Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-32/2020 (2-1047/2019;) ~ М-1067/2019 от 15.11.2019

                                 г/д 2-32/2020

решение составлено

17.01.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда                                                                                            13 января 2020 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

    при секретаре судебного заседания Бияновой М.С.

с участием истца Черепановой Э.В.

представителя ответчика УПФР в г.Верхней Салде (межрайонное) Кузнецовой А.В.

представителя ГБУЗ СО «Нижнесалдинская ЦГБ» Ермаковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепановой Эльвиры Владимировны к государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Верхней Салде Свердловской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о возложении обязанности по зачету периодов работы в специальный стаж, о назначении досрочной страховой пенсии,

у с т а н о в и л:

Черепанова Э.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Верхней Салде Свердловской области (межрайонное) (далее – УПФР в г.Верхней Салде), в котором просит признать незаконным решение УПФР в г.Верхней Салде № .... от 12.09.2019 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности период работы с 01.06.1992 по 14.02.1994 в должности диспетчера скорой помощи в муниципальном учреждении «Нижнесалдинская центральная городская больница», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994 по 11.11.1994, с 17.03.2014 по 25.04.2014, назначить пенсию досрочно с 12.09.2019. В обоснование заявленных требований указала, что с 01.06.1992 по 14.02.1994 работала в должности диспетчера скорой медицинской службы, организованной в отделении и расположенной в одном помещении с поликлиникой. На нее возложены были обязанности, связанные с лечебной деятельностью, прием и передача вызовов выездным бригадам, медицинская консультация пациентов по телефону, предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей гаража, медосвидетельствование лиц на состояние алкогольного опьянения, амбулаторный прием пациентов, обратившихся за экстренной медицинской помощью в течение суток, посезонно в весенне-летний период удаление у обратившихся лиц клещей с введением иммуноглобулина, заполнение и ведение всей медицинской документации СМП, введение лекарств по назначению участковых врачей пациентам в экстренном порядке и когда не работал процедурный кабинет. Впоследствии должность диспетчера переименована в должность фельдшер-диспетчер. Находясь на курсах повышения квалификации по скорой и неотложной помощи, обучалась и совершенствовала свои навыки в лечебной деятельности, получала заработную плату, организация производила отчисления в Пенсионный фонд.

В судебном заседании Черепанова Э.В. заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, суду пояснил, что решение УПФР в г.Верхней Салде является законным и обоснованным. Период работы истца с 01.06.1992 по 14.02.1994 в должности диспетчера не может быть включен в специальный стаж ввиду отсутствия данной должности в «Наименовании должностей» Списка от 29.10.2002 № ..... В периоды прохождения на курсах повышения квалификации истец не осуществлял медицинскую деятельность. Ввиду отсутствия у истца требуемого стажа в льготном исчислении, ей правомерно было отказано в назначении пенсии досрочно.

Представитель ГБУЗ СО «Нижнесалдинская центральная городская больница» Ермакова Е.А. в судебном заседании пояснила, что решение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда. Истец, выполняя должностные обязанности диспетчера скорой помощи, в спорный период, возможно, была привлечена к исполнению обязанностей фельдшера, однако подтверждающих документов не сохранилось.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением УПФР в г.Верхней Салде № .... от 25.09.2019 Черепановой Э.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Не приняты к зачету, в том числе, оспариваемые истцом периоды, положительность страхового стажа истца составил 31 год 05 месяцев 26 дней, стаж на соответствующих видах работ – в календарном исчислении 28 лет 05 месяцев 20 дней, в льготном исчислении 28 лет 06 месяцев 27 дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), в редакции, действовавшей на дату обращения истца в Управление с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Пунктами 1 (подп. "н") и 3 (абзац 1, подп. "в") постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Список № 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила № 781).

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был утвержден Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Как следует из трудовой книжки истца, 01.06.1992 Черепанова Е.В. переведена диспетчером скорой помощи Нижнесалдинской горбольницы, 15.02.1994 переведена фельдшером скорой помощи выездной бригады.

В спорный период (с 01.06.1992 по 14.02.1994) действовали Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, которым предусматривалась возможность включения в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, осуществляющим все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) в качестве врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности, и ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списки и Правила исчисления специального стажа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, регламентировали порядок включения в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в должностях врачей и среднего медицинского персонала, поименованных соответствующими списками (в частности медицинской сестры) не только в учреждениях здравоохранения, но и в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Действующими в последующем Списком и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, также предусматривалось, что в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей) (п. 6).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Черепанова Э.В. согласно записям в трудовой книжке в период с 01.06.1992 по 14.02.1994 работала в Нижнесалдинской ЦГБ в должности диспетчера скорой помощи.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Судом установлено, что занимаемая истцом в спорный период должность «диспетчер скорой помощи» поименована работодателем правильно.

Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, в перечне должностей специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) предусмотрены должности «фельдшер», «фельдшер скорой медицинской помощи».

Данные должности, относящиеся к среднему медицинскому персоналу, а также должность «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам» поименованы также в номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, применяемой за период работы до 01.11.1999.

