дело № 2-244/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 апреля 2015 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО2 с участием:
процессуального истца - помощника прокурора ФИО3
представителя ответчика ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> ФИО4 в интересах жителей муниципального образования Новоангарского сельсовета о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> и возложении обязанности,
установил:
и.о. прокурор района ФИО4 обратилась в суд с иском в интересах жителей муниципального образования <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> по обеспечению водоснабжения населения поселения качественной питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить обеззараживающие установки и очистные сооружения на источниках водоснабжения и водоотведения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения и обеспечить населения <данные изъяты> качественной питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, выявлены нарушения федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и установлено, что население <данные изъяты> не обеспечено качественной питьевой водой. Установлено, что администрацией <данные изъяты> не обеспечены условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям: отсутствуют очистные сооружения и обеззараживающие установки, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о поверхностных (подземных) водных объектах. Канализационные сети эксплуатируются ДД.ММ.ГГГГ года, капитальный ремонт их не производился, очистные сооружения отсутствуют, слив идет на рельеф. Подача питьевой воды производится с подземной скважины водозабора напрямую без системы очистки, обеззараживания воды. Жители <данные изъяты> и <данные изъяты> «<данные изъяты>» - организация, эксплуатирующая канализационные сети в <адрес>, неоднократно обращались с письмами к администрации с просьбой принять меры по оборудованию водозаборного сооружения системами очистки и обеззараживания воды, обеспечить потребителей качественной водой, однако вопрос до настоящего времени не решен. В соответствии с требованиями СанПиН за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. В силу закона к вопросам местного значения поселения относится организация водоснабжения в границах поселения. Невыполнение администрацией сельсовета требований закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, требований СанПиН, создает реальную угрозу причинения вреда здоровью людей, а также возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, использующих питьевую воду.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Считает бездействие администрации очевидным. Длительным бездействием администрации нарушаются права граждан. С ДД.ММ.ГГГГ года прошло 6 лет и в этот период вопрос по обеспечению населения поселения качественной питьевой водой не решен. Подтверждением данного факта является ответ с Красноярской государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в принятии на государственную экспертизу проектной документации и указано, что администрации необходимо разработать еще достаточно большой объем документации, прежде чем проводить экспертизу. В ДД.ММ.ГГГГ года прокурор района выезжал в администрацию <данные изъяты> для встречи с жителями поселка и убедился, что вопрос с чистой питьевой водой стоит достаточно остро. Жители поселка обращались с жалобами в администрацию района и указывали на отсутствие очистных сооружения, сброс сточных вод в черте поселка. Действительно работа предстоит большая, но полагает, что ее нужно было начать гораздо раньше и принять все возможные меры о выделении денежных средств и софинансировании из бюджета района. Полагает, что предложенный и.о. прокурора срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения обязанности, является обоснованным, с учетом того какая негативная экологическая обстановка сложилась с водой на территории <данные изъяты>.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признал частично. Полагает, что в действиях администрации отсутствует незаконное бездействие. Только в ДД.ММ.ГГГГ году водопроводные сети были переданы муниципальному образованию поселения. Соответственно финансирование по реконструкцией объекта стало проводиться только с ДД.ММ.ГГГГ года. Для решения данного вопроса администрация оплатила кадастровые работы, чтобы поставить водопроводные сети на кадастровый учет и получить кадастровый паспорт. После этого водопроводные сети были поставлены на учет как бесхозяйные и естественно, в течение года, администрация в отношении них что-либо предпринимать, не могла. Далее в судебном порядке было признано право собственности на водопроводные сети, наряду с этим проводились изыскательские работы для проведения реконструкции водопроводных сетей. Так, в ДД.ММ.ГГГГ году администрация объявила конкурс на проведение инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических изыскательских работ. Эти работы были выполнены на основании муниципального контракта в соответствии с разработанной сметой. Изыскательские работы были оплачены в ДД.ММ.ГГГГ году. До этого были проведены лабораторные исследования воды. Сейчас проводиться экспертиза, которая даст заключение о состоянии самих сетей, в ходе экспертизы будет дан анализ химического состава воды, почвы. При таких обстоятельствах, говорить о том, что администрация бездействует, считает неправильным. Для того, чтобы проводить реконструкцию водопроводных сетей, установку на него очистных сооружений, необходимо также оформить в собственность земельный участок. На сегодняшний день земля не оформлена в собственность поселения. Реконструкция водопроводных сетей в поселке требует больших финансовых затрат, которые у поселения отсутствуют. На протяжении ДД.ММ.ГГГГ годов администрация поселения неоднократно обращалась в администрацию района о выделении денежных средств для реконструкции и установки очистных сооружений на водопроводные сети поселения, однако вопрос с чистой питьевой водой для населения не решен до настоящего времени. Предложенный прокурором срок для проведения всех мероприятий считает необоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно чч. 3 и 4 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и 1. ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Между тем, законом Красноярского края от 1.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями до 1.01.2016 закреплены вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» документом, удостоверяющим соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В силу ст. 18 вышеуказанного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Из системного анализа перечисленных норм следует, что и организация водоснабжения населения поселения и принятие мер по обеспечению качества питьевой воды в силу закона является прямой обязанностью администрации Новоангарского сельсовета.
В силу ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с пп. 3.2. и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точке водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безопасность питьевой воды в эпидемиологическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателем.
Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела жителям Новоангарского сельсовета, подача питьевой воды производиться с подземной скважины водозабора напрямую без системы очистки и обеззараживания воды, что подтверждается данными прокурорской проверки.
Основанием для прокурорской проверки деятельности администрации Новоангарского сельсовета послужили неоднократные коллективные обращения граждан поселка в различные инстанции на качество питьевой воды в системе поселкового водоснабжения.
В ходе проверки, доводы жалоб нашли свое подтверждение. Прокуратурой было установлено, что администрацией <данные изъяты> не обеспечены условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды соответствующей установленным требованиям: отсутствуют очистные сооружения и обеззараживающие установки; санитарно-эпидемиологическое заключение о поверхностных (подземных) водных объектов отсутствует.
Подача питьевой воды производится с подземной скважины водозабора напрямую без системы очистки и обеззараживания воды.
По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ администрации Новоангарского сельсовета было выдано предписание.
В ответ на предписание, глава администрации <данные изъяты> ФИО6 сообщила, что объекты водоснабжения скважины водозабора вошли в комплекс проекта по реконструкции холодного водоснабжения, однако денежные средства на модернизацию или их капитальный ремонт у администрации отсутствуют.
Как следует из документов, представленных представителем ответчика, водопроводные сети <адрес> (старого и нового поселков) и водозаборы (старого и нового поселков), постановлением администрации <данные изъяты> №П от ДД.ММ.ГГГГ были внесены в реестр муниципальной собственности <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ году водопроводная сеть была поставлена на кадастровый учет, для чего ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселка (заказчик) и ГП КК «Красноярский технический центр» (исполнитель) был заключен муниципальный контракт, по условиям которого исполнитель обязался выполнить работы по первичной инвентаризации, изготовлению и выдаче извлечений из технических паспортов, кадастровых паспортов, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы в размере № рублей.
Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году администрация поселка провела аукцион и ДД.ММ.ГГГГ заключила муниципальный контракт с <данные изъяты> <данные изъяты>» о выполнении последним инженерно-изыскательских работ (инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий, топографо-геодезических работ) для разработки проекта реконструкции системы водоснабжения и здания водозабора в <адрес> в соответствии с локально-сметными расчетами. Для частичного финансирования реконструкции сетей водопровода, замене устаревших, не отвечающих санитарным нормам сетей водопровода, ДД.ММ.ГГГГ администрация Новоангарского сельсовета и <данные изъяты>» заключили соглашение о социально-экономическом сотрудничестве и софинансировании на ДД.ММ.ГГГГ гг.
ДД.ММ.ГГГГ была разработана и утверждена Программа инженерно-гидрометеорологических работ по объекту: реконструкция системы водоснабжения и здания водозабора в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в филиале <адрес> были проведены микробиологические и санитарно-химические лабораторные исследования воды, отобранной из подземного источника скважины нового поселка, из которых следует, что имеются превышение допустимого уровня мутности по стандартной шкале.
ДД.ММ.ГГГГ для реконструкции водозабора <адрес>, составлен акт выбора и обследования земельного участка для строительства объекта капитального строительства (недвижимости). По результатам, был определен земельный участок, расположенный в <адрес>, примерно в № м. по направлению на северо-восток от перекрестка <адрес> получения положительных архитектурно-строительных, санитарных, пожарных и других заключений, администрации сельсовета было рекомендовано провести ряд необходимых мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ решением Мотыгинского районного суда, за администрацией Новоангарского сельсовета было признано право собственности на водопроводные сети, расположенные в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на водопроводную сеть <адрес> (новый поселок) было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Возражая на выводы прокурора о наличии в действия администрации <данные изъяты> незаконного бездействия, представитель ответчика ссылается, в том числе, на отсутствие у поселка достаточных финансовых средств для решения вопроса с питьевой водой в <адрес>, в связи с чем, глава сельсовета и депутаты неоднократно обращались с просьбой о выделении денежных средств как к главе района, таи и к главе администрации района, ФЭО администрации <адрес>, депутатам <адрес> Совета депутатов, однако положительного решения данный вопрос до настоящего времени не получил.
Исходя из того, что закон под бездействием понимает неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), суд исследовав все представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, приходит к выводу о том, что проявленное органом местного самоуправления бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения, которая потребляет воду из подземной скважины водозабора <адрес>, является незаконным. Сделанные судом выводы, подтверждается тем, что та работа, которая проведена администрацией сельсовета по реконструкции водозабора, не была эффективной и не привела к положительному результату, а именно, обеспечению населения поселения питьевой воды надлежащего качества. При этом отсутствие необходимых финансовых средств у муниципального образования, не освобождает его от выполнения требований, возложенных на него законом.
Данных свидетельствующих о том, что вода, поставляемая жителям <адрес>, безопасна для здоровья жителей поселения, суду не представлено. В нарушение действующего законодательства до настоящего времени контроль качества воды администрацией <данные изъяты> не проведен, безопасность поставляемой жителям сельсовета воды, не подтверждена в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическим заключением, очистные сооружения и обеззараживающие установки отсутствуют. При этом жители сельсовета жалуются на ненадлежащее обеспечение их водой, что и послужило основанием для проведения проверки по организации обеспечения жителей сельсовета качественной питьевой водой.
На сегодняшний день неоднократные обращения Главы сельсовета и депутатов в администрацию района и др. органы власти, не привели к должному результату, проблема организации населения водой соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованием, не решена.
Изложенное свидетельствует о том, что администрацией сельсовета не исполняются должным образом обязанности по организации водоснабжения, возложенные на неё Федеральным законом от 6.02.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Удовлетворяя исковые требования прокурора и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности по установке обеззараживающих установок и очистных сооружений на источниках водоснабжения и водоотведения, по получению санитарно-эпидемиологического заключения на источники водоснабжения, суд считает целесообразным установить срок в 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, т.к. предложенный истцом срок до 1.07.2015, не сможет в полной мере обеспечить надлежащее исполнение возложенной обязанности.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора <адрес> ФИО4, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> Мотыгинского района по обеспечению водоснабжения населения <данные изъяты> качественной питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Обязать администрацию <данные изъяты> установить обеззараживающие установки и очистные сооружения на источниках водоснабжения и водоотведения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения и обеспечить население Новоангарского сельсовета качественной питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова