Гражданское дело №2-132/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2014 года пгт.Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Михайловой О.А.
при секретаре - Задорожной Н.А.
с участием
помощника прокурора Смирныховского района Константиновой Е.О.
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – МКУ «Управление народного образования администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Панфиловой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Звездочка» с.Победино муниципального образования городской округ «Смирныховский», администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности восстановить целостность ограждения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смирныховского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Звездочка» с. Победино МО ГО «Смирныховский» (далее ДОУ №4 «Звездочка», детский сад) о возложении обязанности восстановить целостность ограждения по периметру детского сада в срок до 01 июля 2014 года. В обоснование заявленных требований истец указал о том, что в нарушение положений ст.2 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», п.7 ст.28 федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.1 раздела 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ограждение детского сада частично отсутствует, что способствует свободному проникновению на его территорию посторонних лиц.
Определением суда от 31 января 2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО ГО «Смирныховский», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – МКУ «Управление народного образования администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, дал пояснения соответствующие изложенным выше обстоятельствам, дополнительно пояснив, что в исковом заявлении в резолютивной части ошибочно указано о возложении обязанности восстановить целостность ограждения по всему периметру школы, так как просят восстановить целостность ограждения по всему периметру детского сада.
В судебное заседание представители ответчиков ДОУ №4 «Звездочка», администрации МО ГО «Смирныховский» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки не извещали, в связи с чем, в соответствии со ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в его отсутствии.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МКУ «Управление народного образования администрации МО ГО «Смирныховский» Панфилова В.В., действующая на основании положения, не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ограждение по периметру детского сада действительно частично отсутствует. Для решения вопроса о восстановлении ограждения администрацией МО ГО «Смирныховский» выделены денежные средства, проведена работа по выбору подрядной организации, заключен контракт на выполнение работ. Условиями данного контракта срок выполнения работ по капитальному ремонту ограждения установлен до августа 2014 года включительно, в связи с чем просила срок для добровольного удовлетворения требований установить до 01 сентября 2014 года.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Установлено, что прокуратурой Смирныховского района в ходе проведения проверки соблюдения требований ДОУ №4 «Звездочка» по обеспечению мер по противодействию терроризму установлено, что ДОУ №4 «Звездочка» не обеспечивает необходимые меры по противодействию терроризму, нарушает ФЗ "О противодействии терроризму", поскольку в ДОУ №4 «Звездочка», расположенному по адресу: <адрес> частично отсутствует ограждение по периметру территории образовательного учреждения.
Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса, подтверждаются актом проверки от 19.11.2014 года, объяснениями от 19.11.2013 года.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма и др.
Федеральным законодателем в абз. 10 ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" введено среди других основных понятий такое основное понятие, как санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 28 этого же Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26, зарегистрированном в Минюсте РФ 29 мая 2013 года №28564) территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений. Данные Правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией дошкольных общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей и работников.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.15 ч.3, ч.7 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 51 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Из п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно Уставу Детского сада №4 «Звездочка» детский сад является юридическим лицом, учредитель детского сада - администрация МО ГО «Смирныховский», которая является собственником имущества детского сада.
Таким образом, с учетом установленного факта нарушения требований об установке ограждения по всему периметру территории детского сада, и в силу требований приведенных выше федеральных законов суд приходит к выводу о возложении детский сад №4 «Звездочка» обязанности по восстановлению целостности ограждения по периметру детского сада. Отсутствие такого ограждения, в том числе частично, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в детском саду, и нарушает права неопределенного круга лиц, включая детей, сотрудников детского сада, охрану жизни и здоровья.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Детский сад, являясь муниципальным образовательным учреждением, финансируется из муниципального бюджета городского округа. Финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется согласно утвержденной смете доходов и расходов. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение, безопасные условия пребывания детей и труда в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил в пределах имеющихся финансовых средств, использует бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ муниципальное бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Оснований для возложения на администрацию МО ГО «Смирныховский» обязанность принять участие в восстановлении ограждения детского сада суд не находит, так как денежные средства учреждению на эти цели уже выделены и освоены – заключен контракт на выполнение капитального ремонта ограждения.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание длительность нарушения законодательства о противодействия терроризму, объем ремонтных работ, факт заключения договора подряда, а также социальную значимость устранения выявленных нарушений в короткие сроки, с учетом нарушения законодательства о противодействии терроризму, суд находит возможным согласиться со сроком исполнения решения суда, предложенным истцом, определив его до 01 июля 2014 года. По этим же основаниям суд не принимает во внимание доводы представителя МКУ УНО администрации МО ГО «Смирныховский» о необходимости установления срока до 01.09.2014 года с учетом срока выполнения работ, определенного контрактом, заключенным с подрядной организацией. Кроме того суд учитывает, что ответчик может обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки, отсрочки исполнения решения суда в соответствии со ст.203 ГПК РФ.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №4 «Звездочка» с.Победино администрации муниципального образования городскому округ «Смирныховский» – удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Звездочка» с.Победино администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» восстановить целостность ограждения по периметру детского сада в срок до 01 июля 2014 года.
В удовлетворении требований к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Михайлова О.А.
Решение суда в окончательной форме будет постановлено 28 февраля 2014 года. Копия верна. Решение не вступило в законную силу 28.02.2014г.
Судья Михайлова О.А.