Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-72/2014 (33-2890/2013;) от 24.12.2013

Дело № 33-72

Докладчик Корнева М.А.

Судья Макарова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2014 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.,

судей Георгиновой Н.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Постникове Н.С.,

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску ВВВ к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании перечислить социальную государственную помощь и взыскании морального вреда,

по апелляционной жалобе ВВВ на решение Советского районного суда г. Орла от 12 ноября 2013 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ВВВ к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании перечислить социальную государственную помощь и взыскании морального вреда отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., выслушав ВВВ, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области ГГГ, представителей УУУ» ООО и ИИИ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

установила:

ВВВ обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании перечислить социальную государственную помощь и взыскании морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывала, что состоит на учете в органах социальной защиты населения как малообеспеченная, в связи с чем получала социальную помощь в размере <...> рублей. Однако в <дата> году она получила социальную помощь в меньшем размере, а в <дата> году в предоставлении указанной помощи ей было отказано.

Полагая, что отказ в предоставлении ей социальной помощи незаконен, поскольку размер ее дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, просила суд с учетом уточненных исковых требований обязать ответчика перечислить государственную социальную помощь в размере <...> рублей за <дата> год и <...> рублей за <дата> год, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> рублей (л. д. 76).

При рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области и УУУ

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ВВВ ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Полагает, что вывод суда о том, что она не имеет право на получение государственной социальной помощи незаконен, так как она состоит на учете в органах социальной защиты, является инвали<адрес>-ей группы и ранее получала социальную помощь.

Приводит довод о том, что суммы выплачиваемой ей ЕДВ не должна учитываться при исчислении дохода для предоставления государственной социальной помощи.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 указанного Закона).

Согласно постановлениям Правительства Орловской области № 510 от 29 декабря 2012 г. и № 434 от 15 декабря 2012 г. минимальный размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам для поддержания жизненного уровня в 2012 -2013 гг. составил 500 рублей (суммарный размер в течение года - не более 6000 рублей).

В соответствии со ст. 2 Закона Орловской области от 29 октября 2003 г. № 357-ОЗ «О государственной социальной помощи в Орловской области» (действующего в спорный период) право на получение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные предусмотренные Федеральным законом «О государственной социальной помощи» категории граждан, зарегистрированные по месту жительства либо по месту пребывания на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Орловской области.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Во исполнение указанного Федерального закона постановлениями Правительства Орловской области установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области, размер которых установлен для пенсионеров: за I квартал 2012 г. - 4 107 руб., за II квартал 2012 г. - 4 177 руб., за III квартал 2012 г. - 4 312 руб., за IV квартал 2012 г. - 4 294 руб., за I квартал 2013 г. - 5 133 рублей (постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2012 г. № 122, от 18 июля 2012 г. № 239, от 30 октября 2012 г. № 373, от 17 января 2013 г. № 1, от 30 апреля 2013 г. № 151).

Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Согласно ст. 4 указанного закона расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы его дохода за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 5).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров (п. 1 пп. «д»).

В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (п. 2).

Из материалов дела следует, что ВВВ является инвали<адрес>-ей группы, установленной бессрочно, получателем пенсии по старости и ЕДВ. Состоит на учете в отделении срочного социального обслуживания УУУ (л. д. 17-20, 90, 112-113).

В <дата> и <дата> году истица обращалась в Управление социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области по вопросу оказания ей государственной социальной помощи, в чем ей было отказано, поскольку размер ее дохода превышает установленную на момент обращения величину прожиточного минимума для пенсионеров в Орловской области (л. д. 3, 4).

Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, судом проверялся основной доход ВВВ за соответствующий период, который составил: с <дата> г. - <...> рублей, с <дата> г. - <...> рублей, с <дата> - <...> рублей, с <дата> - <...> рублей, с <дата> - <...> рублей (размер пенсии с учетом ЕДВ) (л. д. 17-20, 90).

Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что поскольку совокупный среднедушевой доход истицы превышает установленную в Орловской области величину прожиточного минимума для пенсионеров, право на предоставление государственной социальной помощи за спорный период ВВВ не имеет.

Также обоснован и вывод суда об отказе в удовлетворении требования истицы о компенсации морального вреда, поскольку ее права ответчиком не нарушены.

Учитывая, что при расчете среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи учитываются пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, ссылка в жалобе на то, что ЕДВ, назначенная и выплачиваемая ВВВ в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не должна учитываться при исчислении дохода гражданина для предоставления социальной помощи несостоятельна, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.

К перечню доходов, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512, которые не учитываются в доходе одиноко проживающего гражданина для целей, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ЕДВ не относится.

Ссылка в жалобе на то, что ВВВ ранее получала социальную помощь правового значения по делу не имеет, поскольку указанные выплаты производились ей в исключительном порядке по решению комиссии по оказанию государственной социальной и адресной помощи малообеспеченным гражданам <адрес>, а единовременную выплату в <дата> в сумме <...> руб. она получила в соответствии с долгосрочной областной целевой программой «Старшее поколение на 2011-2013 годы», согласно которой материальная помощь оказывалась одиноко проживающим гражданам на ремонт газового и отопительного оборудования независимо от размера получаемой ими пенсии.

Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих отмену или изменение решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.

Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, основаны на неверном толковании действующего законодательства, не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а потому не являются основанием для отмены судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 12 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ВВВ – без удовлетворения.

    

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

Дело № 33-72

Докладчик Корнева М.А.

Судья Макарова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2014 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.,

судей Георгиновой Н.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Постникове Н.С.,

в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску ВВВ к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании перечислить социальную государственную помощь и взыскании морального вреда,

по апелляционной жалобе ВВВ на решение Советского районного суда г. Орла от 12 ноября 2013 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ВВВ к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании перечислить социальную государственную помощь и взыскании морального вреда отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., выслушав ВВВ, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области ГГГ, представителей УУУ» ООО и ИИИ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

установила:

ВВВ обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об обязании перечислить социальную государственную помощь и взыскании морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывала, что состоит на учете в органах социальной защиты населения как малообеспеченная, в связи с чем получала социальную помощь в размере <...> рублей. Однако в <дата> году она получила социальную помощь в меньшем размере, а в <дата> году в предоставлении указанной помощи ей было отказано.

Полагая, что отказ в предоставлении ей социальной помощи незаконен, поскольку размер ее дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, просила суд с учетом уточненных исковых требований обязать ответчика перечислить государственную социальную помощь в размере <...> рублей за <дата> год и <...> рублей за <дата> год, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> рублей (л. д. 76).

При рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области и УУУ

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ВВВ ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Полагает, что вывод суда о том, что она не имеет право на получение государственной социальной помощи незаконен, так как она состоит на учете в органах социальной защиты, является инвали<адрес>-ей группы и ранее получала социальную помощь.

Приводит довод о том, что суммы выплачиваемой ей ЕДВ не должна учитываться при исчислении дохода для предоставления государственной социальной помощи.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 указанного Закона).

Согласно постановлениям Правительства Орловской области № 510 от 29 декабря 2012 г. и № 434 от 15 декабря 2012 г. минимальный размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам для поддержания жизненного уровня в 2012 -2013 гг. составил 500 рублей (суммарный размер в течение года - не более 6000 рублей).

В соответствии со ст. 2 Закона Орловской области от 29 октября 2003 г. № 357-ОЗ «О государственной социальной помощи в Орловской области» (действующего в спорный период) право на получение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные предусмотренные Федеральным законом «О государственной социальной помощи» категории граждан, зарегистрированные по месту жительства либо по месту пребывания на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Орловской области.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Во исполнение указанного Федерального закона постановлениями Правительства Орловской области установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области, размер которых установлен для пенсионеров: за I квартал 2012 г. - 4 107 руб., за II квартал 2012 г. - 4 177 руб., за III квартал 2012 г. - 4 312 руб., за IV квартал 2012 г. - 4 294 руб., за I квартал 2013 г. - 5 133 рублей (постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2012 г. № 122, от 18 июля 2012 г. № 239, от 30 октября 2012 г. № 373, от 17 января 2013 г. № 1, от 30 апреля 2013 г. № 151).

Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Согласно ст. 4 указанного закона расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы его дохода за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 5).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров (п. 1 пп. «д»).

В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (п. 2).

Из материалов дела следует, что ВВВ является инвали<адрес>-ей группы, установленной бессрочно, получателем пенсии по старости и ЕДВ. Состоит на учете в отделении срочного социального обслуживания УУУ (л. д. 17-20, 90, 112-113).

В <дата> и <дата> году истица обращалась в Управление социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области по вопросу оказания ей государственной социальной помощи, в чем ей было отказано, поскольку размер ее дохода превышает установленную на момент обращения величину прожиточного минимума для пенсионеров в Орловской области (л. д. 3, 4).

Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, судом проверялся основной доход ВВВ за соответствующий период, который составил: с <дата> г. - <...> рублей, с <дата> г. - <...> рублей, с <дата> - <...> рублей, с <дата> - <...> рублей, с <дата> - <...> рублей (размер пенсии с учетом ЕДВ) (л. д. 17-20, 90).

Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что поскольку совокупный среднедушевой доход истицы превышает установленную в Орловской области величину прожиточного минимума для пенсионеров, право на предоставление государственной социальной помощи за спорный период ВВВ не имеет.

Также обоснован и вывод суда об отказе в удовлетворении требования истицы о компенсации морального вреда, поскольку ее права ответчиком не нарушены.

Учитывая, что при расчете среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи учитываются пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, ссылка в жалобе на то, что ЕДВ, назначенная и выплачиваемая ВВВ в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не должна учитываться при исчислении дохода гражданина для предоставления социальной помощи несостоятельна, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.

К перечню доходов, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512, которые не учитываются в доходе одиноко проживающего гражданина для целей, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ЕДВ не относится.

Ссылка в жалобе на то, что ВВВ ранее получала социальную помощь правового значения по делу не имеет, поскольку указанные выплаты производились ей в исключительном порядке по решению комиссии по оказанию государственной социальной и адресной помощи малообеспеченным гражданам <адрес>, а единовременную выплату в <дата> в сумме <...> руб. она получила в соответствии с долгосрочной областной целевой программой «Старшее поколение на 2011-2013 годы», согласно которой материальная помощь оказывалась одиноко проживающим гражданам на ремонт газового и отопительного оборудования независимо от размера получаемой ими пенсии.

Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих отмену или изменение решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.

Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, основаны на неверном толковании действующего законодательства, не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а потому не являются основанием для отмены судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 12 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ВВВ – без удовлетворения.

    

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

1версия для печати

33-72/2014 (33-2890/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Володькина Татьяна Дмитриевна
Ответчики
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
21.01.2014Судебное заседание
23.01.2014Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее