Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1921/2018 ~ М-2550/2018 от 13.09.2018

№ 2а-1921/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2018 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего                          Л.Л.Аплиной,

при секретаре                              Н.С.Золотарёвой,

с участием

административного истца                         Т.В.Семченко,        

представителя административного ответчика             И.А.Сафроновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Семченко Татьяны Викторовны, Иноземцева Владимира Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о возложении обязанности снять земельный участок с кадастрового учета,

установил:

    Семченко Т.В., Иноземцев В.В. обратились в суд с указанным иском, в котором просят обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (Управление Росреестра по Томской области) снять с кадастрового учета земельный участок площадью 727 кв.м с кадастровым номером /________/, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: /________/

    В обоснование требований указывают, что являются собственниками земельного участка кадастровым номером /________/, расположенного по адресу: /________/

На заявление в департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером /________/, как ранее учтенном земельном участке, который фактически располагается на земельном участке с кадастровым номером /________/, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области получен отказ в связи с нахождением на спорном земельном участке объекта капитального строительства (водопровода) с кадастровым номером /________/. Аналогичный ответ был получен при обращении в Администрацию г.Томска.

Административные истцы указывают, что акт согласования границ ими не подписывался, согласие на размещение объекта капитального строительства на их земельном участке они не давали. Согласно ответу ООО «Томскводоканал» объект капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами /________/ и /________/ отсутствует, водопровод расположен на расстоянии 3,5 м от ограждения вышеуказанных участков.

    Согласно заключению кадастрового инженера от /________/ обнаружено наложение границ земельного с кадастровым номером /________/ на фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером /________/, адреса земельных участков совпадают; граница земельного участка с кадастровым номером /________/ не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, уточнению границ препятствует земельный участок с кадастровым номером /________/.

    На основании вышеизложенного, полагают, что запись в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером /________/ нарушает их права на использование земельного участка, принадлежащего им на праве собственности.

    В судебном заседании административный истец Семченко Т.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в установленном законом порядке с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 70:14:0123001:850 с кадастрового учета до подачи настоящего иска они (административные истцы) не обращались. В ходе рассмотрения дела они подали соответствующее заявление в Управление Росреестра по Томской области, которое до настоящего времени не рассмотрено.

    В судебное заседание административный истец Иноземцев В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, причин неявки суду не сообщил.

    В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Сафронова Т.А., действующая на основании доверенности №61 от 20.08.2018 сроком по 31.12.2018, возражала против удовлетворения исковых требований, считала, что административными истцами в иске не указано в чем заключается нарушение либо угроза нарушения их прав, свобод или законных интересов. Указала, что до подачи настоящего административного иска административные истцы не обращались в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 70:14:0123001:850. Полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок не подлежит снятию с кадастрового учета в связи с нахождением на нем объекта капитального строительства – водопровода.

Заинтересованное лицо – Администрация г.Томска, извещенное о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание представителя не направило. От представителя ответчика Шильниковой А.А., действующей на основании доверенности от 10.08.2018, поступил отзыв на исковое заявление, в котором возражений относительно исковых требований не содержится.

Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, определив на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие не явившихся лиц, приходит к следующему.

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Конституция Российской Федерации в статье 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

Учитывая данное конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, на суды возложена обязанность по обеспечению надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина. В силу п.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Административное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п.п.1,2 ст.61 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является нарушение либо угроза нарушения прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав. При этом, удовлетворение иска должно привести к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов истца либо устранить угрозу таких нарушений.Судом установлено, что Семченко Т.В. и Иноземцеву В.В. на праве общей долевой собственности (по ? доле) принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г/________/, кадастровый номер /________/ площадью 700 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от /________/. Основанием возникновения права собственности является договор дарения от /________/, заключенный между истцами и ФИО13, которому земельный участок принадлежал на праве собственности на основании решения Тимирязевской администрации от /________/. Согласно выписке из ЕГРН от /________/ кадастровый номер был присвоен указанному земельному участку /________/, он состоит на кадастровом учете с отметками «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Также судом установлено, что Постановлением Мэра г.Томска /________/ по заявлению ФИО14, по адресу: /________/ образован земельный участок площадью 727,0 кв.м (учетный номер /________/), расположенный по адресу: /________/. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет /________/ и ему присвоен кадастровый номер /________/. Из пояснений административного истца следует, что образование земельного участка с кадастровым номером /________/ было ошибочным, поскольку на тот момент по адресу: /________/, уже был образован земельный участок с кадастровым номером /________/ и поставлен на государственный кадастровый учет, о чем ФИО15 осведомлен не был. Факт наложения границ указанных земельных участков следует из заключения кадастрового инженера ФИО16. от /________/. В связи с этим, по заявлению Семченко Т.В. Постановлением Администрации г.Томска №/________/ Постановление Мэра г.Томска от /________/ отменено. В дельнейшем, с целью снятия земельного участка с кадастровым номером /________/ с кадастрового учета Семченко Т.В. обратилась в Администрацию г.Томска с соответствующим заявлением. В ходе рассмотрения заявления Семченко Т.В. начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска А.А.Касперович обратился с письмом в адрес директора ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области» о снятии земельного участка с кадастровым номером /________/ с кадастрового учета, как ранее учтенного, сведения о правообладателях которого отсутствуют. Из ответа и.о. директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области /________/ следует, что по сведениям государственного кадастра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером /________/ расположен объект капитального строительства (водопровод) с кадастровым номером /________/, в связи с чем, статус сведений о таком земельном участке сохраняется как «актуальный». Из пояснений истца Семченко Т.В. в судебном заседании следует, что, обращаясь с настоящим иском, административные истцы фактически оспаривают отказ административного ответчика в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером /________/, содержащийся в ответе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области №/________/.При этом, административными истцами не отрицается, что до подачи настоящего иска к административному ответчику с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, они не обращались. При оценке законности ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области №/________/, суд исходит из следующего. Как следует из обращения начальника департамента архитектуры и градостроительства г.Томска от 17.02.2017, спорный земельный участок подлежал снятию с кадастрового учета в соответствии со ст.70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", как учтенный до 01.03.2008, сведения о правообладателях которого в ЕГРН отсутствуют.     Действительно, в силу пункта 3 статьи 70 указанного Федерального закона орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.В силу ч.7 ст.7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.В соответствии с ч.2 п.181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2016 №943, при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, статус сведений о таком земельном участке сохраняется «актуальный».

Как установлено судом и следует из выписки из ЕГРН, по сведениям государственного кадастра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером /________/ расположен объект капитального строительства (водопровод) с кадастровым номером /________/.

Следовательно, содержащийся в ЕГРН статус земельного участка с кадастровым номером /________/, как «актуальный», установлен обоснованно и является препятствием для снятия указанного земельного участка с кадастрового учета по п.3 ст.70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

Ссылка административных истцов на ответ №/________/ ООО «Томскводоканал», согласно которому на земельном участке, расположенном по адресу: /________/ инженерных сетей водопровода и канализации не имеется, водопроводная линия расположена на расстоянии 3,5 м от ограждения земельного участка по указанному адресу, судом во внимание не принимается, поскольку, как установлено ч.2 ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Таким образом, содержащиеся в ЕГРН сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером /________/ объекта недвижимости с кадастровым номером /________/, считаются достоверными.

При данных обстоятельствах, ответ и.о. директора филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по Томской области в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от /________/ дан в соответствии с требованиями действующего законодательства и не повлек за собой нарушение прав и законных интересов административных истцов.

Следовательно, законных оснований для понуждения административного ответчика к снятию земельного участка с кадастровым номером /________/ с кадастрового учета не имеется.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что административными истцами пропущен срок обращения в суд.

Так, согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено на основании пояснений административного истца, что об отказе в снятии спорного участка с кадастрового учета, изложенного в письме от /________/, истцы были уведомлены в августе 2017 года, в связи с чем, обращались в Кировский районный суд г.Томска с иском о снятии земельного участка с кадастрового учета, который был оставлен без рассмотрения. Вместе с тем, с настоящим иском они обратились в суд только /________/, т.е. за переделами установленного законом трехмесячного срока обжалования. О восстановлении срока обращения в суд не просили.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При данных обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности на Управление Росреестра по Томской области снять земельный участок с кадастрового учета не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Семченко Татьяны Викторовны, Иноземцева Владимира Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /________/ о возложении обязанности снять земельный участок с кадастровым номером /________/ по адресу: /________/, с кадастрового учета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья        подпись            Л.Л.Аплина

ВЕРНО

Судья                         Л.Л.Аплина

Секретарь                     М.И.Пастухова

2а-1921/2018 ~ М-2550/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семченко Татьяна Викторовна
Иноземцев Владимир Викторович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Аплина Л.Л.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
13.09.2018Регистрация административного искового заявления
14.09.2018Передача материалов судье
17.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2018Подготовка дела (собеседование)
08.10.2018Подготовка дела (собеседование)
08.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее