Дело №2-401/2021
УИД 28RS0024-01-2021-000837-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года город Шимановск
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скрастиной И.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца – помощника прокурора Шимановского района Толмачевой А.О., представителя ответчика ЗАО «Холдинг» - Лебедева Д.С., представителя третьего лица администрации города Шимановска – Гришечко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шимановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Холдинг» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шимановского района Шимановского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Холдинг» об обязании ответчика обеспечить наличие общего нормативного запаса угля к ДД.ММ.ГГГГ на котельных города Шимановска, обслуживаемых ЗАО «Холдинг»: котельная №, расположенная по адресу: <адрес>; центральная котельная города Шимановска, расположенная по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Шимановского района проведена проверка готовности объектов ТЭК и ЖКХ в период прохождения отопительного сезона 2021-2022 годы. Согласно положениям ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов. В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством и другими федеральными законами. Подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Статья 14 указанного Федерального закона также относит к вопросам местного значения поселения участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. На основании п. 1 ч. 1 ст. 3, 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержанием мощности. В силу п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона теплоснабжении теплоснабжающие организации и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года №115 (далее - Правила), предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации. В соответствии с п. 11.9 Правил, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. На основании п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 года №377 (далее - Порядок) норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). В соответствии с п.п. 3, 21 Порядка, ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Согласно п. 20 Порядка, при доставке твердого топлива автотранспортом объем ННЗТ рассчитывается на 7 суток. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Согласно п. 11 Порядка, НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Пунктами 12,13 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Подпунктом «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, закреплено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Согласно пп. «а» п. 31 указанных Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Муниципальные котельные администрации города Шимановска и объект теплоснабжения, находятся в пользовании у ЗАО «Холинг» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно приложению № договора аренды, в пользовании у ЗАО «Холдинг» находятся следующие объекты теплоснабжения: котельная №, расположенная по адресу: <адрес>; центральная котельная города Шимановска, расположенная по адресу: <адрес>. Посредством обозначенных котельных осуществляется теплоснабжение населения, объектов социальной инфраструктуры, административных зданий, расположенных на территории <адрес>. В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 15 июня 2021 года №160-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2021-2022 года и их работе в течение отопительного периода 2021-2022 года» общий нормативный запас топлива на муниципальных котельных города Шимановска должен составлять 12 960 тонн. Согласно информации администрации г. Шимановска ОНЗТ на ДД.ММ.ГГГГ на котельных г. Шимановска, обслуживаемых ЗАО «Холдинг», должен составлять 12 960 тонн. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива составляет 0,050 тыс. тонн. Сложившаяся ситуация в сфере обеспечения котельных расположенных на территории города Шимановска топливом свидетельствует о ненадлежащем исполнении ЗАО «Холдинг» принятых на себя обязательств в качестве теплоснабжающей организации, что создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории города Шимановска и нарушении прав неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества. Данная ситуация недопустима и подлежит устранению. Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, истец просит суд обязать ЗАО «Холдинг» обеспечить наличие общего нормативного запаса угля к ДД.ММ.ГГГГ году на котельных г. Шимановска, обслуживаемых ЗАО «Холдинг»: котельная №, расположенная по адресу: <адрес>; центральная котельная г. Шимановска, расположенная по адресу: <адрес>. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В отзыве ответчика ЗАО «Холдинг» на исковое заявление, указано, что в соответствии с п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, нормативный запас топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее –ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее –ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ). Согласно п. 6 указанного Порядка, ННЗТ рассчитывается один раз в три года. В соответствии с п. 12 Порядка, расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое и жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 01 октября планируемого года. Исходя из распоряжений Правительства Амурской области от 15 июня 2021 года №160-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2021-2022 года и их работе в течение отопительного периода 2021-2022 года», ОНЗТ на муниципальных котельных города Шимановска должен составлять 12 960 тонн. Таким образом, в действительности ЗАО «Холдинг» обязано обеспечить к ДД.ММ.ГГГГ году наличие ОНЗТ на обслуживаемых котельных в размере 12 960 тонн. В целях регулярного и бесперебойного снабжения котельных ЗАО «Холдинг» необходим объемом топлива (угля), предприятием заключен договор на поставку угля № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Торговый дом «Энергетические угли», этим же договором согласован график поставки угля, позволяющий котельным предприятия работать в нормальном, стабильном режиме в течение всего отопительного периода. На август 2021 года, согласно подписанному дополнительному соглашению к договору, запланирована поставка угля в количестве 4 000 тонн. Из гарантийного письма поставщика топлива – АО ТД «Энергетические угли», поставщик обязуется поставить в сентябре 2021 года 8 000 тонн угля. В настоящее время ЗАО «Холдинг» принимаются меры направленные на обеспечение отгрузки в адрес предприятия необходимого количества топлива.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шимановского района Толмачева А.О. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить, решение суда обратить к немедленному исполнению.
