Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2018 года г.Шахунья
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кукушкина А.А.,
с участием истца Красильникова А.М.,
представителя ответчика – Булатовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Виноградовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красильникова А. М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Шахунья Нижегородской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Красильников А.М. обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Шахунья Нижегородской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Шахунья Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении трудовой пенсии ему было отказано, так как его стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составил <данные изъяты> при требуемом – 25 лет. В специальный стаж не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве в качестве водителя.
Красильников А.М. в своих исковых требованиях просит ) о признании решения органа Пенсионного фонда незаконным, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Красильников А.М., исковые требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – Булатова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Красильникова А.М. не признала, пояснила, что отсутствуют основания для назначения Красильникову А.М. досрочной страховой пенсии, поскольку в спорный период ПЧ 121 по охране г.Шахунья Государственной противопожарной службы не являлась структурным подразделением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты, и пожарной безопасности Нижегородской области, подчинялась ему, то есть вошла в состав противопожарной службы Нижегородской области, финансировалась из средств областного бюджета и выполняла функции противопожарной службы субъекта РФ, работа в которой не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Марасанов Н.В. пояснил, что он работал в пожарной части в той же, в которой работает и Красильников А.М. Когда он (Марасанов Н.В.) уходил на пенсию по специальному стажу, Пенсионный фонд ему отказал в досрочном назначении пенсии по старости, не включив в стаж <данные изъяты> года работы, в связи с чем ему пришлось в ДД.ММ.ГГГГ году обращаться в Шахунский районный суд Нижегородской области, который обязал органы Пенсионного фонда назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Кузнецов В.М. пояснил, что Красильников А.М. работает в пожарной части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности водителя. Кузнецов В.М. считает, что Красильников А.М. имеет право на досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, материалы пенсионного дела Красильникова А.М., по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд пришел к следующему.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.
Так, в силу частей 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма - подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из материалов дела следует, что согласно трудовой книжке, вкладышу в трудовую книжку, ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. принят пожарным в Шахунскую ППЧ-18 (запись № от ДД.ММ.ГГГГ - приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. переведен на должность водителя в этой же части (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ - приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. назначен на должность водителя второго класса в этой же части (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ - приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Красильникову А.М. присвоена квалификация водитель первого класса (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Шахунский пожарно-спасательный отряд № переименован в Шахунский отряд пожарной охраны (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ УГПС УВД № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Шахунская профессиональная пожарная часть № переименована в Шахунскую пожарную часть № (запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ УГПС УВД № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. назначен водителем первого класса в Шахунской ПЧ-№ (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Шахунский отряд пожарной охраны переименован в № отряд государственной противопожарной службы (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ № УГПС УВД от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. назначен на должность пожарного в ПЧ-№ по охране <адрес> (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ №-ЛС от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Запись №).
ДД.ММ.ГГГГ Красильникову А.М. присвоен шестой разряд ЕТС по должности пожарный (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. назначен на должность водителя первого класса в №-ПЧ по охране <адрес> (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ №-ЛС от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании Директивы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № Управление государственной противопожарной службы МЧС <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> (Запись №).
На основании Директивы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № отряд государственной противопожарной службы УГПС <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. назначен водителем №-ПЧ по охране <адрес> (запись № – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области (Запись №).
В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Шахунья и Шахунского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в 24 Отряд государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Основание Приказ ГУ ГОЧС Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ (Запись №).
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. назначен на должность водителя №-пожарной части по охране <адрес> № отряда Государственной противопожарной службы (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Красильников А.М. уволен в порядке перевода в 30 отряд федеральной противопожарной службы по охране г.Шахуньи и Шахунского района Государственного учреждения Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области главного управления МЧС России по Нижегородской области (Запись № от ДД.ММ.ГГГГ – приказ №-ОГПС № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимых для назначения трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, Красильников А.М. полный рабочий день при полной рабочей неделе работал в должностях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. №437, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Красильников работал в должности пожарного ПЧ-№ по охране города Шахунья, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя ПЧ-121 по охране <адрес>. В последующем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Красильников А.М. работает в должности водителя автомобиля (пожарного) №-пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы ФГКУ « № отряд ФПС по Нижегородской области».
Согласно ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности», Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. №868 (п.8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. №385 (п.6) на федеральную противопожарную службу в лице ГПС МЧС России возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других, особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарные службы субъектов РФ в соответствии с Законом о пожарной безопасности (ст.18) и Федеральным законом от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта РФ за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством РФ Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
В связи с введением ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ», Нижегородская область, являющаяся субъектом Российской Федерации, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта Российской Федерации.
Поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.
В связи с чем, Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей, в том числе 121-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
Согласно Положению о Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.11.2004 г. №238, Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, является иным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности (п. 1.1). Комитет подчиняется Правительству Нижегородской области и ответственен перед ним за выполнение порученных задач. Положение о Комитете, структура Комитета, предельная численность работников Комитета и размер ассигнований на их содержание утверждаются Правительством Нижегородской области (п.1.4).В соответствии с основными задачами Комитет организует деятельность подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил на территории Нижегородской области (п.3.14); осуществляет в установленном порядке делопроизводство, архивное хранение документов и материалов (3.16); проводит аттестацию аварийно-спасательных службу пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований Нижегородской области (3.19); управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на гражданскую оборону, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организует и проводит конкурсы по размещению заказов на закупку товаров, работ и услуг для нужд Нижегородской области, строительство (ремонт) объектов, необходимых для реализации полномочий (3.23).
Факт подчинения №-ПЧ в спорный период Комитету гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и финансирования в спорный период за счет средств областного бюджета из него пожарной части 121-ПЧ стороной истца не отрицался, доказательств опровергающих данные обстоятельства истцом не представлены.
Совокупность приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что в спорный период №-ПЧ по охране г.Шахунья №-отряда Государственной противопожарной службы не являлась структурным подразделением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты, и пожарной безопасности Нижегородской области, подчинялась ему, то есть вошла в состав противопожарной службы Нижегородской области, финансировалась из средств областного бюджета и выполняла функции противопожарной службы субъекта РФ, работа в которой не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы Красильникова А.М., что №-ПЧ по охране г.Шахунья № отряда государственной противопожарной службы, в которой работал истец водителем, в спорный период являлась подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области, не была выведена из состава МЧС России, не могут быть признаны состоятельными, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения при разрешении спора сторон, так как право на досрочное назначение пенсии законодатель связывает с иными обстоятельствами, а именно выполнением определенной работы.
Указанное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года», а также с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011г. №1172-0-0, о том, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Доводы допрошенных свидетелей не опровергают обстоятельства указанные выше и не могут являться доказательством обоснованности исковых требований Красильникова А.М.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств достоверно свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе, пенсионный орган обоснованно отказал Красильникову А.М. во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии.
Таким образом исковые требования Красильникова А.М. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░