Дело №2-3788/2019
64RS0045-01-2019-004589-49
Решение
Именем Российской Федерации
20.09.2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,
при секретаре Исмаиловой Д.А.,
с участием представителей истца Лазариди А.С., Борисова К.Д.,
представителя третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом Чернецовой А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по исковому заявлению Бабоченкова СА к министерству обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» комитет по управлению имуществом Саратовской области, третьи лица Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова, Бабоченкова НВ, Бабоченков АС, Бабоченков МС, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
истец обратился в суд с указанным иском, обосновывая свои требования тем, что 18.02.2005г. Саратовской КЭЧ района был выдан ордер на жилое помещение №415 серия МО РФ Бабоченкову С.А. на семью из 4х человек на квартиру №<адрес>. Состав семьи: жена - Бабоченкова Н.В., сын - Бабоченков А.С., сын - Бабоченков М.С. Данный ордер был выдан на основании протокола №7 заседания жилищной комиссии военного комиссариата Саратовской области от 29.07.2003г. Бабоченков С.А. несёт бремя содержания данного жилого помещения, оплачивает все коммунальные услуги. Согласно справки от 12.03.2019г. задолженности не имеет. 27.05.2009г. подполковник Бабоченков С.А. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. а п.2 ст. 51) | приказ командующего войсками Приволжского-уральского военного округа по личному составу №137 от 27.05.2009г.) Своё право на участие в бесплатной приватизации Бабоченков С.А. ещё не использовал. С 18.02.2005г. и по настоящее время Бабоченков С.А., Бабоченкова Н.В., Бабоченков А.С., Бабоченков М.С. проживают в квартире №<адрес> без регистрации на основании ордера. Право на приватизацию жилого помещения Бабоченков С.А. не использовал. Супруга Бабоченкова С.А. - Бабоченкова Н.В., дети Бабоченкова С.А. - Бабоченков А.С. и Бабоченков М.С. от участия в приватизации отказались и дали согласие на приватизацию оспариваемой квартиры Бабоченковым С.В., что подтверждается согласием от 13.06.2019г. удостоверенным нотариально. Последствия дачи такого согласия нотариусом им разъяснены и понятны. Однако заключить договор на приватизацию жилого помещения истец не может из-за отсутствия собственника вышеуказанного жилого помещения. По ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, в связи с этим ордер от 18.02.2005г., выданный истцу на занимаемую Вами жилую площадь по адресу: <адрес> имеет равную юридическую силу с договором социального найма.
По имеющимся сведениям в ФГКУ «Центррегионжилье» жилое помещение по адресу: <адрес> не закреплено на праве оперативного управления за «Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений».
Согласно ответа Министерства обороны Российской Федерации от 22.05.2019г. №Ш/ДИ-00525/2019:
«Балансодержателем жилого помещения (по адресу <адрес>) являлось ФГУ «Саратовская квартирно-эксплуатационная часть района», которое на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010г. №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Мни- стерства обороны Российской Федерации» реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, однако, указанно имущество на баланс последнего передано не было».
«Решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства с согласия всех проживающих членов семьи при наличии документа, подтверждающего право на вселение в жилое помещении, и документов, подтверждающих факт Вашего проживания в данном жилом помещении (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета).
В соответствии с действующим законодательством отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации не препятствует оформлению права собственности при наличии решения суда с одновременной постановкой на кадастровый учет жилого помещения.
Позиция Департамента является согласием в рамках досудебного урегулирования спора о передаче жилого помещения в Вашу собственность в порядке приватизации».
Истец просит суд признать за Бабоченковым С.А. право собственности на квартиру то адресу: <адрес> в порядке бесплатной приватизации.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители истца – Лазариди А.С., Борисова К.Д. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства обороны Российской Федерации, о времени и мете судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, так как истцом ошибочно понимается право на участие в бесплатной приватизации жилья как обязанность государственных и муниципальных органов предоставить каждому гражданину в собственность бесплатно жилое помещение. Граждане, имеющие в пользовании жилые помещения на иных основаниях, не могут приватизировать занимаемое жилое помещение.
Представитель ответчика комитета по управлению имуществом Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, так как спорный объект находился в федеральной собственности, а не в государственной собственности Саратовской области.
Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом Чернецовой А.Д. не возражала против удовлетворения требований истца.
Представители третьих лиц администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом г. Саратова, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, третьи лица Бабоченкова Н.В., Бабоченков А.С., Бабоченков М.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст.123 Конституции РФ и ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст.57 ГПК РФ.
В соответствии с ч.6 ст.15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст.ст.1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения е собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ст.ст.6, 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Анализ приведенных положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» свидетельствует о том, что гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения в государственном жилищном фонде, не может быть отказано в приобретении данных жилых помещений в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных законом.
Установлено, что 18.02.2005г. Саратовской КЭЧ района был выдан ордер на жилое помещение №415 серия МО РФ Бабоченкову С.А. на семью из 4х человек на квартиру №<адрес> Состав семьи: жена - Бабоченкова Н.В., сын - Бабоченков А.С., сын - Бабоченков М.С. (л.д. 10).
Данный ордер был выдан на основании протокола №7 заседания жилищной комиссии военного комиссариата Саратовской области от 29.07.2003г. (л.д. 11).
Бабоченков С.А. несёт бремя содержания данного жилого помещения, оплачивает все коммунальные услуги.
Согласно справки от 12.03.2019г. задолженности не имеет (л.д. 12).
27.05.2009г. подполковник Бабоченков С.А. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. а п.2 ст. 51) приказ командующего войсками Приволжского-уральского военного округа по личному составу №137 от 27.05.2009г.) (л.д. 19-20).
Своё право на участие в бесплатной приватизации Бабоченков С.А. ещё не использовал (л.д. 18).
С 18.02.2005г. и по настоящее время Бабоченков С.А., Бабоченкова Н.В., Бабоченков А.С., Бабоченков М.С. проживают в квартире №<адрес> без регистрации на основании ордера (л.д. 12).
Право на приватизацию жилого помещения Бабоченков С.А. не использовал. Супруга Бабоченкова С.А. - Бабоченкова Н.В., дети Бабоченкова С.А. - Бабоченков А.С. и Бабоченков М.С. от участия в приватизации отказались и дали согласие на приватизацию оспариваемой квартиры Бабоченковым С.В., что подтверждается согласием от 13.06.2019г. удостоверенным нотариально. Последствия дачи такого согласия нотариусом им разъяснены и понятны (л.д. 16).
Однако заключить договор на приватизацию жилого помещения истец не может из-за отсутствия собственника вышеуказанного жилого помещения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.02.2019г. (л.д. 21-22).
Согласно ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.04.2019г. №06/14578ж в реестре федерального имущества сведений в отношении квартиры по адресу: <адрес> не имеется (л.д. 23-24).
Согласно ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 16.05.2019г. №04-1883 сведений в отношении квартиры по адресу: город <адрес> в реестре федерального имущества по Саратовской области не имеется (л.д. 25-26).
Согласно ответа Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 25.04.2019г. №2174 квартира, расположенная по адресу: <адрес> в реестре государственного имущества Саратовской области не значится (л.д. 27).
Согласно ответа Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13.05.2019г. №02-10-07-7086 по результатам рассмотрения обращения Бабоченкова С.А., поступившего из Правительства Саратовской области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и сводном реестре объектов муниципальной казны не значится (л.д. 28-29).
Согласно ответа Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.05.2019г. №02-10-07-7086 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и сводном реестре объектов муниципальной казны не значится (л.д. 30-31).
Согласно ответа Комитета по управлению имуществом города Саратова Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.04.2019г. №06-06/10059 жилое помещение, расположенное по адресу: город <адрес> в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и сводном реестре объектов муниципальной казны не значится (л.д. 32-33).
Согласно ответа ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 29.04.2019г. №141/7/ии-00083/77 жилое помещение, расположенное по адресу: город <адрес> на праве оперативного управления за Учреждением не закреплено и на его балансе не состоит (л.д. 34).
Согласно ответа ФГКУ «Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 15.05.2019г. №141/4/07-4964, квартира, расположенная по адресу: город Саратов, <адрес> не закреплена за ФГКУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России. ФГКУ «Приволжско-уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность поскольку отсутствует процедура передачи жилья в собственность. Признание права собственности на занимаемое жилое помещение возможно в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 35).
Согласно ответа ФГКУ «Центральное регионально управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 22.05.2019г. №344/2/9383ш: по ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, в связи с этим ордер от 18.02.2005г., выданный истцу на занимаемую Вами жилую площадь по адресу: <адрес> имеет равную юридическую силу с договором социального найма. По имеющимся сведениям в ФГКУ «Центррегионжилье» жилое помещение по адресу: <адрес> не закреплено на праве оперативного управления за «Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений». «В связи с тем, что в настоящее время в Минобороны России отсутствует механизм по передаче жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма в собственность указанных граждан, вопрос признания права собственности в порядке приватизации надлежит разрешать в порядке гражданского судопроизводства» (л.д. 36).
Согласно ответа Министерства обороны Российской Федерации от 22.05.2019г. №Ш/ДИ-00525/2019 «Балансодержателем жилого помещения (<адрес>) являлось ФГУ «Саратовская квартирно-эксплуатационная часть района», которое на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010г. №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Мни- стерства обороны Российской Федерации» реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, однако, указанно имущество на баланс последнего передано не было». Решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства с согласия всех проживающих членов семьи при наличии документа, подтверждающего право на вселение в жилое помещении, и документов, подтверждающих факт Вашего проживания в данном жилом помещении (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета) (л.д. 37).
Кроме того, в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность. Признание права собственности на занимаемое истцами жилое помещение возможно в порядке гражданского судопроизводства. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 07.11.2018 №621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» таким уполномоченным лицом является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в частности – Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Таким образом, отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого истцу жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает последнего возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения в установленном данным Законом порядке.
При таких обстоятельствах истец по объективным причинам не имеет возможности заключить договор приватизации занимаемого жилого помещения и приобрести его в свою собственность.
Вместе с тем, в соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В том случае, если граждане по каким – либо причинам не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то соответственно нарушаются положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Свое право на приобретение какого-либо жилого помещения в порядке бесплатной приватизации истцы не использовали ни на территории г. Саратова, ни на территории г. Энгельса, что подтверждается материалами дела.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ №119 от 25.02.2014 утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе, от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имуществом Вооруженных Сил.
Пунктом 2 Приказа Министерства обороны РФ от 03.11.2010 №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу п.5 вышеуказанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п.8 указанного Постановления, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушается конституционное право истца, предусмотренное статьей 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, в котором ему не может быть отказано в силу закона.
Таким образом, истец законно занимают спорное жилое помещение, имеет право на бесплатную передачу занимаемого жилого помещения в собственность.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку законны и обоснованы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Бабоченковым СА право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке бесплатной приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 25.09.2019.
Судья Е.Б. Сорокина