Представитель ответчика ЗАО «Холдинг» Лебедев Д.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку ЗАО «Холдинг» обязано обеспечить к ДД.ММ.ГГГГ году наличие ОНЗТ на обслуживаемых котельных в размере 12 960 тонн. Дополнительно пояснил, что в настоящее время на предприятии имеется только 2 200 тонн угля. Уголь не поставляется предприятию с мая 2021 года из-за возникший проблем с предоставлением ОАО «РЖД» вагонов для поставки угля. В настоящее время ЗАО «Холдинг» принимаются меры направленные на обеспечение отгрузки в адрес предприятия необходимого количества топлива.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Шимановска Амурской области Гришечко О.А. возражений относительно исковых требований прокурора Шимановского района не имела, пояснив, что ЗАО «Холдинг» еженедельно предоставляет информацию в комитет жилищно–коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации г. Шимановска о наличии запасов топлива на складах котельных, также предоставляет сведения по вопросу подготовки к отопительному периоду в осенне-зимний период 2021-2022 годов. Данная информация перенаправляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Наличие запасов топлива на складах котельных, также подготовка к отопительному периоду в осенне-зимний период 2021-2022 года находятся на контроле у мэра г. Шимановска и губернатора Амурской области. В целях регулярного и бесперебойного снабжения котельных ЗАО «Холдинг» необходимым объемом топлива (угля), предприятием заключен договор на поставку угля № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Торговый дом «Энергетические угли». Этим же договором согласован график поставки угля, позволяющий котельным предприятиям работать в нормальном, стабильном режиме в течение всего отопительного периода. Между ЗАО «Холдинг» и АО «Торговый дом «Энергетические угли» заключено дополнительное соглашение № «К договору № от ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ на поставку в августе 2021 года 4 000 тонн каменного угля. На основании изложенного, оставляет на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
Статья 2 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) предусматривает, что передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В силу п. 8 ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о теплоснабжении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Согласно подп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 (далее – Правила), предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
В соответствии с п.п. 4.1.1, 11.9 Правил, технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно п.п. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года №377 (далее – Порядок), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Основной нормативный запас топлива определяется не позднее 01 октября года, предшествующего планируемому.
Распоряжением Правительства Амурской области от 15 июня 2021 года №160-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2021-2022 года и их работе в течение отопительного периода 2021-2022 года» определен общий нормативный запас топлива на муниципальных котельных г. Шимановска, который должен составлять: к ДД.ММ.ГГГГ – 12 960 тонн, ДД.ММ.ГГГГ – 11 899 тонн; ДД.ММ.ГГГГ – 10 873 тонны, ДД.ММ.ГГГГ – 9 812 тонн; к ДД.ММ.ГГГГ – 6 840 тонн; к ДД.ММ.ГГГГ – 3 883 тонны; к ДД.ММ.ГГГГ – 3 165 тонн.
Судом установлено, что муниципальные котельные администрации г. Шимановска и объект теплоснабжения находятся в пользовании у ЗАО «Холдинг» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно приложению № договора аренды, в пользовании у ЗАО «Холдинг» находятся следующие объекты теплоснабжения: котельная №, расположенная по адресу: <адрес>; центральная котельная г. Шимановска, расположенная по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной прокуратурой Шимановского района проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива составляет 0,050 тыс. тонн.
При этом, п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России №170 от 27 сентября 2003 года, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Согласно представленной в ходе рассмотрения дела информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на котельных, эксплуатируемых обществом, нормативный запас угля составляют 0,160 тысяч тонн, процент обеспеченности – 1%.
Таким образом, из представленных документов следует, что у ответчика на данный момент отсутствует нормативный запас топлива в количестве 12 960 тонн, необходимый к началу отопительного периода составляющий не ниже 70% от указанного нормативного запаса.
При этом, из пояснений представителя ответчика и представленного договора на поставку угольной продукции № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Торговый дом «Энергетические угли» и графика поставки угля следует, что ответчиком предпринимаются все необходимые действия для подготовки к отопительному сезону, поставка и отгрузка угля на котельные будет производиться периодически в течение всего отопительного периода.
Однако, представленные документы не являются бесспорными доказательствами наличия запаса основного и резервного топлива и исполнении обязанности по его обеспечению до начала отопительного периода 2019-2020 года.
Нарушение законодательства ЗАО «Холдинг» об обеспечении нормативного запаса топлива на котельных г. Шимановска, позволяющего обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке в течение всего отопительного периода 2021-2022 года, нарушает права неопределенного круга лиц на условия, обеспечивающие достойную жизнь населения, одним из которых является теплоснабжение жилых домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы прокурора в части возложения на ответчика обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля к ДД.ММ.ГГГГ году на котельных г. Шимановска, обслуживаемых ЗАО «Холдинг»: котельная №, расположенная по адресу: <адрес>; центральная котельная г. Шимановска, расположенная по адресу: <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом того, что нарушенные права граждан - жителей города Шимановска, на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией и горячей водой в силу своего характера в будущем не могут быть восстановлены, а также с учетом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий при прохождении отопительного сезона 2021-2022 года, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Шимановского района Амурской области к закрытому акционерному обществу «Холдинг» удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество «Холдинг» обеспечить к ДД.ММ.ГГГГ наличие общего нормативного запаса твердого топлива – угля для центральной котельной города Шимановска, расположенной по адресу: <адрес>, а также для котельной №, расположенной по адресу: <адрес>.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 21 сентября 2021 года.