Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-207/2021 (2а-2021/2020;) ~ М-2914/2020 от 20.11.2020

Дело № 2а-207/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Макаренко Н.О.,

при секретаре Гарифуллиной Л.Ф.,

помощник судьи Андросюк Н.С.,

с участием административного ответчика Вишнякова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Вишнякову В.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

установил:

ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с административным иском к Вишнякову В.Н., в котором просит взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 33388,57 руб., в том числе: транспортный налог за 2018 год в размере 33000 руб., пени по транспортному налогу в размере 388,57 руб. за расчетный период с 03.12.2019 по 27.01.2020.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что согласно сведениям ГИБДД ТО за Вишняковым В.Н. в период с 06.06.2017 по 15.10.2019 было зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль марки <данные изъяты> идентификационный номер (VIN) <номер обезличен>, <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, являющийся объектом налогообложения, то есть административный ответчик является плательщиком транспортного налога. Вишнякову В.Н. исчислен транспортный налог в размере 33000 руб., подлежащий уплате за 2018 год, направлено налоговое уведомление от 04.07.2019, однако в установленный законом срок транспортный налог уплачен не был. За каждый день просрочки уплаты транспортного налога за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 начислены пени в сумме 388,57 руб. Вишнякову В.Н. направлено требование от 28.01.2020 № 6759 об уплате налога и пени, однако в установленный срок транспортный налог в сумме 33000 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 388,57 руб. уплачены не были, в связи с чем ИФНС России по г. Томску направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с Вишнякова В.Н. 08.05.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Вишнякова В.Н. задолженности в размере 33388,57 руб., который отменен определением мирового судьи от 01.06.2020 на основании заявления налогоплательщика об отмене судебного приказа.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Томску, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил дело рассмотреть без участия представителя ИФНС России по г. Томску, о чем указал в тексте административного искового заявления.

Административный ответчик Вишняков В.Н. после перерыва в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании полагал требования административного иска не подлежащими удовлетворению, в обоснование возражений пояснил, что являющийся объектом налогообложения автомобиль вывезен им на Украину. Впоследствии изменил пояснения в данной части и указал, что автомобиль был утилизирован в 2018 году по причине повреждения в дорожно-транспортном происшествии 06.03.2018, после которого транспортное средство не подлежало восстановлению и не использовалось. Документов об утилизации у него (административного ответчика) не имеется. С заявлением в ГИБДД о снятии транспортного средства с учета он обратился в октябре 2018 года, на прием записывался через портал Госуслуг. После подачи заявления ему (административному ответчику) в ГИБДД пояснили, что автомобиль будет снят с учета в течение 2 недель. При этом административный ответчик не отрицал, что в заявлении о прекращении регистрации транспортного средства от 15.10.2019 стоит его подпись. Кроме того, в заявлении о рассмотрении дела в свое отсутствие административный ответчик дополнительно указал, что был лишен права управления транспортными средствами в 2017 году по 11.08.2020, следовательно, автомобиль не мог передвигаться.

Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Положениями пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 45 НК РФ Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Статьей 359 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании п.п. 1, 3 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вишняков В.Н. в период с 06.06.2017 по 15.10.2019 являлся собственником транспортного средства – легкового автомобиля марки <данные изъяты>, идентификационный номер (VIN) <номер обезличен>, <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются карточкой учета транспортного средства, сведениями о собственнике транспортного средства по результатам поиска регистрационных действий ГИБДД, сведениями об объектах собственности физического лица (транспорт), представленных ИФНС России по г. Томску. Следовательно, Вишняков В.Н. является плательщиком транспортного налога.

Довод административного ответчика об отсутствии у него права на управление транспортными средствами в спорный период в 2018 году не может быть принят во внимание, поскольку в силу закона обязанность лица по уплате транспортного налога возникает с момента регистрации транспортного средства на имя лица в органах ГИБДД и прекращается после снятия транспортного средства с регистрационного учета в установленном законом порядке и не связана с наличием либо отсутствием у такого лица права на управление транспортными средствами той или иной категории.

При этом ссылка административного ответчика на снятие автомобиля с регистрационного учета в 2018 году в связи с его утилизацией по причине повреждения в дорожно-транспортном происшествии 06.03.2018, после которого транспортное средство не подлежало восстановлению и не использовалось, не принимается судом во внимание, поскольку достаточными и бесспорными доказательствами не подтверждена.

Так, в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения является в том числе, имущество, под которым в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации к объектам гражданских прав относит вещи, включая движимое имущество (ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектов налогообложения в соответствии ст. 358 НК РФ, в частности, автомобили.

По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: являющиеся транспортным средством, обладающим определенными физическими показателями, и зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Как видно из материалов административного дела, согласно сведениям об участниках дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 06.03.2018, транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, VIN <номер обезличен>, принадлежащий и под управлением Вишнякова В.Н., в результате ДТП получило следующие повреждения: передний бампер, переднее левое крыло, передний левый диск колеса, покрышка колеса переднего левого. Однако указанные повреждения не свидетельствуют о невозможности восстановления и использования автомобиля после ДТП.

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Соответствующее заявление о прекращении регистрации транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, VIN <номер обезличен>, в связи с его утратой подано в ГИБДД Вишняковым В.Н. 15.10.2019. Подача и собственноручное подписание указанного заявления Вишняковым В.Н. в судебном заседании не оспаривалось. При этом, доказательств подачи или направления в ГИБДД аналогичного заявления в 2018 году административным ответчиком в материалы дела не представлено, как и не представлено таких сведений ГИБДД УМВД России по Томской области по запросу суда. Кроме того, в материалах настоящего административного дела также отсутствуют сведения об одновременном уведомлении Вишняковым В.Н. налогового органа об уничтожении и о последующей утилизации вышеуказанного транспортного средства. Суд также обращает внимание на противоречивую позицию административного ответчика в отношении прекращения права собственности на спорный автомобиль: изначально он утверждал о его вывозе за пределы Российской Федерации, а впоследствии после ряда уточняющих вопросов суда указал на утилизацию автомобиля и снятие автомобиля с регистрационного учета в 2019 году.

