Решение по делу № 3а-119/2020 от 04.02.2020

дело № 3а-119/2020 (суд первой инстанции)

уникальный идентификатор дела № 18OS0000-01-2020-000032-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2020 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи      Захарчука О.В.,

при секретаре     Прозоровой К.В.,

с участием: прокурора – Бузанаковой Е.Б., представителя административного истца Варакиной О.А. – Байковой Ю.А., представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Тихомировой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варакиной О. А. о признании недействующим пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,

У С Т А Н О В И Л:

Варакина О.А. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 № 502.

Требования мотивированы тем, что с марта 2018 года является собственником <данные изъяты> доли объекта недвижимости – нежилого здания, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>.

Назначение помещений данного нежилого здания не позволяет отнести их к объектам размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку с мая 2018 внесены соответствующие изменения в техническую документацию на здание. Кроме того указанный объект не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Однако Правительством Удмуртской Республики Постановлением № 502 от 29.11.2017 утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, в котором в пункте 1060 указан спорный объект. В последующем обращение об исключении спорного объекта из указного Перечня оставлено без удовлетворения.

Включение в данный перечень названного объекта недвижимости считает незаконным, так как это противоречит ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства о фактическом использовании для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания, а так же расположение на земельном участке как и предназначение помещений с 18.05.2018 не позволяющим отнести к указанным объектам.

Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает её права, так как незаконно возлагает на неё обязанность уплатить имущественный налог в порядке ст. 378.2 НК РФ.

Варакина О.А. просила суд признать недействующим пункт Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 № 502 с 01.06.2018.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец требования уточнила, окончательно сформулировав требования следующим образом: признать недействующим пункт Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 № 502 с 17.05.2018.

В судебное заседание Варакина О.А. не явилась.

Представитель административного истца Байкова Ю.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомирова К.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. При этом указала на то, что основанием для включения в данный перечень является предназначение более 20 % помещений здания для торговли, то есть пп.2 п.4 ст. 378.2 НК РФ по состоянию на 01.01.2018.

Заинтересованное лицо Березина А.В. в судебное заседание не явилась.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами административного дела подтверждается, что Варакиной О.А. с 15 марта 2018 года принадлежит на праве собственности <данные изъяты> доли объекта недвижимости – нежилого здания, площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , инвентарный номер , расположенного по адресу: <адрес>.

При этом указанное нежилое здание расположено на земельном участке относящемся к землям населенного пункта и имеющем кадастровый номер с видом разрешенного использования «размещение автобазы», о чем свидетельствуют сведения об основных характеристиках объекта недвижимости.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п.3 ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

Статьёй 1.1. Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (в редакции действовавшей в отношении 2018 налогового периода) предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);

2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Реализуя свои полномочия Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, издав постановление № 502 от 29.11.2017.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, нежилое здание, доля которого принадлежит административному истцу вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте .

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 502 от 29.11.2017 опубликовано в соответствии со ст. 13 Закона УР «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальный сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 30.11.2017.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 502 от 29.11.2017 вносились неоднократно изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта.

В соответствии с п.9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270.

Согласно пункта 3 названного положения утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270 мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.

Исходя из положений пункта 22 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта) названного положения утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270 следует, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.

Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.

По смыслу положений главы 21 КАС РФ, в том числе и положений ст. 209 КАС РФ надлежащим административным ответчиком по данной категории административных дел является орган государственной власти принявший оспариваемый нормативный правовой акт, то есть в данном случае - Правительство Удмуртской Республики.

В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 ст. 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так же данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого здания для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, как и для признания здания предназначенным в этих целях если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания.

По смыслу положений ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимости по виду разрешенного использования земельного участка подлежат включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без проверки фактического использования такие здания (строения, сооружения), которые могут быть использованы в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или как торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, то есть такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации могут обеспечить их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в названных сферах общественных отношений.

Учитывая, что спорное нежилое здание располагается на земельном участке, который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «размещение автобазы», то есть не для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или как торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Судом не установлено, что в ходе подготовки проекта оспариваемого Постановления Правительства УР было проведено обследование здания.

Поэтому и по основанию фактического использования спорного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а равно в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания указанный объект недвижимости не мог быть включен в оспариваемый нормативный правовой акт.

Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики следует, что в данном случае основанием для включения спорного здания в оспариваемый перечень послужили сведения о назначении не менее 20 % нежилых помещений здания для размещения торговых объектов.

По смыслу положений п.4 ст. 378.8 НК РФ данные сведения должны быть получены из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации).

В данной ситуации указанное условие о площади не менее 20 % здания используемого для размещения торговых объектов в соответствии с техническим паспортом соблюдается.

Так из Выписки- сведений об основных характеристиках объекта недвижимости на здание с кадастровым номером следует, что общая площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м., и именно от этой площади подлежит определить площадь предназначенную для использования торговых объектов.

При определении площади здания предназначенной для использования торговых объектов подлежат учёту не только непосредственно помещения имеющие назначение торговое, но и вспомогательные помещения для них поскольку их назначение связано с обслуживанием торговых объектов.

Анализируя названный технический паспорт на комплекс строений расположенных по <адрес>, инвентарный номер составленный на 19 февраля 2007 года в том числе и поэтажные планы и экспликации, а так же паспорт объекта недвижимого имущества по состоянию на 16.05.2018 суд приходит к выводу, что спорное жилое здание с кадастровым номером соответствует литере А названного технического паспорта на комплекс строений расположенных по <адрес>.

Таким образом, в целях размещения торговых объектов на 01.01.2018 будет соответствовать сумма площадей торговых залов и вспомогательных помещений в нежилых помещениях – 441,8 кв.м. из которых 30,8 кв.м. являются вспомогательными, а основными соответственно являются 411 кв.м., что более 20 % от установленной площади здания <данные изъяты>2 кв.м.

По смыслу п.7 ст. 378.2 НК РФ оспариваемый в части перечень составляется на начало очередного налогового периода, то есть в данной ситуации на 01.01.2018, следовательно установленное обстоятельство свидетельствует о безусловном основании для включения спорного нежилого здания в оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку здание обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

В оспариваемой части нормативные правовые акты соответствуют НК РФ, а так же соответствует ст. 1.1 закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела не подтвердился факт противоречия оспариваемых нормативных правовых актов в оспариваемой части требованиям ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием для отказа удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Положения ст. 378.2 НК РФ, Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», а так же иные нормы права регулирующие спорные отношения не предусматривают исключения из оспариваемого перечня объекта при изменении предназначения помещений в течении налогового периода.

Поэтому соответствующий довод административного истца судом отклоняется как не основанный на действующих нормах права, равно как и не имеет значение факт приобретения спорного здания в течении налогового периода, поскольку значимым обстоятельством при формировании перечня является соответствие здания указанным ранее требованиям на 01.01.2018, что и было установлено в ходе судебного разбирательства.

Фактическое не использование в целях предназначения какого-либо значения не имеет, поскольку включено в оспариваемый перечень по иному основанию (указанному ранее).

С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течении месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Варакиной О. А. о признании пункта Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от 29.11.2017 N 502, недействующим оставить без удовлетворения.

Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 21 мая 2020 года.

Судья Верховного суда

Удмуртской Республики                         О.В. Захарчук

3а-119/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Варакина Оксана Анатольевна
Прокуратура УР
Ответчики
Правительство УР
Другие
Березина А.В.
Министерство имущественных отношений УР
Байкова Юлия Александровна
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Захарчук Олег Васильевич
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация административного искового заявления
05.02.2020Передача материалов судье
06.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2020Подготовка дела (собеседование)
18.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
30.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее