Дело № 2-557/2015
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием истцов Кольцовой Т.Н., Кольцова А.Н.,
представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по иску Кольцовой Т. Н., Кольцова А. Н., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истцов, Шакирова Р. Ф., к Администрации Кизеловского муниципального района, третье, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Кольцову Т. Н. и Кольцова А. Н. в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и предоставить Кольцовой Т. Н. и Кольцову А. Н. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности, мотивируя свои требования тем, что Кольцова Т.Н. и ее сын Кольцов А.Н. проживают в доме по адресу: <адрес>, Шахтинское сельское поселение, <адрес>. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ году, согласно справки ГУП «ЦТИ» его процент износа на дату последнего обследования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составляет № %. На сегодняшний день дом находится в аварийном состоянии, пришел в ветхость, непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, о чем свидетельствует заключение ОАО «ВНИМИ». Истцы иного жилья для проживания не имеют, что подтверждается справкой ГУП «ЦТИ Пермского края» и уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. На территории Кизеловского муниципального района из-за закрытия шахт Кизеловского угольного бассейна действует программа по содействию в переселении граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем таковым в результате ведения горных работ. Ответчик, несмотря на то, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для переселения из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ на шахте «Северная», отказывает в реализации данного права.
В судебном заседании истица Кольцова Т.Н., настаивая на исковых требованиях и доводах, пояснила, что квартира была предоставлена по ордеру в ДД.ММ.ГГГГ году ее отцу ФИО1. <...>
Истец Кольцов А.Н., настаивая на исковых требованиях и доводах, в том числе истца Кольцовой Т.Н., пояснил, что в настоящее время он проживает с матерью. Сначала он закончил школу № в <адрес>, затем ПУ №, работал, сейчас временно не трудоустроен. Он стал проживать с Шакировой Р. Ф., от совместной жизни у них ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО1. <...> Так как ФИО1 зарегистрирована по <адрес> у родственников, в ветхом доме, то сына прописали по <адрес>. Сначала он с ФИО1 снимал квартиру, сейчас не имеет такой возможности, живет с матерью. Требований о предоставлении ФИО1 социальной выплаты не заявляет, так как сын родился после ликвидации шахты.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истцов, Шакирова Р.Ф. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне слушания дела, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что требований о предоставлении социальной выплаты в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не заявляет.
Представитель ответчика Новикова О.Н. исковые требования не признала из-за отсутствия финансирования по Программе, но право истцов на переселение не оспаривает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статей 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина- обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Постановлением Правительства РФ от 24.12. 2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) является актом уполномоченного органа государственной власти Министерства энергетики РФ, которое является главным распорядителем средств государственной поддержки на реализацию программ местного развития. Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) в редакции приказов Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 года № 308 и от 27.06.2002 года № 194 является действующим, по заключению Министерства юстиции РФ в государственной регистрации не нуждается, следовательно, вводится в действие с даты его утверждения и устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом.
Анализируя приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу, что, решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты).
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения. Как следует из вышеуказанных нормативных актов, социальная выплата предоставляется на семью.
Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан подверженным вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Северная», в результате которых здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации, и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Указанное заключение не оспаривается сторонами.
Шахта «Северная» Акционерного общества открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы зарегистрированы на жилой площади по <адрес> по настоящее время: Кольцова Т.Н.- с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын Кольцов А.Н.- с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой паспортиста и свидетельством о рождении.
Квартира по <адрес> предоставлялась по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ отцу истицы Кольцовой Т.Н.-ФИО1, который снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью. В ордер были включены: жена ФИО1- ФИО1, ее дочь ФИО1, дочь ФИО19 и ФИО1- ФИО1, которые сняты с регистрационного учета по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Последующий ордер на жилой помещение был утерян, что никем не оспаривается. Кроме того, право на жилое помещение истцов подтверждено тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Шахтинского сельского поселения и Кольцовой Т.Н. заключен договор социального найма квартиры по <адрес>, в котором в качестве членов семьи истицы, являющейся нанимателем жилого помещения, значатся сын Кольцов А.Н. и внук ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В регистрации на жилой площади по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ значится сын истца Кольцова А.Н. и третьего лица на стороне истцов Шакировой Р.Ф. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В интересах несовершеннолетнего законные представители требований о предоставлении ФИО1 социальной выплаты в составе семьи ФИО19 не предъявляют.
Истцы жилья в частном доме, принадлежащем им на праве собственности, в Кизеловском муниципальном районе не имеют, в приватизации квартиры в Кизеловском муниципальном районе Пермского края не участвовали, права на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ними не зарегистрированы, что подтверждается справкой Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края, сведениями Росреестра.
Анализируя в совокупности добытые доказательства по делу, суд приходит к выводу, что истцов следует включить в Список на переселение, поскольку на момент закрытия шахты «Северная» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО19 проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в доме, который в установленном порядке признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и подлежащим сносу, истцы до настоящего времени проживают и зарегистрированы в квартире, Кольцова Т.Н. является ее нанимателем, а Кольцов А.Н.- членом семьи нанимателя жилого помещения, иного жилья семья не имеет, в связи с чем у истцов возникло право на переселение, которое должно быть защищено судом, поэтому они имеют право на получение социальной выплаты.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам. Суд считает, что семья ФИО19 вправе избрать для постоянного места жительства любую местность за пределами города Кизел и Администрация района не вправе препятствовать им в переселении.
Истцам следует предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения с учетом двух членов семьи с соблюдением требований пунктов 9-10 вышеуказанных правил. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек 42 кв. метра. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики РФ и является неизменным до момента приобретения жилья.
Таким образом, суд удовлетворяет требования истцов, их следует включить в Список семей, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату для приобретения жилья за пределами города Кизела.
Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Кольцову Т. Н. и Кольцова А. Н. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Кольцовой Т. Н., Кольцову А. Н. социальную выплату на семью, состоящую из двух человек: Кольцова Т. Н., Кольцов А. Н., для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В. Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева
Подлинный документ подшит
в гражданском деле № 2-557/2015
Кизеловского городского суда
Пермского края