Дело №а-178/22
73RS0№-55
М-2743/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Беловой И.З.,
с участием административного истца Аксенова Р.Н. (участие обеспечено посредством системы видеоконференц-связи),
с участием представителя административного ответчика Мошкова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-178/22 по административному исковому заявлению Аксенова Р.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействий) незаконными,
установил:
Аксенов Р.Н. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействий) незаконными.
Требования мотивированы следующим образом.
Аксенов Р.Н. указывает, что направил обращение в Генеральную прокуратуру РФ от 20.01.2021 г., от 06.07.2020 г. с просьбой о внесении изменений, дополнений в ряд положений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказ Минюста России от 16.12.2016 г. №), в Инструкцию о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. Указывает, что ответы на свои обращения, перенаправленные во ФСИН России, он получил не полные, не по всем поставленным им вопросам. Полагает, что ФСИН России следовало в доступной форме разъяснить ему со ссылкой на нормативную базу возможность либо невозможность разрешения всех поставленных в предложениях вопросов. Считает, что ФСИН России в лице должностных лиц Правового управления следовало принять меры реагирования в виде передачи заключения с предложениями Аксенова Р.Н. руководителю в установленном порядке. Считает, что его права и интересы нарушенными, полагает, что ответы ФСИН от 30.06.2021 №, от 11.09.2020 №, от 01.07.2021 № № не соответствуют требованиям ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Просит суд признать неправомерными указанные действия (бездействия) административного ответчика. Просит суд обязать ФСИН России рассмотреть направленные административным истцом предложения и дать ему ответ по каждому вопросу в доступной форме возможность либо невозможность решения всех поставленных в предложениях вопросов, со ссылкой на нормативное обоснование; либо пояснить, прочему его обращения не были переданы для рассмотрения по подведомственности.
Административный истец Аксенов Р.Н., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференц-связи, административный иск полностью поддержал по приведенным доводам. Не оспаривает, что получил ответы на свои обращения, но не согласен с их содержанием. В процессе судебного разбирательства указал, что поддерживает доводы иска лишь в части ответа на обращение за подписью врио начальника ПУ ФСИН России Еременко Т.И. от 30.06.2021 г. № щг-13-30535. Остальные ответы не считает нарушающими его права.
В установленном порядке административный истец Аксенов Р.Н. административные исковые требования не уточнил, об отказе от исковых требований (части требований) в установленном порядке не заявил.
Представитель административного ответчика ФСИН России Мошков А.Ю. в судебном заседании с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении. Сообщил, что названные обращения Аксенова Р.Н. были рассмотрены в установленном порядке и в установленные сроки. Со стороны ФСИН России не усмотрено целесообразности для выхода с предложениями о внесении изменений в законодательство по указанным Аксеновым Р.Н. позициям. Это является правом, а не обязанностью ФСИН России. Ответы были даны Аксенову Р.Н. в установленном порядке.
Представители заинтересованных лиц Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Прокуратуры Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области, ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области - в судебное заседание не явились, извещены.
С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Частями 8,9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Во исполнение ч.3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
В силу ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с ч.5 ст. 11 указанного ФЗ № 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно п. 3.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45) обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (п.3.5 Инструкции).
В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности с уведомлением об этом заявителя (п. 3.11).
Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 1.6 Инструкции).
По смыслу требований ст.218 КАС РФ, п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ административным истцом при обращении в суд с административным иском следует указывать на конкретное нарушение его прав, свобод и законных интересов либо препятствий к их осуществлению, либо конкретном случае незаконного возложения какой-либо обязанности со стороны конкретного административного ответчика, должен быть поставлен вопрос о восстановлении его конкретных прав и интересов в рамках рассматриваемого административного дела, в противном случае это может повлечь неопределенность решения суда и невозможность его исполнения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Аксенов Р.Н. обратился 20.01.2021 г. в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о внесении изменений и дополнений в законодательство.
Его обращение 19.05.2021 г. было передано во ФСИН России для рассмотрения по компетенции, поступило 02.06.2021 г.
30.06.2021 г. Аксенову Р.Н. ПУ ФСИН России был дан ответ за исх. №, что в ходе проведённой проверки его доводов нарушений прав заявителя не выявлено. Разъяснено, что по действующему законодательству полномочия утверждать ПВР исправительных учреждений делегированы Министерству юстиции РФ,
Также 20.01.2021 г. Аксенов Р.Н. обратился Генеральную прокуратуру РФ с предложением о совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства РФ. Просил принять меры прокурорского реагирования, указав, что в камерах отсутствуют розетки и нет возможности взять с собой кипятильник.
Его обращение 19.05.2021 г. было передано во ФСИН России для рассмотрения по компетенции, поступило 02.06.2021 г.
Доводы обращения Аксенова Р.Н. были проверены. Ему был дан ответ УРН ФСИН России от 01.07.2021 г. №, что установка штепсельных розеток в камерах ПКТ ИК -13 возможно в рамках проведения капитального ремонта проводки на данном объекте с учетом выделения финансирования и в установленные сроки.
Аксенов Р.Н. обратился 06.07.2020 г. в Генеральную прокуратуру РФ с предложением о совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства РФ. Указывал на пробелы законодательства по регулированию вопросов использования электроприборов в помещениях камерного типа.
Его обращение 06.08.2020 г. было передано во ФСИН России для рассмотрения по компетенции, поступило 17.08.2020 г.
Доводы обращения Аксенова Р.Н. были проверены. Ему был дан ответ УРН ФСИН России от 11.09.2020 г. №, что ФСИН России не обладает правом законодательной инициативы. Также были разъяснены положения законодательства по поставленному вопросу относительно содержания осужденных в ПКТ.
Таким образом, мотивированные ответе на поступившие от Аксенова Р.Н. обращения были направлены в его адрес, что не отрицалось административным истцом. Сроки рассмотрения обращений и направления ответов на обращения соблюдены. Ответы на обращения административного истца подписаны уполномоченными на то лицами в пределах компетенции.
Согласно ч.4 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 15 УИК РФ Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.
Согласно ч. 6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
В силу ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Согласно ч.3 ст. 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313), Минюст России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу пп.3 п. 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314) директор ФСИН вносит Министру юстиции Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России.
Административным истцом Аксеновым Р.Н. указано на нарушение его прав, свобод и законных интересов административным ответчиком ФСИН России в виде не принятия мер по внесению предложений о внесении изменений в законодательство, а также неполноты данных ему ответов на обращения.
В ст. 104 Конституции РФ поименованы субъекты, наделенные правом законодательной инициативы.
Порядок реализации конституционного права законодательной инициативы нормативно регламентирован.
Доказательства того, что действиями (бездействием) данного административного ответчика нарушены права и законные интересы административного истца в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, по смыслу положений ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявитель не вправе требовать от государственного органа направления ему ответа определенного содержания, не вправе требовать письменных объяснений, так как подобная обязанность у соответствующего органа отсутствует.
В силу п.4 ч.1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Судом не усмотрено нарушение требований законодательства при рассмотрении обращений административного истца Аксенова Р.Н. административным ответчиком.
В связи с изложенным административные исковые требования Аксенова Р.Н. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Аксенова Р.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействий) незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Сычёва