РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2022 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1078/22 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Давыдова О.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с административного ответчика Давыдова О.А. задолженность по обязательным платежам и пени за 2014-2018 гг. в общей сумме 5257 рублей.
В обоснование иска указано, что административный ответчик Давыдова О.А. является собственником земельных участков и недвижимого имущества и, соответственно, налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с неуплатой налога Давыдова О.А. направлялись требования, в котором сообщалось о наличии у неё задолженности, которая не была погашена, что послужило причиной обращения налогового органа к мировому судье с требованиями о взыскании с Давыдова О.А. указанной задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен.
В судебное заседание стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что Давыдова О.А. в спорный период принадлежали земельные участки и квартира по адресу: <адрес>.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления и требования: № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогу в размере 1770 руб. и пени в размере 174 руб. 9 коп. со сроком уплаты до <дата>; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогам в размере 1745 руб. и пени в размере 33 руб. 36 коп. со сроком уплаты до <дата>; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности в размере 1647 руб. и пени в размере 27 руб. 47 коп. со сроком уплаты до <дата>; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности в сумме 1811 руб. и пени в размере 26 руб. 59 коп. со сроком уплаты до <дата>.
В установленные сроки административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца <дата> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам.
<дата> вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен, в связи с поступившим возражением от административного ответчика.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2014-2015 гг., по налогу на имущество физических лиц за 2014-2018 гг.
Как видно из налоговых уведомлений и требования № по состоянию на <дата> налоговая задолженность превысила 3000 рублей (1497 + 1647).
Согласно части 2 ст.48 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действовавшего на момент спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Ввиду того, что сумма неуплаченного налога на имущество физических лиц в требовании № превышала 3000 рублей, то налоговый орган на основании ст.48 НК РФ обязан был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение 6 месяцев со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании (<дата>), то есть до <дата>.
Выставление требования № по состоянию на <дата> со сроком уплаты до <дата> не продлевает сроки для обращения в суд по взысканию налогов, указанных в предыдущем требований №.
Административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа <дата>, то есть с пропуском шестимесячного срока со дня, установленного в требовании № (налог за 2014-2017 гг.), при задолженности свыше 3000 рублей.
В равной степени, административный истец пропустил срок для обращения к мировому судье по требованию № со сроком исполнения до <дата>, так как обратился только <дата>, при истечении срока <дата>. Фактически срок пропущен на 1 год.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено и ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
Поскольку на дату обращения с административным иском к мировому судье налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам за 2014-2017 гг., в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствия доказательств уважительности пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Давыдова О.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014, 2015 и налогу на имущество физических лиц за 2014-2018, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022.