-Черкасского района.
Определением Кинель -Черкасского районного суда Самарской области 18.10.2022г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
В судебном заседании истица Кордюшова А.Ю. не присутствовала, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании истец Кордюшов А.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области, Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области – Коробейников В.Л. (по доверенности от 04.04.2022г. и 05.10.2022г.) исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо Министерство строительства Самарской области не явилось, извещены надлежащим образом.
В судебное заседание Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 утверждены федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. и входящая в нее подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию: возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О и от 15 января 2015 г. N 3-О).
Согласно пунктам 20 и 22 указанных Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, что предусмотрено в пункте 23 указанных Правил.
Судом установлено, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района от 16.12.2013г. №1940 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Кордюшов А.С. и члены его семьи: жена- Крдюшова А.Ю., дочь- ФИО8, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Положения «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании «Кинель-Черкасский район Самарской области», утвержденного постановлением Собрания Представителей Кинель-Черкасского района от 27.03.2013 г. № 31-6 и на основании решения жилищной комиссии № 19 от 13.12.2013 г. принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования Кинель-Черкасский район Самарской области.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района от 22.04.2014г. №520 «О признании молодой семьи участницей подпрограммы», Кордюшов А.С. и члены его семьи: жена- Крдюшова А.Ю., дочь- ФИО8, в соответствии с п. 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования рассмотрев представленные документы для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, признаны участниками подпрограммы.
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района от 23.07.2014г. №198 семья Кордюшова А.С. с 23.10.2013г. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном образовании Кинель-Черкасский район Самарской области: номер общей очереди 1021, в списках «молодая семья» 457.
Письмом Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области от 04.05.2022г. №207/1 семья Кордюшова А.С. исключена из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с достижением его супругой 36 лет.
Копией паспорта Кордюшовой А.Ю. подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Кордюшовой А.Ю. исполнилось 36 лет.
Согласно ответу Администрации Кинель-Черкасского района Самарский области от 10.09.2021г. №3976 адресованного Кордюшову А.С., указано, что семья Кордюшова А.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 23.10.2013 года. Номер общей очереди - 269. На основании заявления от 21.04.2014 года его семья включена в список- молодых семей-участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жильё» до 2023 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2024 года, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году по муниципальному району Кинель-Черкасский Самарской области под номером - 50.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы.
Так же указано, что в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования» до 2022 года государственной программы Самарской области» до 2022 года», утвержденной «постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 (далее - госпрограмма), реализуется мероприятие по предоставлению социальных выплат на компенсацию процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) по кредитному договору, договору займа при приобретении (строительстве) жилого помещения следующим семьям:
- семьям, в которых один из супругов достиг 36-летнего возраста и исключенным из числа участников подпрограммы;
- молодым семьям, стоящим в списке участников подпрограммы на получение социальной выплаты, с условием исключения таких семей из подпрограммы.
Для получения социальной выплаты на компенсацию молодые семьи должны соответствовать следующим условиям:
- наличие детей в возрасте до 18 лет (для семей - на дату, когда возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье превысил 35 лет, для молодых семей - на момент обращения за социальными выплатами на компенсацию);
- срок участия в подпрограмме не менее 4 лет (для семей - с даты признания участниками подпрограммы до даты, когда возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье превысил 35 лет, для молодых семей - с даты признания участниками подпрограммы до даты выдачи справки, необходимой для получения социальных выплат на компенсацию);
- наличие ипотечного жилищного кредита (займа), направленного на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Самарской области;
- для семей, на дату, когда возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье превысил 35 лет, для молодых семей - наличие ипотечного жилищного кредита (займа), направленного на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Самарской области, в период участия в подпрограмме.
Таким образом, Кордюшов А.С. проинформирован о снятии его семьи с учета при достижении возраста одного из супругов 36 лет, а также об участии в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования» до 2022 года государственной программы Самарской области» до 2022 года», утвержденной «постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684.
Из писем министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 30.09.2020г. №5-06/759, от 28.09.2022г. № МСДСП-02/904 адресованных Главам городских округов и муниципальных районов Самарской области, следует, что в целях мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — мероприятие) и своевременного формирования и утверждения списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, актуализируются списки участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату, также указано на то, что на момент утверждения списка претендентов среди молодых семей не должно быть 36- летних граждан и не должно быть молодых семей, которые были обеспечены социальными выплатами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что несоблюдение данного условия, то есть достижения одним из супругов возраста 36 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме. Кроме того, учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Доводы административного истца о том, что достижение предельного возраста не является основанием для внесения изменений в утвержденные списки, не состоятельна, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Доводы о том, что государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, взяло на себя определенные публично-правовые обязательства по ее социальной поддержке, от которых не может отказаться, надуманны, поскольку основаны не на нормах права, а на мнении и предположении.
На основании пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050), который устанавливает возрастные ограничения в отношении каждого из супругов на момент принятия решения о включении молодой семьи - участницы ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (как указано в пункте 26 названных Правил). Тогда как в последующем после доведения сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, где учитываются ограничения по возрасту хотя бы одного из членов молодой семьи, который не должен превышать 35 лет (как указано в пункте 26 названных Правил).
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 27 названных Правил.
Каких либо объективных доказательств в подтверждение нарушения прав, свобод и законных интересов административным истцом в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226,227,228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Кордюшова <данные изъяты>, Кордюшовой <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Кинель – Черкасского района, Администрации Кинель-Черкасского района, заинтересованным лицам Министерству строительства Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании действий органов местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Кинель – Черкасский районный суд.
Решение в мотивированном виде изготовлено 16.11.2022г.
<данные изъяты>