Дело № 2-292/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2013 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Янковской О.В.,
с участием истца - помощника прокурора Пермского района Паньковой О.В.,
представителей ответчика - Совета депутатов Соколовского сельского поселения - Миненко К.Н., являющегося главой Соколовского сельского поселения, Лалаян А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Соколовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по исключению коррупциогенного фактора, возложении обязанности по исключению коррупциогенного фактора,
установил:
Прокуратура Пермского района Пермского края, действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Совету депутатов Соколовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по исключению коррупциогенного фактора, содержащегося в п.п. 1.2, 1.3 п. 1 решения Совета депутатов Соколовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>», возложении обязанности по исключению коррупциогенного фактора путем установления конкретных размеров земельных участков с видами разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства и для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и для животноводства, в целях их предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности Соколовского сельского поселения.
В обосновании иска указала, что решением Совета депутатов Соколовского сельского поселения Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № установлены размеры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в Соколовском сельском поселении. Указанное решение опубликовано в муниципальной газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Считают, что данное решение Совета депутатов не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также содержит коррупциогенный фактор, в связи с чем, требует внесение соответствующих изменений. Нормы предоставления земельных участков для каждого вида целевого использования для предоставления многодетным семьям должен быть установлен органом местного самоуправления в пределах диапазона, установленного законом субъекта Российской Федерации, в данном случае нормы предоставления земельных участков установлены положениями ст. 2 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». В нарушение требований действующего законодательства п.п. 1.2, 1.3 п. 1 вышеуказанного решения установлены размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в диапазоне от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м., а для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводства от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. Неопределенность условий принятия решения в виде возможности формирования земельных участков с одинаковым видом разрешенного использования для одной многодетной семьи, площадью <данные изъяты> кв.м., а для другой – <данные изъяты> кв.м. и более, нарушает права лиц, круг которых определить невозможно, а также создает возможность для коррупционных злоупотреблений со стороны должностных лиц администрации Соколовского сельского поселения, что является коррупциогенным фактором, который предусмотрен пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пермского района по указанным фактам принесен протест на решение Совета депутатов Соколовского сельского поселения, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру из администрации Соколовского сельского поселения поступил ответ, согласно которому протест отклонен. В связи с чем, прокуратура обратилась в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Панькова О.В. на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представители ответчика - Совета депутатов Соколовского сельского поселения - Миненко К.Н., являющийся главой Соколовского сельского поселения, Лалаян А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями прокуратуры не согласились, поскольку нормы предоставления земельных участков многодетным семьям установлены Решением Совета депутатов Сокловского сельского поселения в пределах норм, предусмотренных положениями ст. 2 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». Решение о предоставлении земельного участка принимается комиссией по земельным отношениям, а не главой сельского поселения, что не свидетельствует о коррупциогенном факторе. Жалоб от населения, относящегося к льготной категории граждан, о нарушении их прав приведенным решением не поступало. В случае установления конкретных норм предоставления земельных участков будут нарушаться права граждан, желающих получить земельный участок в меньшем размере, чем будет установлено в решении Совета депутатов сельского поселения. Предоставление земельных участков в большем размере повлечет для них большую уплату налога, и в данном случае, будет присутствовать коррупционная составляющая.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор является субъектом антикоррупционной экспертизы.
На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пермского района принесен протест на решение Совета депутатов Соколовского сельского поселения Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>», в котором содержится требование о приведении решения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации по вышеизложенным основаниям (л.д. 6-7).
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Пермской области от 02.09.2003 года № 965-193 (в ред. от 19.12.2008 года) «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства: максимальный размер равен 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального района в момент предоставления таких земельных участков; минимальный размер - 0,25 га;
для садоводства, огородничества и дачного строительства: максимальный размер - 0,5 га; минимальный размер - 0,06 га;
для животноводства: максимальный размер - 2 га из земель поселений; - 6 га из земель сельскохозяйственного назначения; минимальный размер - 0,25 га.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» максимальный размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые разграничена, составляет 0,25 га. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, составляет 0,10 га. Размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для целей, связанных с индивидуальным жилищным строительством, составляет 0,15 га. Земельные участки предоставляются бесплатно многодетным семьям в пределах норм, устанавливаемых органами местного самоуправления для каждого вида целевого использования земельных участков, в соответствии с частями 1и 2 настоящей статьи.
Решением Совета депутатов Муниципального образования «Соколовское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № установлены размеры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства от <данные изъяты> до <данные изъяты> га; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводства от <данные изъяты> до <данные изъяты> га (п.п. 1.2, 1.3 п. 1 решения)(л.д. 5).
Указанное решение Совета депутатов вступило в законную силу со дня его опубликования в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11).
В ответе администрации Муниципального образования «Соколовское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, направленном в адрес прокуратуры Пермского района, выражено несогласие с вышеуказанным протестом (л.д. 8-9).
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
С учетом анализа приведенных нормативных правовых актов суд приходит к выводу, что установление в решении Совета депутатов конкретных размеров земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, будет ограничивать граждан в реализации их прав на получение земельных участков в том размере (площади), которая будет соответствовать их запросам и возможностям на дальнейшее содержание земельного участка.
Кроме того, приведенные п.п. 1.2, 1.3 п. 1 решения Совета депутатов не противоречат положениям ст. 2 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае».
Таким образом, коррупциогенный фактор в положениях решения Совета депутатов Муниципального образования «Соколовское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № не усматривается.
При таких обстоятельствах, какое-либо бездействие со стороны ответчика отсутствует. Судом не установлено нарушение каких-либо прав и свобод граждан; создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод принятым решением Совета депутатов.
Руководствуясь ст. 2 Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 45, 194-198, 199, 246, 254-255 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов Соколовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по исключению коррупциогенного фактора, возложении обязанности по исключению коррупциогенного фактора - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 06 февраля 2012 года.
Судья М.В. Степанова