При таких данных, административным ответчиком не подтвержден факт того, что в спорный налоговый период – в 2018 году автомобиль, в отношении которого выставлено требование об уплате транспортного налога, был утилизирован и в натуре не существовал, каких-либо документов об утилизации Вишняковым В.Н. автомобиля в материалы дела не представлено. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что у административного ответчика существовала обязанность по уплате транспортного налога за указанный налоговым органом период – 2018 год.

Таким образом, в отсутствие каких-либо сведений о прекращении существования объекта налогообложения – транспортного средства налогоплательщику Вишнякову В.Н. ИФНС России по г. Томску произведено исчисление транспортного налога за 2018 год в сумме 33000 руб., подлежащего уплате не позднее 02.12.2019, и посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление № 320011444 от 04.07.2019, что списком заказных писем № 1227 от 15.07.2019.

В связи с неуплатой транспортного налога в установленный законом срок налогоплательщику Вишнякову В.Н. начислены пени: за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 388,57 руб. и направлено требование № 6759 от об уплате налога и пени от 28.01.2020 со сроком исполнения до 13.03.2020, что подтверждается списком заказных писем № 1463 от 08.02.2020.

В установленный срок требование административным ответчиком исполнено не было, доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что факт наличия у административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 33000 руб. и по пене, начисленной за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 388,57 руб. нашел свое подтверждение. Проверив правильность расчета транспортного налога и пени, суд признает его арифметически верным, соответствующим закону, указанный расчет административным ответчиком не оспорен, иного расчета последним в материалы дела не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из требования об уплате налога № 6759, по состоянию на 28.01.2020 за Вишняковым В.Н. числилась общая задолженность в сумме 49779,70 руб., в том числе задолженность по транспортному налогу и пени в сумме 33388,57 руб., которая подлежала уплате в срок до 13.03.2020. При таких данных, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования.

Из определения об отмене судебного приказа от 01.06.2020 следует, что судебный приказ по заявлению ИФНС России по г. Томску о взыскании с Вишнякова В.Н. транспортного налога в размере 33000 руб. и пени в размере 388,57 руб. вынесен 08.05.2020. Таким образом, ИФНС России по г. Томску обратилась к мировому судье в пределах установленного законом шестимесячного срока.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 18.11.2020, о чем свидетельствует оттиск почтового штемпеля на конверте, следовательно, шестимесячный срок к моменту обращения в суд с административным исковым заявлением не истек (судебный приказ отменен определением от 01.06.2020, следовательно последним днем подачи иска является дата 01.12.2020), в связи с чем, административный иск подан административным истцом ИФНС России по г. Томску в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ.

Учитывая вышеприведенное, а также то обстоятельство, что до настоящего времени задолженность по транспортному налогу и пени Вишняковым В.Н. не погашена, наличие задолженности в указанном в административном иске размере последним не оспорено, суд находит заявленные требования ИФНС России по г. Томску о взыскании с Вишнякова В.Н. налоговой задолженности на общую сумму 33338,57 руб. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В то же время, положениями п. 2 ст. 61.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

С учетом приоритета действия специальных норм над общими, учитывая, что положения БК РФ являются специальными по отношению к нормам КАС РФ и применяются в первую очередь, государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Томск».

Такое толкование закона подтверждается разъяснениями, данными в п.40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При таких данных, в связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме с административного ответчика Вишнякова В.Н. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 1201,66 руб., исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Вишнякову В.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить.

Взыскать с Вишнякова В.Н., <дата обезличена> года рождения, <данные изъяты> проживающего по адресу: <адрес обезличен>, в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 33388 (тридцать три тысячи триста восемьдесят восемь) рублей 57 копеек, в том числе: транспортный налог за 2018 год в размере 33000 (тридцать три тысячи) рублей, пени по транспортному налогу в размере 388 (триста восемьдесят восемь) рублей 57 копеек за расчетный период с 03.12.2019 по 27.01.2020.

Взыскание налога и пени осуществить по следующим реквизитам: получатель УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску), ИНН 7021022569, КПП 701701001, банк получателя Отделение Томск, г. Томск, расчетный счет 40101810900000010007, БИК 046902001, код ОКТМО 69701000, КБК 18210604012021000110 – уплата транспортного налога, КБК 18210604012022100110 – уплата пени по транспортному налогу.

Взыскать с Вишнякова В.Н., <дата обезличена> года рождения, <данные изъяты> проживающего по адресу: <адрес обезличен>, в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 1201 (одна тысяча двести один) рубль 66 копеек.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий: Н.О. Макаренко

Мотивированный текст решения суда изготовлен 09.03.2021.

УИД 70RS0002-01-2020-006793-44

2а-207/2021 (2а-2021/2020;) ~ М-2914/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИФНС России по г. Томску
Ответчики
Вишняков Виктор Николаевич
Другие
Злобина Валентина Владимировна
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Макаренко Н. О.
Дело на странице суда
leninsky--tms.sudrf.ru
20.11.2020Регистрация административного искового заявления
20.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Подготовка дела (собеседование)
23.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2021Дело оформлено
16.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее