Судья: Лазарева М.И. Дело № 33а-6573/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2019 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Шикуля Е.В.,
судей: Москаленко Ю.М., Медведева С.Ф.,
при секретаре Дроздовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кирсанова В.Г. к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании устранить нарушения прав, по апелляционной жалобе Кирсанова В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.М., судебная коллегия по административным делам,
установила:
Кирсанов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (далее – Региональная служба) от 11.10.2018 № 38/8541 об отказе во включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее – Реестр пострадавших граждан), обязании Региональной службы включить его в Реестр пострадавших граждан.
В обоснование требований Кирсанов В.Г. указал, что в связи с невыполнением ООО «Развитие» обязательств по договору о долевом участии в строительстве многоквартирного дома от 22.04.2011 он обратился в Региональную службу с заявлением о включении его в Реестр пострадавших граждан.
Согласно решению Региональной службы от 11.10.2018 административному истцу отказано во включении его в Реестр пострадавших граждан, в связи с несоответствием критерию, предусмотренному п.п.3 п.2 приложения №1 к приказу № 560/пр, а именно в связи с неисполнением Кирсановым В.Г. в полном объеме обязательства по оплате стоимости долевого участия в строительстве.
По мнению Кирсанова В.В. отказ во включении его в Реестр пострадавших граждан нарушает предоставленное ему законом право и лишает объема государственной поддержки наравне с лицами, включенными в данный реестр.
Административный истец указывает, что он осуществил оплату стоимости долевого участия в строительстве, внес наличные денежные средства в кассу застройщика в сумме 1 203 400 руб., а оставшаяся сумма в размере 200 000 руб. передана Кирсановым В.Г. директору ООО «Развитие» ФИО11. по договору займа от 18.04.2011. Данную сумму директор принял в качестве задатка по договору участия в долевом строительстве от 22.04.2011 и обещал внести в кассу застройщика, однако не сделал этого.
При этом, определением Арбитражного суда Ростовской области от 09.03.2016 требования Кирсанова В.Г. о включении в реестр требований кредиторов ООО «Развитие» о передаче жилого помещения удовлетворены.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 января 2019 года административные исковые требования Кирсанова В.Г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кирсанов В.Г. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, указывает на то, что вывод суда о ненадлежащем исполнении административным истцом условий договора не соответствует Федеральному закону от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также практики Президиума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой, независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик - Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области просит решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирсанова В.Г. – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца - Карпов А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель административного ответчика - Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области – Горбацевич Н.Е. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие административного истца Кирсанова В.Г., извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав вышеуказанных представителей, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кирсанову В.Г, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято Региональной службы в пределах ее полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия находит выводы районного суда правильными по следующим основаниям.
Право оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено положениями ст. 218 КАС Российской Федерации.
Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», устанавливающим также гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов участников долевого строительства (ч.1.ст.1).
Исходя из ч.2 ст.27 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 апреля 2005 года, его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно указанному закону уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (п.1 ч.3 ст.23), и устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч.4 ст. 23).
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (ч.7 ст.23).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), имеющее полномочия самостоятельно принимать критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших граждан, а также правила ведения контролирующим органом реестра таковых (п.1 пп.5.2.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013г. № 1038).
Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр. (п.2) утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а также Правила ведения реестра пострадавших граждан.
По общему правилу, установленному п.2 Критериев, являющихся Приложением № 1 к вышеназванному приказу, пострадавшими признаются граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права (при надлежащем исполнении гражданином соглашения) нарушены неисполнением застройщиком обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введении в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил, заявитель не подлежит включению в реестр при несоответствии заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу.
Согласно пп.3 п.2 Приложения № 1 к Приказу Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр, одним из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) является надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.04.2011 между ООО «Развитие» (застройщик) в лице директора ФИО6 и Кирсановым В.Г. (участник долевого строительства) заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома № Н5-16. По условиям данного договора застройщик принял на себя обязательство построить многоквартирный трехэтажный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и передать участнику долевого строительства его долю в объекте после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации.
Доля, подлежащая передаче Кирсанову В.Г. представляет собой однокомнатную квартиру № 37, площадью 44,05 кв.м. Цена договора составляет 1 403 400 руб.
В соответствии с п.4.1 договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома № Н5-16 участник долевого строительства осуществляет оплату стоимости долевого участия в строительстве по п.3.1 настоящего договора в следующем порядке - вносит наличные денежные средства в кассу застройщика в день заключения договора в сумме 1050 000 руб. единовременно, а оставшуюся часть в сроки согласно Графику платежей.
Согласно Графику платежей до 30 сентября 2011 года участник долевого строительства обязан внести в кассу застройщика 353 400 руб.
Между тем Кирсанов В.Г. свои обязательства по договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома № Н5-16 исполнил не в полном объеме, а именно уплатил по договору в кассу застройщика денежные средства в сумме 1203 400 руб., вместо установленной договором суммы – 1403400 руб.
26.09.2018 Кирсанов В.Г. обратился в Региональную службу с заявлением о включении его в Реестр пострадавших граждан и предоставил договор долевого участия.
Согласно ответу от 11.10.2018 № 38/8541 Региональной службой принято решение об отказе во включении Кирсанова В.Г. в Реестр пострадавших граждан со ссылкой на пп. 1 пункта 10 Приложения № 2 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 № 560/пр, по причине несоответствия заявителя критериям, установленным п.п.3 п.2 приложения № 1 к Приказу № 560/пр, а именно в связи с ненадлежащим исполнением административным истцом обязательств по оплате стоимости долевого участия в строительстве.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции правильно исходил из того, что неисполнение гражданином, в полном объеме, обязательства по оплате договора об участии в долевом строительстве № Н5-16 от 22.04.2011 само по себе, исключает возможность его внесения в реестр пострадавших граждан.
Кроме того суд обоснованно указал на то, что договор займа от 18.03.2011, заключенный между двумя физическими лицами Кирсановым В.Г. и ФИО6, по условиям которого административный истец передает в долг ФИО6 денежные средства в размере 200 000 руб. под 12 % годовых, не может свидетельствовать о передаче указанной суммы ООО «Развитие» в счет исполнения обязательств по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома № Н5-16.
При таких обстоятельствах, районный суд пришел к правильному выводу о законности отказа административного ответчика от 11.10.2018 № 38/8541 во включении Кирсанова В.Г. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Доводы, изложенные в жалобе, аналогичны доводам искового заявления, рассмотренного судом первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на оспаривание выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Поскольку процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, в ходе рассмотрения дела по существу не допущено, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирсанова В.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: