Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1586/2020 ~ М-503/2020 от 27.01.2020

Дело № 2-1586/9/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Осиповой А.А. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» о возложении обязанности в предоставлении субсидии,

установил:

Осипова А.А. (далее – истец) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее – ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК») со следующими требованиями: признать за истцом право на получение ежемесячной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязать ответчика предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, <адрес>, с момента обращения; признать незаконным решение ответчика о приостановлении выплаты пособия на детей от 26.12.2019 и обязать производить выплату пособия на детей с момента приостановления указанных выплат; признать за истцом право на назначение социального пособия на третьего ребенка в соответствии с ведомтсвенной целевой программой «Адресная социальная помощь» на 2019 год с момента обращения за назначением указанной выплаты и обязать ответчика произвести указанные выплаты с момента обращения.

В качестве третьего лица был привлечен Осипов С.В.

В судебное заседание стороны и третье лицо не явились, просили в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель ответчика просил в иске отказать, так как законных оснований для назначения и выплаты пособий (субсидий) не имелось. Подробная позиция стороны ответчика была изложена в письменных доводах, представленных в материалы дела.

В силу положений части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 808 от 18.03.2020 (далее – Постановление № 808), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон и третьего лица.

Исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Осипову С.В., Осиповой А.А. и их несовершеннолетним детям ФИО16 и ФИО17 на праве собственности (по 1/4 доли в праве) принадлежала двухкомнатная квартира общей площадью 43,4 кв.м, расположенная по адресу: Республика Карелия, <адрес>.

Семья Осиповых в интересах несовершеннолетних детей решила улучшить жилищные условия. На основании договора купли-продажи квартиры, заключенного 15.10.2019 между Осиповым С.В., Осиповой А.А, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО16 и ФИО17, (продавцы) и ФИО20 (покупатель), указанная квартира была продана за 450000 руб. 00 коп. Договор прошел государственную регистрацию в ЕГРН. Денежные средства продавцами были получены.

15.10.2019 между ФИО21 и ФИО22 (продавцы), с одной стороны, и Осиповой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО16 и ФИО17, Осиповым С.В. (покупатели), с другой стороны, был заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого покупатели приобрели по цене 900000 руб. 00 коп. трехкомнатную квартиру общей площадью 60,3 кв.м, расположенную по адресу: Республика Карелия, <адрес>. По условиям договора вся сумма была передана продавцам при подписании договора. Договор прошел государственную регистрацию в ЕГРН. Денежные средства продавцами были получены.

Ранее Осиповой А.А. регулярно предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 16.12.2019 она вновь обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» для предоставления субсидии. На основании решения ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от 20.12.2019 № 107 ей было отказано в предоставлении субсидии. Основанием для отказа послужило то, что семья Осиповых получила доход, в том числе от продажи квартиры, который в своей совокупности с иными доходами лишил их возможности на получение субсидии.

Осипова А.А. также обратилась 02.12.2019 к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячного социального пособия на третьего (или) последующих детей. Решением № 146 от 02.12.2019 ей было отказано в этом из-за того, что среднедушевой доход выше величины прожиточного минимума.

Как выяснилось при рассмотрении дела, при обращении в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» истец не сообщила о получении еще одного дополнительного дохода.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Осипову С.В., ФИО30 и несовершеннолетнему ФИО16 на праве собственности (по 1/3 доли в праве) принадлежала двухкомнатная квартира общей площадью 45,3 кв.м, расположенная по адресу: Республика Карелия, <адрес>.

На основании договора купли-продажи квартиры, заключенного 15.10.2019 между Осиповым С.В., ФИО30 и Осиповой А.А., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО16, (продавцы) и ФИО27., действующим в интересах ФИО10 (покупатель), указанная квартира была продана за 750000 руб. 00 коп. Договор прошел государственную регистрацию в ЕГРН. Денежные средства продавцами были получены. Осипов С.В. и его несовершеннолетний сын ФИО16 получили 500000 руб. 00 коп. пропорционально своим долям в праве собственности.

Сведения об этом ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» отсутствовали, так как соискатель на получение социальной помощи об этом обстоятельстве не сообщил.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг) (см. пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», далее – Постановление № 22).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления № 22).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму(часть 1).

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (часть 2).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника – в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (части 7 и 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 утверждены «Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 данных Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период) (пункт 32 правил).

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (пункт 33 Правил).

Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил (пункт 40).

В соответствии с пунктами 41, 42, 44 указанных Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», в том числе с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.

В соответствии с подпункта «е» пункта 1 «Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:

доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;

доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы).

Статья 3.1 Закона Республики Карелия от 16.12.2005 № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» предусматривает, что право на ежемесячную денежную выплату семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей имеет один из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста в размере, установленном в соответствии с законодательством Республики Карелия о прожиточном минимуме для детей.

Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей предоставляется на условиях и в порядке, определяемых ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи на территории Республики Карелия, как предусмотрено в статье 4 Закон Республики Карелия от 09.03.1998 № 270-ЗРК

«О государственной социальной помощи», имеют следующие категории граждан:

1) определяемые ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи категории граждан из малоимущих семей и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством Республики Карелия, категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также иные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

На территории Республики Карелия в исковой период действовала ведомственную целевую программу оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2019 год, утвержденная приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 26 декабря 2018 года № 917-П «Об утверждении ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2019 год».

Разработан и утвержден приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 17.01.2019 № 15-П «Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2019 год.

Данным Порядком предусмотрено, что граждане, обратившиеся в Центр, подают заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку, с приложением следующих документов:

о доходах за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, гражданина и всех членов его семьи или одиноко проживающего гражданина;

о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;

о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину на праве собственности имуществе;

о наличии трудной жизненной ситуации.

Центр проверяет сведения, указанные гражданином в заявлении, путем сверки с данными документов, представляемых одновременно с заявлением, а также посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой Центром.

Суд приходит к выводу о том, что истец, как и члены её семьи получили доход от реализации недвижимого имущества квартиры и 2/3 доли в праве собственности в еще одной квартире в общем размере 950000 руб. 00 коп. Из этих денежных средств на приобретение новой квартиры (улучшение условий проживания) было потрачено только 900000 руб. 00 коп. (см. договор от 15.10.2019). Таким образом, только доход (без учета затрат на приобретение новой квартиры) от ранее проданных квартир составил 50000 руб. 00 коп., так как не все денежные средства, полученные от продажи недвижимости, семья потратила на приобретение другой квартиры, которая является единственным местом жительства истца и членов её семьи.

В то же время, целями и задачами социальной политики государства всегда являются социальная защита граждан и обеспечение помощи нуждающимся в этом гражданам, семьям, которые не имеют возможности обеспечить самостоятельно минимальный уровень благополучия и жизнеобеспечения. В данном случае, члены семьи Осиповых при наличии иных источников дохода, реализовали квартиру и 2/3 доли в праве собственности в иной квартире и приобрели новую квартиру большей площадью и выше стоимостью. Это обстоятельство само по себе не является основанием для признания их нуждающимся в социальной защите. Наличие в собственности несколько жилых помещений свидетельствует об относительно благополучном материальном положении семьи. То обстоятельство, что одна из квартир ранее была приобретена за счет использования средств материнского капитала, также не может являться основанием для признания за истцом права на получение социальной помощи в виде субсидий и пособий. Семья Осиповых права на получение субсидии при обращении к ответчику не имела, поэтому ответчиком правомерно было отказано в предоставлении субсидии за определенный период. Наличие кредитных или иных заемных обязательств не уменьшают доход семьи для получения субсидии, поэтому не могут быть учтены в расчете совокупного дохода.

Учитывая, что расходы истца и членов её семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчет субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, не превышали величину соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, суд считает, что у истца при обращении к ответчику не имелось права на начисление и выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на шесть месяцев. При этом истец не лишен права на обращение за получением субсидии в дальнейшем.

Права на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячной выплаты семьям при рождении третьего ребенка, ежемесячного пособия на детей, истец также не имела, поскольку доход семьи Осиповой А.А. (сумма среднедушевого дохода) превышала величину прожиточного минимума, установленного в Республики Карелия в названный период времени. При этом ответчик даже не учитывал тот доход, который был получен семьей Осиповых от продажи 2/3 в праве собственности на квартиру, о получении которого истец не указала вообще при обращении к ответчику. Такое поведение заявителя, не сообщившего в орган социальной защиты обо всех полученных доходах, судом расценивается через призму положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующих разъяснений, содержащихся в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

По этим причинам суд признает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований Осиповой А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2020 года.

2-1586/2020 ~ М-503/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Осипова Александра Александровна
Ответчики
ГКУ СР РК "Центр социальной работы Республики Карелия"
Другие
Осипов Сергей Викторович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
27.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2020Дело оформлено
22.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее