Решение по делу № 2-148/2018 (2-2634/2017;) ~ М-2184/2017 от 04.12.2017

Дело № 2-148/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2018 года                            г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым Российской Федерации в составе: председательствующего- судьи Микитюк О.А. при секретаре- Шуляк Е.А. с участием истицы Киприяновой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в н. Феодосия гражданское дело по иску Киприяновой Е.А. к МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Феодосия Республики Крым» об установлении факта имеющего юридическое значение, о понуждении выполнить определенные действия,-

                    Установил:

Истец обратился в суд с иском, в котором просит установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым на день принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, а также обязать МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Феодосия» выплатить пособие по беременности и родам, пособие при рождении третьего ребенка и пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Требования мотивированы тем, что 26 декабря 2011 года она вместе с мужем ФИО6 И старшей дочерью ФИО8 переехали жить из <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в г. Феодосии родился сын ФИО1.

08 августа 2012 года приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, б<адрес>-г, <адрес>. Старшая дочь с сентября 2012 года по настоящее время обучается в МБОУ «Специализированная школа им. Д. Карбышева. Сын с августа по настоящее время посещает МБДОУ «Детский сад «Теремок» в г. Феодосии Республики Крым». ДД.ММ.ГГГГ в г. Феодосии родилась младшая дочь ФИО2.

10.01.2014 года, являясь гражданкой РФ, она сдала все документы, необходимые для получения вида на жительство в Украине, который должна была получить в марте 2014 года. 12 августа 2014 г ей выдано Свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, б<адрес>-г, <адрес> на срок с 12 августа 2014 года по 12 августа 2021 года.

В августе 2014 года она обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Феодосии Республики Крым» (далее - «Департамент») по вопросу получения пособия по беременности и родам, предъявив необходимый пакет документов. В Департаменте ей устно дали разъяснение, что до января 2015 года в Республике Крым действует переходный период и выплата пособий осуществляется в соответствии с законодательством Украины. Сотрудники Департамента ввели ее в заблуждение, сказав, что пособия в переходный период выплачиваются только гражданам Украины или лицам, постоянно зарегистрированным по месту жительства на территории Республики Крым.

В марте 2015 года она снова обратилась в Департамент по вопросу получения пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком. После сбора необходимых документов ей сообщили, что в правовую систему Российской Федерации Республика Крым вошла с 01 января 2015 года и все пособия выплачиваются гражданам, родившихся детей после 01 января 2015 года.

В сентябре 2017 года ее семья попала в число лиц, опрашиваемых Росстатом для оценки эффективности существующих мер государственной поддержки семьям с детьми. После проведенного опроса, часть вопросов которого были на тему многодетной семьи и мер государственной поддержки, она решила, что права ее семьи не получавшей пособия, были нарушены.

Она вновь написал заявление в Департамент с просьбой разобраться в ситуации и ей дали письменное разъяснение, что в случае, если она не была постоянно зарегистрирована по месту жительства на территории Крым по состоянию на 31.12.2014, то действия Закона на нее не распространяется.

Таким образом, она проживает со своей семьей в Крыму с 2011 года и на момент принятия в Российскую Федерацию Республики Крым проживали в Крыму, ею были сданы документы для получения вида на жительство, ее зарегистрировали 10.01.2014 года по адресу в Феодосия; у нее третий ребенок родился ДД.ММ.ГГГГ в Крыму и согласно законов и Украины и Республики Крым в составе Российской Федерации она имела право на меры социальной зашиты.

В судебном заседании истица свои требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные исковому заявлению, добавив, что она являлась гражданкой РФ, вместе с семьей постоянно с 2011 года проживает в г. Феодосия, имеет в собственности квартиру, ее дети посещали учебные и дошкольные учреждения в г. Феодосия, она с августа 2014 года зарегистрировала свое пребывание на территории Республики Крым, третьего ребенка родила в г. Феодосия, в г. Челябинск пособия не получала. Поскольку 36-ЗРК распространяется и на граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК, просит установить факт проживания и обязать Департамент выплатить ей пособие по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в соответствии с вышеуказанным законом. Указала, что её право на получение пособий нарушено, так как в соответствии со положениями Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период.

Представитель ответчика требования не признала и суду пояснила, что    гражданам Украины пособие по беременности и родам назначалось в соответствии с Законом Украины № 2811-XII от 21.11.1992 года «О государственной помощи семьям с детьми», согласно которого иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, получали пособие, но назначалось оно в ином порядке чем гражданам Украины. В переходный период пособие выплачивалось в соответствии с законодательством Украины, а с 01 января 2015 года пособия стали выплачиваться в соответствии с законодательством России. Истица к ним не обращалась с заявлением о назначении пособия и на сегодня пропустила все сроки обращения за пособиями. Кроме того, представитель ответчика указала, что истица не была зарегистрированной на территории РК, а свое место пребывания зарегистрировала только в августе 2014 года, следовательно действие 36-ЗРК на них не распространялось.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что истица является гражданкой РФ, что подтверждается выданным 29 июля 2009 года на ее имя паспортом гражданина РФ. Истица зарегистрирована в <адрес> 02.04.2007 года. (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ в г. Феодосии родилась ФИО2, матерью которой зарегистрирована Киприянова Е.А. (л.д.11).                                        12 августа 2014 г. истице выдано Свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, б<адрес>-г, <адрес> на срок с 12 августа 2014 года по 12 августа 2021 года. (л.д.15)

На имя истицы 12.10.2017 года направлен ответ МКУ «Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Феодосия Республики Крым» с разъяснением о порядке назначения пособия.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1); право на социальные пособия реализуется в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2 Конституции Российской Федерации).

Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на получение пособия по уходу за ребенком, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Статьей 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.

При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.

Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.

При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, а также которые признаны в Украине беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите в Украине, имеют право на государственную помощь наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных настоящим Законом, другими законами или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. (ст. 1 ЗУ «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.1992 года )

Согласно указанному Закону назначаются такие виды государственной помощи семьям с детьми:

1) помощь в связи с беременностью и родами;

2) помощь при рождении ребенка.

Пособие по беременности и родам предоставляется в размере 100 процентов среднемесячного дохода женщины, но не менее 25 процентов от размера установленного законом прожиточного минимума для трудоспособного лица в расчете на месяц. Помощь при рождении ребенка по этому Закону предоставляется одному из родителей ребенка (опекуну), постоянно проживающему вместе с ребенком.

Для назначения помощи при рождении ребенка в орган труда и социальной защиты населения при условии предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о рождении ребенка подается одним из родителей (опекуном), с которым постоянно проживает ребенок, заявление по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, и копия свидетельства о рождении ребенка.

Данный перечень документов является исчерпывающим.

Орган труда и социальной защиты населения по месту жительства одного из родителей (опекуна), с которым постоянно проживает ребенок, имеет право получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для назначения помощи при рождении ребенка.

Помощь при рождении ребенка назначается при условии, если обращение за ее назначением поступило не позднее двенадцати месяцев со дня рождения ребенка.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 10.12.2014), последний определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в случае если такие меры социальной защиты (поддержки) отсутствовали на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов в законодательстве Российской Федерации или их величина превышала установленный в Российской Федерации уровень мер социальной защиты (поддержки).

Закон распространяется на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, а также граждан Российской Федерации, проживавших на указанных территориях на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - граждане), право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года, а статьи 10 и 11 настоящего Закона - на граждан независимо от даты возникновения права на меры социальной защиты (поддержки), установленные указанными статьями настоящего Закона.

Гражданам, у которых право на меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные настоящим Законом, возникло на 31 декабря 2014 года, указанные меры социальной защиты (поддержки) предоставляются до дня прекращения оснований, в соответствии с которыми они были установлены, или сроков, на которые они были установлены.

Одновременно с этим данная статья в части 3 закрепляет правила о приведении в течение переходного периода ранее установленных размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и о недопустимости снижения размеров таких выплат по сравнению с производившимися по состоянию на 21 февраля 2014 года, а применительно к льготам, предоставлявшимся до указанной календарной даты в натуральной форме, устанавливает для случаев изменения порядка и условий их реализации запрет уменьшения совокупного объема финансирования и ухудшения условий их предоставления.

Согласно ст. 4 Закона гражданам, имеющим детей, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и в виде пособия по беременности и родам.

Гражданам, право которых на пособие при рождении ребенка возникло до 31 декабря 2014 года включительно, общий размер пособия при рождении ребенка выплачивается в размерах, установленных законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, до дня прекращения оснований, в соответствии с которыми пособие было установлено, или сроков, на которые оно было установлено.                                                Федеральным законом РФ от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.        В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона РФ, к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится в том числе:единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.                            Согласно статье 11 Федерального закона РФ от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.                                        В соответствии со ст. 17.2 указанного Закона пособие по беременности и родам.                            Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.                    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.                    Абзац третий пункта 80 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей предусматривает, что при обращении лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока обращения за ними решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием, определенных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 года N 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам».                        Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 года N 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком.                                            К таким причинам отнесены: непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.); длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.                                                        Согласно правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2012 года N АКПИ12-33, статья 17.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.

         Истицей требований о восстановлении срока не заявлялись.

         Кроме того, доказательств, что истица ранее октября 2017 обращалась в выше указанный Департамент с заявлением о назначении пособия суду не представлено.

    Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Учитывая, что в данном случае установление факта проживания не порождает для истицы    право на получение пособий, суд не находит правовых оснований и для установления факта проживания истицы на территории Республики Крым.

Полный текст решения изготовлен 18.01.2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 264 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Киприяновой Е.А. отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий          (подпись)        О.А. Микитюк

Копия верна: судья-                         секретарь-

2-148/2018 (2-2634/2017;) ~ М-2184/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киприянова Елена Александровна
Ответчики
МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрация г. Феодосии"
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Микитюк Ольга Андреевна
Дело на странице суда
feodosiya--krm.sudrf.ru
04.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
06.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2017Судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
18.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2019Дело оформлено
26.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее