Дело № 2-2089/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2017 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Назаровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Роженко ФИО10, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Роженко И.Е.., обратился в суд с данным иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в обоснование указав следующее.
Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Роженко И.Е., в котором он указал на недостаточное обеспечение лекарственными препаратами.
Установлено что Роженко И.Е. является инвалидом <данные изъяты> группы. В соответствии с выписки из медицинской карты Роженко И.Е. среди прочих препаратов рекомендованы: Амлодипин 5 мг 2 раза в день, Эналаприл 10 мг вечером. В январе 2017 года Роженко И.Н. не обеспечен указанными препаратами, в связи с чем обратился в прокуратуру.
Прокурор просил обязать ответчика обеспечить истца лекарственным препаратом Амлодипин из расчета 5 мг 2 раза в день, Эналаприл из расчета 10 мг 1 раз в день за период январь-март 2017 года, а также обеспечивать медицинским препаратами по назначению врача.
В судебном заседании истец Роженко И.Е. исковые требования поддержал, вместе с тем пояснил, что в январе и феврале 2017 г. он был обеспечен препаратом Амлодипин в полном объеме, за март не был обеспечен. Препаратом Эналаприл не обеспечен в феврале 2017 года.
Помощник прокурора Анастасин О.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Кузнецова Д.М. в судебном заседании исковые требования не признала указав, что обеспечение лекарственными препаратами производится на основании выписанных рецептов лечебными учреждениями. По какой причине не были в достаточном количестве выписаны рецепты ей не известно.
Представитель третьего лица ГУЗ «Городская больница № 2» в судебном заседании с иском не согласилась указав, что с 2017 года Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области введена новая компьютерная программа через которую выписываются рецепты. В спорные периоды истцу не были в полном объеме выписаны рецепты, так как при обращении его в лечебное уреждение в программе министерством был установлен запрет.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не вились, извещались.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Роженко И.Е. наблюдается в ГУЗ «Городская больница №2», является инвалидом <данные изъяты> группы.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В силу ст. 33 данного закона первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" лекарственное обеспечение граждан возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе медицинской помощи, включая обращение медицинских изделий, оказание государственных услуг в сфере здравоохранения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 N 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1. Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство Получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета…
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающимзаболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально значимых заболеваний.
Федеральным законом от 01.12.2014 г. N 400-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год" установлено, что в 2015 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составляет 707 руб.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1.
Согласно приложению № 1 неработающие инвалиды II группы подлежат бесплатному обеспечению всеми лекарственными средствами (по медицинским показаниям).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 N 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждён перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой со свободных цен.
Лекарственные препараты «Амлодипин», «Эналаприл» включены в вышеуказанный перечень.
Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 г. за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
Как следует из материалов дела, Роженко И.Е. обращался в ГУЗ для получения рецепта на бесплатное получение медицинских препаратов «Амлодипин», «Эналаприл» в январе-марте 2017, однако, он был частично обеспечен ими, в январе были выписаны рецепты, в феврале выписаны рецепты на Амлодипин на период январь-февраль 2017 года, а также рецепт на Эналаприл на январь 2017 года, также в марте 2017 г. выписан рецепт на Периндоприл, так как данный препарат является заменителем Эналаприла.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Кругловой Е.А. – лечащего врача Роженко И.Е. Как пояснил свидетель в судебном заседании, в реестре стоял запрет на выписку рецепта на получение данного препарата со стороны Минздрава Ульяновской области. По указанной причине рецепты за февраль и март 2017 года не были выписаны в полном объеме. Зная о такой ситуации с рецептами, в январе 2017 года она выписала рецепт на Амлодипин с запасом также на февраль 2017 года. В марте истцу вместо Эналаприла рекомендован Периондоприл, рецепт на который и был выписан. Амлодипин был рекомендован истцу 10 мг 1 раз в день, Эналоприл – 20 мг 2 раза в день. Ввиду запрета на выписку рецептов на указанные препараты истец не обеспечен Амлодипином за март 2017 г., а Эналаприлом за февраль
Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение права Роженко И.Е. на получение бесплатно лекарственных средств в достаточном количестве за февраль и март 2017 года. При таком положении иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Роженко ФИО10 удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Роженко ФИО10 препаратом «Амлодипин» за март 2017 года из расчета 10 мг 1 раз в день, препаратом «Эналаприл» за февраль 2017 года из расчета 20 мг 2 раза в день, обеспечивать Роженко ФИО10 своевременно и в полном объеме медицинскими препаратами в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.