Дело № 2-871/2018
24RS0029-01-2018-000623-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2018 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Левичевой О.Ю.,
при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой С.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова С.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года в сумме 28873,01 рублей. Свои требования мотивировала тем, что истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях, с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <....>. Размер её заработной платы с 01 января 2018 года составляет 11016 рублей в месяц, с 01.05.2018 года 11163 рубля в месяц и состоит из должностного оклада 2552 рубля, процентных надбавок: районного коэффициента 30%, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных 100%, за работу с вредными условиями – 4 %, за опыт работы в учреждении – 30%, стимулирующие выплаты за качество - 42%, стимулирующие выплаты за важность – 28%, стимулирующие выплаты за интенсивность 35%. Стимулирующие выплаты зависят от стоимости 1 балла, которые выводятся расчетным путем. Однако установленный должностной оклад и все её доплаты не соответствуют уровню минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации, который с 01.01.2018г. составляет 9489 рублей, а с 01.05.2018г. составил 11163 рубля. В силу действующего законодательства минимальный размер оплаты работника, выполнившего нормы труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Считает, что установленный ей размер заработной платы нарушает её права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудовому законодательству и просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года в размере 28873,01 рублей.
Истец Кузнецова С.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушании извещена своевременно, надлежащим образом. Представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика директор Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушании извещен своевременно, надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление, предоставленном суду, указал, что, по их мнению КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как согласно Устава Интерната – учредителем и собственником имущества интерната является субъект Российской Федерации – Красноярский край. Функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет министерство социальной политики Красноярского края.
В соответствии со ст.133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В свою очередь, согласно ст.129 ТКРФ, под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу) в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергающихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Минимальный размер заработной платы в учреждениях, на территории Красноярского края устанавливается Правительством Красноярского края. Закон Красноярского края от 19.12.2017г. №4-1270 «О внесении изменений в закон края «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», устанавливает заработную плату в районе, к которому относится Козульский район в размере 11016 рублей с января по апрель 2018 года. Из письма Министерства социальной политики Красноярского края № 80-91 15.01.2018г. следует, что на основании внесения изменений от 19.12.2017 года №4-1270 в ст.4 Закона края от 29.10.2009 № 9-3864 « О системе оплаты труда работников краевых государственных учреждений» и установления размеров заработной платы, применяемых в целях расчета региональной выплаты. Таким образом, отсутствовала возможность выплачивать заработную плату с января по апрель 2018 года в сумме 15182,40 руб.
Из письма Министерства социальной политики Красноярского края № 80-1944 от 25.04.2018г. следует, что ФЗ от 07.03.2018 года № 41-ФЗ» О внесении изменений в ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) с 1 мая 2018 года установлен в размере 11163 руб., таким образом, отсутствует возможность выплачивать заработную плату за май 2018г. равную 17863 руб. т.к. для краевых государственных учреждений не предусмотрено фондом оплаты труда на доплату до МРОТ 17863 установленную с 1 мая 2018 года. (Закон Красноярского края от 30.11,2017г. №4-1155 « О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020годов») их учреждение является подведомственным учреждением Министерству социальной политики и выполняет все его распоряжения.
В связи с тем, что КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» является государственным бюджетным учреждением Красноярского края и действует в рамках выделенных денежных средств вышестоящим органом, в том числе по выплате заработной платы в пределах выделенного фонда оплаты труда, утвержденного штатного расписания и утвержденных должностных окладов. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме, дело рассмотреть в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица Министерство социальной политики Красноярского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Суд, исследовав представленные материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018г. установлен МРОТ 9489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 года установлен в сумме 11163,0 рублей в месяц.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст.148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии со ст.316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года №160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 года установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций. Постановлением Администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 года № 393-п с 01 ноября 1992 года районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Козульского района.
Кроме того, в силу ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст.316, 317 ТК РФ осуществляется с районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Поэтому заработная плата в Козульском районе Красноярского края должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка к заработной плате в сумме 60 % (30% (районный коэффициент) + 30%(надбавка)).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Кузнецова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ. состояла с ответчиком в трудовых отношениях, что подтверждается приказом о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ., трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ
Данным трудовым договором оклад истца установлен в размере 2454 рублей.
Из расчетных листков заработной платы Кузнецовой С.В. следует, что в марте – августе 2018 года норма рабочего времени в должности <....> выполнена, фактически начислялось в марте 2018г. 11016,0 руб., в апреле 2018г. 11016,0 руб., в мае 2018г. 11163,0 руб., в июне 2018г. 11163,0 руб., в июле 2018г. 6088,90 руб., в августе 5824,17 то есть в размере МРОТ установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016г., что также подтверждается справкой о доходах физического лица за 2018 год от 13.09.2018г.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходя из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного федеральным законодательством МРОТ.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018г. установлен МРОТ 9489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, суд приходит к выводу, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2018г. истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 15182,40 руб., с 01.05.2018г. истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 17860,80 руб.
Согласно расчёту иска, заработная плата Кузнецовой С.В. при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении нормы труда должна составлять с 01.01.2018г. не менее 15182,40 рублей (9489 х 1,3 х 1,3), с 01.05.2018г. не менее 17860,80 рублей (11163,0 х 1,3 х 1,3).
В марте 2018 года истцу подлежало начислению 15182 руб., фактически начислено 11016 руб. 00 коп., недоначислено 4166 руб. 00 коп. В апреле 2018 года истцу подлежало начислению 15182 руб., фактически начислено 11016 руб. 00 коп., недоначислено 4166 руб. 00 коп. В мае 2018 года истцу подлежало начислению 17860 руб., фактически начислено 11163 руб. 00 коп., недоначислено 6697 руб. 00 коп. В июне 2018 года истцу подлежало начислению 17860 руб., фактически начислено 11163 руб. 00 коп., недоначислено 6697 руб. 00 коп. В июле 2018 года истцу подлежало начислению 9741 руб. 82 коп, фактически начислено 6088 руб. 90 коп., недоначислено 3652 руб. 92 коп. В августе 2018 года истцу подлежало начислению 9318 руб. 26 коп, фактически начислено 5824 руб. 17 коп., недоначислено 3494 руб. 09 коп.
Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет 28873,01 рублей.
При проверке представленного истцом расчёта взыскиваемой недоначисленой заработной платы судом установлено, что расчёт иска произведён с арифметической неточностью. Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с марта по август 2018 года в соответствии со следующим расчетом:
- за март 2018 года в сумме 4166,40 рублей (15182,40 руб. (МРОТ) /20 рабочих дней месяца х 20 фактически отработанных в месяце дней – 11016,0 руб. начисленной заработной платы);
- за апрель 2018 года в сумме 4166,40 рублей (15182,40 руб. (МРОТ) /21 рабочих дней месяца х 21 фактически отработанных в месяце дней – 11016,0 руб. начисленной заработной платы);
- за май 2018 года в сумме 6697,80 рублей (17860,80 руб. (МРОТ) /20 рабочих дней месяца х 20 фактически отработанных в месяце дней – 11163,0 руб. начисленной заработной платы);
- за июнь 2018 года в сумме 6697,80 рублей (17860,80 руб. (МРОТ) /20 рабочих дней месяца х 20 фактически отработанных в месяце дней – 11163,0 руб. начисленной заработной платы);
- за июль 2018 года в сумме 3653,35 рублей (17860,80 руб. (МРОТ) /22 рабочих дней месяца х 12 фактически отработанных в месяце дней – 6088,90 руб. начисленной заработной платы);
- за август 2018 года в сумме 3494,49 рублей (17860,80 руб. (МРОТ) /23 рабочих дней месяца х 12 фактически отработанных в месяце дней – 5824,17 руб. начисленной заработной платы).
Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет 28876,24 рублей.
Доводы ответчика о том, что КГБУ СО «Козульский психоневрологическй интернат» не может являться надлежащим ответчиком по данному иску и то, что минимальный размер заработной платы в учреждениях, на территории Красноярского края, устанавливается Правительством Красноярского края, недоначисления заработной платы истцу не допущено, следует признать несостоятельными, поскольку они сводятся к способу защиты при рассмотрении дела и основаны на неправильном толковании норм материального закона.
При указанных обстоятельствах, требования иска обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Козульского района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с абзацем п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по предъявленному требованию составляет 1066,19 руб.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ, немедленному исполнению подлежит решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трёх месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой С.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» в пользу Кузнецовой С.В. задолженность по заработной плате в сумме 28876,24 руб.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» в доход местного бюджета муниципального образования государственную пошлину в сумме 1066, 19 руб.
Решение в части взыскания заработной платы работнику в течение 3-х месяцев в сумме 13 845 руб. 64 коп. подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козульский районный суд Красноярского края.
Судья О.Ю.Левичева
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2018г.
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>
<....>