Должность «диспетчер скорой помощи» не предусмотрена вышеуказанными номенклатурами должностей.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" которого указаны должностные обязанности фельдшера (скорая медицинская помощь).

Истцом в обоснование заявленных требований представлены примерная должностная инструкция фельдшера-диспетчера (медицинской сестры) по приему вызовов от населения и передаче их выездной бригаде, должностная инструкция фельдшера-диспетчера (медицинской сестры) по приему вызовов от населения и передаче их выездной бригаде, утвержденные главным врачом ЦГБ г.Нижняя Салда 07.01.2000.

Вместе с тем, допустимых доказательств выполнения истцом в спорный период работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не представлено.

Согласно личной карточке работника Черепановой Э.В. по форме Т-2, истец на основании приказа № .... от 25.05.1992 назначена на должность фельдшера-диспетчера скорой помощи, приказом № .... от 02.02.1994 переведена на должность фельдшера скорой помощи выездной бригады.

Вместе с тем, из карточек-справок за 1992-1994 годы следует, что Черепанова (Ахунова) Э.В. с 01.06.1992 переведена на должность диспетчера скорой помощи, с 09.08.1992 разрешено замещение за фельдшера скорой помощи на время отсутствия основного работника, за заместительство разрешено произвести оплату за фактическое отработанное время; с 15.02.1994 на период вспышки гриппа переведена на должность фельдшера скорой помощи с совмещением профессии санитара-носильщика. Основной вид занимаемой должности указан «диспетчер скорой помощи». При этом из данных документов невозможно бесспорно установить периоды замещения.

    Согласно штатному расписанию на 1992 год, в ЦГБ г.Нижняя Салда в перечне работников поликлиники указаны штатные должности фельдшера скорой помощи (11 ставок) и диспетчера (4 ставки), одну из которых занимала Ахунова.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, в соответствии с которым засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г., работа в должности диспетчера скорой помощи не включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, согласно которому засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 г., не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности диспетчера скорой помощи.

Список, утвержденный постановлениемостановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, также не предусматривает возможности зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должности диспетчера скорой помощи.

Таким образом, спорный период истца не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку должность диспетчера скорой помощи не предусмотрена ни одним из ранее действовавших нормативно-правовых актов, устанавливающих Списки медицинских должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Довод истца о том, что в спорный период она осуществляла лечебную деятельность, привлекалась к оказанию амбулаторной помощи пациентам, обратившимся непосредственно на станцию, выполнению иной медицинской деятельности, замещая фельдшера, не является основанием для включения спорного периода в специальный стаж, поскольку сам по себе факт эпизодического участия в оказании медицинской помощи в течение рабочей смены не указывает на осуществление истцом лечебной деятельности в течение полного рабочего дня.

Также суд отклоняет доводы истца о применении Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И как несостоятельные.

Действительно, в соответствии с п. 2.9 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», лицам, работающим в должностях вакцинатора, дезинфектора, диспетчера станции скорой медицинской помощи, заведующего детскими яслями, медицинского регистратора, медицинского статистика, пенсия за выслугу лет могла быть назначена при условии наличия в период работы медицинского образования.

Из материалов дела следует, что истец в 1988 окончила Алапаевское медицинское училище, имеет квалификацию «фельдшер», что подтверждает наличие у истца в спорный период медицинского образования.

Вместе с тем, данное письмо не является нормативно-правовым актом, являлось рекомендацией для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01.10.1993. В связи с изданием настоящего письма утратило силу методическое письмо Пенсионного управления Министерства социального обеспечения РСФСР от 15.01.1960 № 40-188 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Списки соответствующих работ профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В данном случае, с учетом спорного периода, применению подлежат Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 461 и последующие Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 46, 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника, наличие специального образования является необходимым условием на занятие педагогической деятельностью.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.

Спорные периоды с 05.09.1994 по 11.11.1994, с 17.03.2014 по 25.04.2014 подлежат зачету в календарном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку этот период является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд, период прохождения истцом повышения курсов квалификации обуславливал возможность его дальнейшей работы, на эти периоды за ним сохранялось рабочее место и заработок.

В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что на день обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии продолжительность ее специального стажа с учетом включенных судом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, составил менее 30 лет, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии с 25.09.2019.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Черепановой Эльвиры Владимировны к государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Верхней Салде Свердловской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о возложении обязанности по зачету периодов работы в специальный стаж, о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области (межрайонное) зачесть Черепановой Эльвире Владимировне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 05.09.1994 по 11.11.1994, с 17.03.2014 по 25.04.2014 – в календарном исчислении.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                         О.В.Исаева

2-32/2020 (2-1047/2019;) ~ М-1067/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Черепанова Эльвира Владимировна
Ответчики
Управление пенсионного фонда РФ
Другие
МУЗ "Нижнесалдинская ЦГБ"
Суд
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области
Судья
Исаева Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
verhnesaldinsky--svd.sudrf.ru
15.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2019Передача материалов судье
20.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.12.2019Предварительное судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее