дело № 2-773/2019 |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
24 декабря 2019 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Ярушина И.В.,
при секретаре судебного заседания Цепиловой Н.П., с участием
истца Торосян М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торосян М. У. к Администрации Суксунского муниципального района Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории п. Суксун Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели,
установил:
Торосян М.У. обратилась в суд с иском к Администрации Суксунского муниципального района Пермского края о возложении на ответчика обязанности предоставить ей на территории п. Суксун Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование иска указала, что она ДД.ММ.ГГГГ закончила ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1», относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку она проживает в квартире, не пригодной для проживания, она признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет. Ответчик жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения ее не обеспечил, так как она состоит в очереди на получение жилья под номером 26.
Жилым помещением на праве собственности, либо на праве пользования не обеспечена, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец в судебном заседании на иске настаивала по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменное пояснение, из которого следует, что ответчик исковые требования истца признает частично, так как жилые помещения предоставляются указанной категории граждан на территории Суксунского района за счет средств бюджета Пермского края. Жилое помещение данной категории лиц предоставляется площадью не менее 28 кв.м., из них 14 кв.м. жилая площадь. В настоящее время истец в списке состоит под номером 26, планируемый год предоставления – 2021 (л.д.47).
Представитель третьего лица межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, каких-либо пояснений по иску не представил (л.д.49).
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в суд не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что в силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление по месту жительства в пределах территории муниципального района благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. По заявлению в письменной форме лиц, достигших 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального обучения, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров (л.д.32-33).
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что родителями истца Ахтаровой М. У. (после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ – Торосян), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец – А.У., мать – А.Е., что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8, 9).
Решением Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ А.Е. лишена родительских прав в отношении Ахтаровой М. У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.13).
Решением Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ А.У. лишен родительских прав в отношении Ахтаровой М. У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14-15).
Торосян М.У. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д.7).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Торосян М.У. на основании договора безвозмездной передачи части жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит доля в праве 1/5 на объект недвижимости – жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.16).
Указанное жилое помещение признано не пригодным для постоянного проживания, не отвечающим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждается заключением Межрайонного территориального управления № 3 Минсоцразвития Пермского края № 32 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17, 18).
Решением Межрайонного территориального управления № 3 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ Торосян М.У. окончила ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» г. Кунгур, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с письменным заявлением о предоставлении ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда (л.д.20).
Таким образом, истец Торосян М.У. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, жильем не обеспечена.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 указанной статьи).
Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК) органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК государственным уполномоченным органом Пермского края по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный в сфере: предоставления социальной поддержки детям-сиротам, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, - Министерство социального развития Пермского края; предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п (в ред. от 19.07.2017) утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок), согласно которому:
1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 года № 1939-419 (далее – граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
1.3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 года № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно частям 1, 3, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии следующих условий: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров (часть 5 статьи 6 в ред. Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК).
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенными выше правовыми нормами определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом суд полагает, что в части установления требований по норме предоставления площади жилого помещения надлежит руководствоваться положениями части 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК), как правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Порядком, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п (в ред. от 19.07.2017).
Как установлено судом, Торосян М.У., зарегистрированная по месту жительства в Суксунском районе Пермского края, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, проживание в котором являлось бы возможным, в собственности не имеет; на праве пользования по договору социального найма жилым помещением не обеспечена; истец достигла восемнадцатилетнего возраста, окончила обучение в образовательной организации, обратилась с письменным заявлением о предоставлении ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Таким образом, имеются все установленные приведенными требованиями законодательства условия для предоставления истцу жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Учитывая, что по настоящее время истец таким жилым помещением не обеспечена, иск подлежит удовлетворению с учетом требований Закона о норме предоставления площади жилого помещения.
Общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее 28 кв.м., при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м., само жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку местом жительства Торосян М.У. является Суксунский муниципальный район, жилое помещение ей должно быть предоставлено на территории данного муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Торосян М. У. к Администрации Суксунского муниципального района удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Суксунского муниципального района предоставить Торосян М. У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Суксунского муниципального района Пермского края, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
И.В. Ярушин |
Мотивированное решение составлено 27 декабря 2019 года