РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2019 года г.Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кулеш Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Барабановой С.Ю.,
с участием прокурора прокуратуры г.Муравленко Петровой Р.Б.,
истца Галимжановой А.Р., представителя ответчика Елисеевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-224/2019 по иску прокурора города Муравленко, действующего в интересах Галимжановой Алисы Рамилевны, к Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский транспорт» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Муравленко, действующий в интересах Галимжановой Алисы Рамилевны, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский транспорт» (далее – ООО «Сибтранс») о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города по обращению Галимжановой А.Р. проведена проверка соблюдения ООО «Сибтранс» требований законодательства об оплате труда, в ходе которой выявлено, что Галимжанова А.Р. с 29.01.2018 г. по 13.09.2018 г. работала в данной организации в должности кладовщика в режиме пятидневной рабочей недели с 09:00 часов до 19:00 часов, с перерывом с 12:00 часов до 14:00 часов, с заработной платой в размере 18 000 рублей в месяц. В нарушение требований ст.ст.136, 140 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ответчик не выплатил заработную плату этому работнику за период с 01.04.2018 г. по 13.09.2018 г., и компенсацию за неиспользованный отпуск. Согласно ст.ст.236, 237 ТК РФ, Галимжановой А.Р. причитаются компенсация за задержку заработной платы и компенсация морального вреда. Прокурор просил взыскать с ООО «Сибтранс» в пользу Галимжановой Алисы Рамилевны задолженность по заработной плате с 01.04.2018 г. по 13.09.2018 г. в размере 97 844 рубля 58 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 30 219 рублей 07 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 14.09.2018 г. по 02.04.2019 г. в размере 13 092 рубля 37 копеек, компенсацию морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями работодателя, в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании прокурор Петрова Р.Б. и истец Галимжанова А.Р. поддержали исковые требования в полном объеме. При этом Галимжанова А.Р. пояснила, что в период невыплаты заработной платы деньги в сумме 18 000 рублей ей передавал наличными в долг, без оформления расписок, из своей пенсии Свидетель 1 – <данные изъяты>. После получения заработной платы от ООО «Сибтранс» Галимжанова А.Р. намерена возвратить долг Свидетель 1. Факт того, что Свидетель 1 выплачивал ей таким образом заработную плату из средств ответчика, отрицала.
Представитель ответчика Елисеева М.Г. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что у ООО «Сибтранс» нет задолженности перед Галимжановой А.Р. по заработной плате за спорный период. Факт работы Галимжановой А.Р. в ООО «Сибтранс» с 29.01.2018 г. по 13.09.2018 г. в должности кладовщика и наличие у ответчика задолженности перед этим работником по компенсации за неиспользованный отпуск, не оспаривала. Полагала правильным расчет такой компенсации, представленный в судебном заседании в размере 21 508 рублей 27 копеек. Возражала против взыскания компенсации морального вреда, ссылаясь на недоказанность его причинения Галимжановой А.Р..
Допрошенный в судебном заседании 23 апреля 2019 года свидетель Свидетель 1 показал, что работал в ООО «Сибтранс» с 2017 года до сентября 2018 года в должности исполнительного директора. В его обязанности входило принимать работников на работу и увольнять их. За финансово-хозяйственную деятельность данной организации свидетель отвечал до 01.01.2018 г. В ООО «Сибтранс», на объекте магазин «Влан», со свидетелем работали Галимжанова А.Р. – кладовщиком, Свидетель 2 – главным бухгалтером. Примерно с февраля 2018 года, в связи с невыплатой Галимжановой А.Р. заработной платы свидетель давал ей ежемесячно по 18 000 рублей из своей пенсии в долг. Работодатель не выплачивал заработную плату по причине финансовых трудностей. Одно помещение магазина автозапчастей занимали ООО «Сибтранс» и ИП Шахлаев. Автозапчасти последнего продавались за наличный расчет, автозапчасти ООО «Сибтранс» – по безналичному расчету. Иногда Галимжанова А.Р. подменяла Свидетель 1 за кассой ИП Шахлаева, у которого свидетель также работал. Когда Свидетель 1 был в отпуске, Галимжанова А.Р. переводила ему выручку ИП Шахлаева.
Свидетель Свидетель 2 в судебном заседании 23 апреля 2019 года сообщила, что работала в ООО «Сибтранс» в должности главного бухгалтера с 1 января 2017 года по 7-8 августа 2018 года, сдавала отчеты, вносила в программу документы, а также занималась начислением заработной платы. Галимжанова А.Р. работала в этой организации кладовщиком с 29.01.2018 г. по начало сентября 2018 года, с заработной платой в размере 18 000 рублей. Контролировал работу Галимжановой А.Р. исполнительный директор Свидетель 1. Заработная плата Галимжановой А.Р. переводилась на банковскую карту в ПАО «Запсибкомбанк». Вроде бы была задержка по заработной плате Галимжановой А.Р., но свидетель полагала, что деньги брались наличными из магазина. Наличные денежные средства Свидетель 2 как бухгалтер не контролировала. Отчисления подоходного налога за работника производилось в любом случае.
Суд, заслушав пояснения прокурора, истца, представителя ответчика, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с ч.1 ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.3 ст.16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Сибтранс» – юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке 22.08.2005, единственный учредитель (участник) которого Ахмедханов Набий Гатанович. Он же является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, – директором, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.02.2019, от 03.04.2019 (л.д.39-47, 49-52).
Из записей в трудовой книжке Галимжановой Алисы Рамилевны №, подписанных директором Ахмедхановым Н.Г., следует, что Галимжанова Алиса Рамилевна 29.01.2018 г. была принята в ООО «Сибтранс» на должность кладовщика; 13.09.2018 г. трудовой договор с ней расторгнут по инициативе работника, согласно пункта 3 части первой статьи 77 ТК РФ (л.д.140-144).
Работнику была установлена пятидневная рабочая неделя, с заработной платой в размере 18 000 рублей ежемесячно. Фактически Галимжанова А.Р. отработала в ООО «Сибтранс» с 29.01.2018 г. по 13.09.2018 г.
Данные обстоятельства, помимо доводов искового заявления, подтверждаются объяснениями Ахмедханова Н.Г., данными помощнику прокурора г.Муравленко 08.04.2019 г., справкой о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за 2018 год (л.д.57-58, 138), и никем не оспаривались.
На основании ч.1 ст.91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч.4 ст.91 ТК РФ).
В силу ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (ч.3 ст136 ТК РФ).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ч.6 ст.136 ТК РФ). В соответствии с ч.2 ст.122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч.1 ст.127 ТК РФ).
Согласно ч.1 ст.140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Сибтранс» не выплатило Галимжановой А.Р. заработную плату за период работы истца с 1 апреля 2018 года по 13 сентября 2018 года, а также компенсацию за неиспользованный отпуск, что подтверждается пояснениями прокурора, истца Галимжановой А.Р., показаниями свидетеля 1 о невыплате истцу заработной платы за этот период, показаниями свидетеля 2 о том, что заработная плата Галимжановой А.Р. должна была перечисляться на банковскую карту ПАО «Запсибкомбанк», сведениями из выписки по счету Галимжановой А.Р. в ПАО «Запсибкомбанк» о перечислениях заработной платы от ООО «Сибтранс» за январь, февраль и март 2018 года (л.д.23-24), сведениями о движении денежных средств по расчетным счетам ответчика (л.д.59-117).
На основании ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на условиях состязательности и равноправия сторон.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ, ссылаясь на то, что ООО «Сибтранс» выплатил Галимжановой А.Р. заработную плату за период с апреля 2018 года по сентябрь 2018 года, и окончательный расчет при увольнении в полном объеме, ответчик не представил суду никаких доказательств в обоснование этих утверждений.
Также не представлены ответчиком доказательства в обоснование возражений против пояснений истца Галимжановой А.Р. и свидетеля 1 о том, что в спорный период свидетель выдавал истцу наличными ежемесячно 18 000 рублей из своей пенсии, а не из средств ООО «Сибтранс».
Между тем, обязанность по доказыванию исполнения обязательств работодателя перед работником по оплате труда и выплате при прекращении трудового договора всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, лежит на работодателе.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ответчика в пользу Галимжановой А.Р. задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск, подлежат удовлетворению.
Определяя размер подлежащих взысканию денежных сумм, суд учитывает следующее.
С апреля 2018 года по август 2018 года Галимжанова А.Р. отработала полные месяцы, в сентябре 2018 года – 9 рабочих дней из 20 рабочих дней при пятидневной рабочей неделе.
В связи с чем, задолженность ООО «Сибтранс» перед истцом по заработной плате за период с 01.04.2018 г. по 13.09.2018 г. составила 98 100 рублей: 18 000 рублей х 5 месяцев (с апреля по август 2018 года) = 90 000 рублей, за 9 рабочих дней сентября 2018 года – 8 100 рублей (18 000 рублей : 20 рабочих дней месяца) х на 9 дней).
На основании ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По расчету прокурора, с которым согласилась Галимжанова А.Р., размер задолженности ответчика перед данным работником по заработной плате за спорный период составляет 97 844 рубля 58 копеек ((л.д.7).
Поэтому взысканию с ООО «Сибтранс» в пользу Галимжановой А.Р. подлежит невыплаченная заработная плата за период с 1 апреля 2018 года по 13 сентября 2018 года в размере 97 844 рубля 58 копеек.
Определяя размер компенсации Галимжановой А.Р. за неиспользованный отпуск при увольнении, суд признает правильным такой расчет, представленный ответчиком, в сумме 21 508 рублей 27 копеек (л.д.139), поскольку этот расчет полностью соответствует требованиям ст.139 ТК РФ и Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922. В расчете прокурора (л.д.6) неправильно определен размер среднего дневного заработка – 871 рубль 62 копейки вместо 620 рублей 37 копеек, в нарушение п.10 Положения.
Таким образом, общая сумма задолженности ООО «Сибтранс» по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск перед Галимжановой А.Р. составляет 119 352 рубля 85 копеек (97 844,58 + 21 508,27).
В силу положений главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%.
В соответствии с ч.1 ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В связи с чем, за период с 14.09.2018 г. по 02.04.2019 г., за который прокурор и истец просили взыскать компенсацию за задержку заработной платы, Галимжановой А.Р. причитается такая компенсация в размере 12 202 рубля 64 копейки, в том числе:
с 14.09.2018 г. по 16.09.2018 г. – 173 рубля 07 копеек ((119 352,85 х 7,25%) : 150) х 3 дня);
с 17.09.2018 г. по 16.12.2018 г. – 5 430 рублей 88 копеек ((119 352,85 х 7,5%) : 150) х 91 день);
с 17.12.2018 г. по 02.04.2019 г. – 6 598 рублей 69 копеек ((119 352,85 х 7,75%) : 150) х 107 дней).
Разрешая исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд принимает во внимание следующее.
На основании ч.4 ст.3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Согласно ч.1 ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч.2 ст.237 ТК РФ).
Учитывая, что со стороны работодателя имела место длительная невыплата Галимжановой А.Р. заработной платы и компенсации на неиспользованный отпуск, без законных на то оснований, суд считает, что данный работник подвергся дискриминации в сфере труда, и поэтому, вопреки доводам представителя ответчика, вправе претендовать на получение компенсации морального вреда.
Исходя из обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер такой компенсации в сумме 15 000 рублей.
В соответствии с абзацем третьим статьи 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы за период с 1 апреля 2018 года по 30 июня 2018 года в размере 54 000 рублей (18 000 х 3), с удержанием НДФЛ 13%, подлежит немедленному исполнению.
В силу ч.2 ст.45 и ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.1 п.1 ст.333.19 и пп.9 п.1 333.36 НК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко в сумме 6 131 рубль 11 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 97 844 ░░░░░ 58 ░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 13%), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 21 508 ░░░░░░ 27 ░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 13%), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 202 ░░░░░ 64 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 146 555 (░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 49 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 131 (░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 11 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 211 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 54 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 13%) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2019 ░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-224/2019 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░: 89RS0006-01-2019-000218-54.