Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5391/2015 ~ М-5442/2015 от 26.11.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2015 года      г.о. Самара Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Бурой Е.П.,

при секретаре              Дергуновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Силавского А.В. к Филиалу ФГБУ «ФКП Россреестра» по <адрес> о признании незаконным решения исполнительного органа государственной власти,

установил:

Административный истец Силавский А.В. обратился в суд с административным иском к Филиалу ФГБУ «ФКП Россреестра» по Самарской области о признании незаконным решения исполнительного органа государственной власти, в обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Сосед истца Ш получил справку о том, что в настоящее время его участок относится к территориальной зоне О1, на которой возможно размещение торговых рынков. В связи с этим, административный истец решил изменить вид разрешенного использования, так как его участок находится зоне делового оборота, на основании Земельного Кодекса РФ, который позволяет землепользователю, собственнику земельного участка использовать земельный участок в рамках разрешенного использования, в территориальной зоне на которой он находится. В связи с этим административный истец обратился в Росреестр. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что категория земельного участка истца обозначена как Земли сельхозназначения. После этого административный истец обратился в администрацию городского округа Кинель с целью предоставить информацию, к какой территориальной зоне относится его земельный участок. На что было получено письмо, в котором указывалось, что земельный участок административного истца относятся к зоне делового оборота. В связи с чем, истец считает свои требования обоснованными, считает, что решение кадастрового органа не соответствуют закону, так как заявитель обратившись за изменением разрешенного использования земельного участка, не обязан предоставлять какие-либо документы, кроме правоустанавливающих на земельный участок. Административный истец считает решение Филиала ФГБУ « ФКП Росреестра по <адрес>» о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, так как оно противоречит п. 5, ст. 16 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и нарушает право административного истца на самостоятельный выбор вида разрешенного использования земельного участка. На основании изложенного административный истец просил признать незаконным и отменить решение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> возобновить осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Силавский А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не известил, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель административного истца Лахай А.Б., действующий на основании доверенности, имеющий диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании уточнил требования, просит признать действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, выразившееся в неотправлении запросов о наличии документов, необходимых для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, признать незаконным и отменить решение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> возобновить осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, дал пояснения аналогичные изложенным в административном иске.

Представитель ответчика Анникова М.С., действующая на основании доверенности, имеющая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, дала пояснения аналогичные изложенным в возражениях на иск.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости, кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Суд принимает во внимание, что статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлен перечень тех документов, которые являются обязательными и достаточными для кадастрового учета.

При этом подпунктами 8, 9 пункта 1 статьи 22 предоставление копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, также копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом вид установленного разрешенного использования земельного участка, связано с государственным кадастровым учетом отдельных категорий, а именно при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке, а равно при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений соответственно.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона.

Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, уточненной площадью 600 кв.м., с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для дачи. Правообладателем по сведениям государственного кадастра недвижимости значится Силавский А.В. (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ ). Данное обстоятельство подтверждается кадастровым делом объекта недвижимости.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Силавский А.В. в лице представителя Лахай А.Б. обратился орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

По данному заявлению в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 26 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органом кадастрового учета принято решение от ДД.ММ.ГГГГ. о приостановлении осуществления кадастрового учета связи с тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах, и кадастровых сведений о данном объекте недвижимости.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пункт отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

По сведениям государственного кадастра недвижимости категория земель учитываемого земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в государственном кадастре недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

При этом, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, соответственно они не могут быть изменены.

Кроме того, иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ.

Частью 1 ст. 84 ЗК РФ определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов являются: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенны: пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов расположенных за пределами границ поселений.

Согласно ст. 23, 24 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенны пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируются отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

В силу ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом, включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования ( в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объекте сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

Земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в категорию - «земли населенных пунктов».

Однако, до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

При таких обстоятельствах, поскольку заявителем на государственную регистрацию изменений объекта недвижимости не были представлены документы, подтверждающие изменение категории и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с законодательством РФ, без чего проведение государственного кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным, орган кадастрового учета правомерно принял решение о приостановлении такого учета.

Доводы представителя административного истца о том, что орган кадастрового учета должен самостоятельно запрашивать документы из уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

Частью 5 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом не поступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Однако, данная норма закона применима в отношении земельных участков с категорией земель - земли населенных пунктов, т.к. на данную категорию земель распространяется градостроительный регламент, а также правила землепользования и застройки. Как указывалось выше, спорный земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, заявителем какие-либо документы, подтверждающие перевод земли из категории сельскохозяйственного назначения не предоставлялись, в связи с чем, у органа кадастрового учета отсутствуют основания для направлен запроса в порядке части 5 статьи 16 Закона о кадастре.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку правовые и фактические основания для осуществления кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка на «для размещения розничных рынков» отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, судья

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Силавского А.В. к Филиалу ФГБУ «ФКП Россреестра» по Самарской области о признании незаконным решения исполнительного органа государственной власти – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 29.12.2015г.

Председательствующий:                 Е.П. Бурая

2а-5391/2015 ~ М-5442/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Силавский А.В.
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Бурая Е. П.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
26.11.2015Регистрация административного искового заявления
26.11.2015Передача материалов судье
27.11.2015Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2015Регистрация административного искового заявления
27.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2015Передача материалов судье
27.11.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.11.2015Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2015Предварительное судебное заседание
27.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2015Судебное заседание
27.11.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.12.2015Судебное заседание
01.12.2015Предварительное судебное заседание
29.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2015Судебное заседание
11.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2015Судебное заседание
05.05.2016Дело оформлено
29.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2016Дело передано в архив
11.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2016Дело оформлено
05.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее