АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» июля 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назаренко О.Н.,
судей Кияшко Л.В., Ждановой О.И.,
по докладу судьи Кияшко Л.В.,
с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.
при секретаре < Ф.И.О. >8
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 11 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Управление имущественных отношений администрации МО <...> Краснодарского края обратилось в суд с иском к < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3 Павловичу и < Ф.И.О. >4 о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, < Ф.И.О. >1 обратился со встречным иском к управлению имущественных отношений администрации МО <...> Краснодарского края о признании права пользования на условиях социального найма жилым помещением и заключением договора социального найма.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...>г. в удовлетворении иска < Ф.И.О. >1 к управлению имущественных отношений администрации МО <...> Краснодарского края о признании права Пользования на условиях социального найма жилым помещением и возложении обязанности по заключению договора социального найма в отношении жилого помещения в виде 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, отказано в полном объеме.
Встречный иск управления имущественных отношений администрации МО <...> Краснодарского края к < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >2, < Ф.И.О. >3 и < Ф.И.О. >4 Павловичу о выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 просит отменить решение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и не противоречащего требованиям закона.
На основании п. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу п. 1 ст. 9, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч. 5 СТ. 10 ГК РФ).
Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования <...>, утвержденное Советом муниципального образования <...> от <...> <...> установлены цели управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, входящими в муниципальную казну, а именно увеличение доходной части районного бюджета. Пунктом 1.7. Положения установлено, что контроль за рациональным и эффективным использованием объектов муниципальной собственности осуществляет управление имущественных отношений <...>.
Положение об управлении имущественных отношений <...>, утвержденное Советом муниципального образования <...> <...> от <...>, подтверждает, что предметом и целью деятельности управления имущественных отношений <...> является выполнение управленческих функций от имени муниципального образования <...> в сфере реализации вопросов местного значения по владению и пользованию имуществом, имущественными правами и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования <...>.
Пункт 1.4. Положения свидетельствует, что управление является органом местного самоуправления (структурным подразделением) администрации муниципального образования <...>, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 названного кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимагелем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
С учетом того, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого < Ф.И.О. >1 совместно с членами семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения < Ф.И.О. >1 из Управления, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре не имеется.
Администрации МО <...> Краснодарского каря на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>. Вторым долевым собственником указанного жилого дома является < Ф.И.О. >10
Данный факт подтвержден выпиской из ЕГРН от <...> <...>. Как следует из объяснения сторон, жилое помещение (1/2 доля), занимаемое семьей < Ф.И.О. >13, является отдельным обособленным помещением, имеющим отдельный вход, и предназначено для отдельного проживания граждан.
Право общей долевой собственности на указанный жилой дом возникло у Администрации на основании решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...> по результатам рассмотрения иска Управления о признании части дома бесхозяйным недвижимым имуществом.
Спорное жилое помещение на основании приказа Управления от <...> <...> было отнесено к специализированному жилищному фонду.
Приказом Управления от <...> 1/2 доля жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, была закреплена на праве оперативного управления за Управлением имущественных отношений Апшеронского района.
<...> на основании приказа Управления <...> < Ф.И.О. >1 специалисту 2-й категории управления имущественных отношений <...> Краснодарского края и членам его семьи на условиях служебного найма было представлено жилое помещение – 1/2 доля жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>.
Во исполнение указанного документа с < Ф.И.О. >1 <...> заключен договор найма служебного жилого помещения. Согласно п. 4 настоящего договора совместно с нанимаем в жилое помещение были вселены члены его семьи: супруга < Ф.И.О. >2, сын < Ф.И.О. >9, 2006 г.
<...> на основании приказа <...>-K < Ф.И.О. >1 был уволен с муниципальной службы, однако служебное жилье не освободил.
<...> в семье < Ф.И.О. >13 родился ребенок < Ф.И.О. >4.
Согласно справки от <...> серии МСЭ -2012 <...> следует, что < Ф.И.О. >4 является ребенком-инвалидом. Дата очередного освидетельствования <...>
Решением Совета МО <...> от <...> <...> доля жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>ва, <...>, находящегося в собственности Администрации, на безвозмездной основе была передана в собственность администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края. Во исполнение указанного решения был подписан акт приема-передачи указанного имущества от <...>.
Решением Совета администрации Апшеронского городского поселения <...> Краснодарского края от <...> <...> доля жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, было включено в реестр муниципальной собственности указанного органа исполнительной власти.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...> < Ф.И.О. >1 отказано в удовлетворении иска к МКУ Апшеронского городского поселения <...> «Жилищно-коммунальная служба» в заключении договора социального найма жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от <...> решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...> оставлено без изменения, апелляционная жалоба < Ф.И.О. >1 без удовлетворения. Определением судьи Краснодарского краевого суда от <...> < Ф.И.О. >1 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума суда кассационной инстанции.
<...> на основании решения Совета администрации Апшеронского городского поселения <...> Краснодарского края от <...> доля жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, была на безвозмездной основе обратно передана из муниципальной собственности городского поселения в собственность муниципалитета.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от <...> Управлению было отказано в удовлетворении иска к администрации Апшеронского городского поселения <...> Краснодарского края о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>.
Согласно под п. 1 п. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами главы 9 ЖК РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда". Как указано в п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда производятся на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Приказом Управления от <...> <...> отменен приказ Управления от <...> <...> об отнесении 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, к специализированному жилому помещению. Данное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с этим основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Прекращение договора найма специализированного жилого помещения предусмотрено СТ. 102 ЖК РФ, согласно которой названный договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, переходом права собственности на жилое помещение в общежитии либо его передачей в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу за исключением случаев, установленных указанной статей.
Последствиями расторжения и прекращения договора найма жилого помещения, в том числе специализированного, могут являться утрата нанимателем и всеми членами его семьи одновременно права пользования жилым помещением и возможность их выселения из жилого помещения.
В связи с этим ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, договор найма жилого помещения от <...> прекращен между сторонами по первоначальному иску по основанию, указанному в п. 18 данного договора - <...>, т.е с даты увольнения < Ф.И.О. >1 с муниципальной службы. На дату прекращения указанного договора статус спорного жилого помещения имело статус «служебное».
Данный статус спорное жилое помещение утратило <...> в связи с изданием Управлением приказа от <...> об отмене приказа Управления от <...> <...>, которым оно было отнесено к специализированному жилищному фонду.
Утрата статуса жилого помещения явилось основанием к предъявлению < Ф.И.О. >1 встречного иска к Управлению с требованием о заключении с ним договора социального найма.
< Ф.И.О. >1 на время нахождения спорного жилого помещения в муниципальной собственности администрации Апшеронского городского поселения <...> обращался с иском в суд к указанному органу исполнительной власти, оспаривая отказ в предоставлении ему указанного жилого помещения на условиях социального найма. В удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >1 было отказано.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущи;\111 гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Постановлением администрации Апшеронского городского поселения <...> Краснодарского края от <...> <...> < Ф.И.О. >1 признан малоимущим и постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Однако <...> постановлением администрации Апшеронского городского поселения <...> < Ф.И.О. >1 и члены его семьи были сняты с указанного учета, в связи с тем, что Администрацией установлен факт преднамеренного ухудшения < Ф.И.О. >1 жилищных условий.
Основанием к снятию с учета указанных граждан явился факт нахождения в собственности < Ф.И.О. >1 в период с <...> по <...> жилого помещения, общей площадью 42,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>гея, <...>, которое < Ф.И.О. >1 продал <...>, не уведомив об этом Администрацию в установленном законом порядке при постановке его на учет.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что < Ф.И.О. >1 в установленном законом порядке состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и относится к числу лиц, которые имеют право состоять на данном учете, истцом по встречному иску в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Иные основания, по которым < Ф.И.О. >1 и члены его семьи вправе занимать спорное жилое помещение, отсутствуют,
Доводы < Ф.И.О. >1 о том, что ему было представлено в качестве служебного жилое помещение, не отвечающее требованиям с. 104 ЖК РФ ( 1/2 доля вправе общей долевой собственности, а не отдельная квартира) так же не являются основанием к отказу в удовлетворении иска Управления, так как каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Договор найма служебного жилого помещения от 21.03.2007г., на основании которого < Ф.И.О. >1 был вселен, в установленном законом порядке оспорен не был, недействительным не признан.
Таким образом, считать, что < Ф.И.О. >1 занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма и имеет в связи с этим право на дальнейшее в нем проживание, так же не соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств по делу, а так же учитывая то, что семья < Ф.И.О. >1 имеет ребенка-инвалида, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости продлить срок освобождения спорного жилого помещения до 01.08. 2019 года.
На основании п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...> <...>, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчиков как солидарных должников в доход МО <...> Краснодарского края подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ администраторами доходов бюджета являются орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) Излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В качестве администратора государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, определена Федеральная налоговая служба.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не являются основанием (ст.330 ГПК РФ) для отмены или изменения решения суда, которое находит законным и обоснованным, поэтому подлежащим оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную переоценку исследованных судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы решения, и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...>г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: