Дело № 3а-84/2020 УИД 76OS 0000-01-2020-000012-95
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 9 июня 2020 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при участии секретаря Антоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мясопродукт» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Мясопродукт» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации хозяйственного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Заявление обосновано следующим: ООО «Мясопродукт» является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно отчету ООО «Яр-Оценка» рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В ходе судебного рассмотрения по настоящему административному делу была проведена судебная оценочная экспертиза.
В судебном заседании представитель административного истца Тужилкина К.В. заявление поддержал, уточнив что не возражает против установления рыночной стоимости земельного участка согласно заключению судебной экспертизы.
Представитель заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв, в котором имеются возражения против относительно отчета оценки рыночной стоимости земельного участка с указанием на то, что он не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Управление Росреестра по Ярославской области в своем отзыве оставило вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда. Указано, что общество в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости обращалось, но его заявление оставлено без удовлетворения.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» представлен отзыв на заявление, в котором учреждение оставляет определение достоверности рыночной стоимости объекта недвижимости на усмотрение суда.
Иные участники процесса представителей в суд не направили, отзывов на административное исковое заявление суду не представили.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами или гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО «Мясопродукт» является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации хозяйственного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный факт подтвержден свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.
Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
Суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, правообладателем которого он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 01 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе <адрес>.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена на указанную дату в размере <данные изъяты> рублей.
Первоначально административным истцом был представлен отчет ООО «Яр-Оценка» от 04 декабря 2019 года оценки рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Выводы оценщика в представленном отчете потребовали проверки у суда на предмет их достоверности.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
Назначая судебную оценочную экспертизу, суд исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанного земельного участка в целях установления его объективной стоимости.
Анализируя представленное заключение эксперта Харисовой В.И. от 08 апреля 2020 года, суд приходит к выводу, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
В ходе производства судебной экспертизы экспертом установлено, что отчет оценки рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «Яр-Оценка», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, определенная оценщиком рыночная стоимость не является достоверной и установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> рублей.
Эксперт указал, что отчет оценки рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям пункта 5 ФСО №3 – принципу однозначности и обоснованности, пункта 22 ФСО №7, пункта 8 ФСО №1.
Данные выводы отражены на страницах 12-21 заключения эксперта. Из заключения судебной оценочной экспертизы следует, что экспертом проанализирован рынок объекта оценки. Для определения рыночной стоимости объекта оценки использован сравнительный подход. В экспертном заключении приведен расчет рыночной стоимости объекта оценки, в котором подробно изложены последовательность оценки объектов сравнительным подходом, данные для сравнения аналогов с объектом оценки. В заключении содержится экономическая обоснованность применения корректировок. Выводы эксперта являются мотивированными, в связи с чем, оснований не доверять им у суда не имеется.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения. Кроме того, в экспертном заключении приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
В целом анализ заключения судебной оценочной экспертизы позволяет сделать однозначный вывод о том, что судебным экспертом определены основные ценообразующие факторы, по которым произведен подбор аналогов.
Доказательства, которые могли бы поставить под сомнения выводы, изложенные в заключении судебной оценочной экспертизы, лицами, участвующими в деле, не представлены.
Суд отмечает, что в судебном заседании представитель административного истца, а в своем отзыве представитель заинтересованного лица- Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не возражали против выводов судебной экспертизы.
По изложенным мотивам при определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости суд исходит из заключения судебной экспертизы.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения общества с заявлением в комиссию, т.е. – 17 декабря 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации хозяйственного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с
кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 17 декабря 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Нуждин