Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1252/2014 ~ М-943/2014 от 11.04.2014

Дело №2-1252/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 03 июня 2014 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре Ольшановой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой <данные изъяты> к Министерству образования и науки Волгоградской области о признании решения незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Воробьева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным решение Министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, и обязать ответчика включить ее в указанный список льготной категории лиц.

Свои требования мотивирует тем, что в силу закона относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ ее <данные изъяты> ФИО6 и признанием ее отца ФИО4 безвестно отсутствующим по решению Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, а потому вправе претендовать на гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека и определено ее место жительства с опекуном ФИО7 по адресу: <адрес>, с закреплением за ней права пользования указанным жилым помещением. В ДД.ММ.ГГГГ она обращалась по вопросу ее постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в управление по жилищной политике администрации Волгограда, однако в этом ей было отказано ввиду наличия закрепленного за ней жилого помещения. Вместе с тем в данном помещении стесненные жилищно-бытовые условия ввиду проживания в нем <данные изъяты>. Иного пригодного для проживания жилья она не имеет.

Реализуя свое право на обеспечение жильем в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ДД.ММ.ГГГГ она обратилась по вопросу ее обеспечения жильем в орган опеки и попечительства администрации <адрес>, а в ДД.ММ.ГГГГ была уведомлена о вынесении Министерством образования и науки Волгоградской области приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в соответствующий список лиц, подлежащих обеспечению жильем, со ссылкой на достижение ей 23-летнего возраста.

Считает данное решение незаконным и нарушающим ее социальные права и законные интересы, поскольку оно принято без учета того, что до достижения 23 лет она обращалась за реализацией своего права на обеспечение жильем в компетентные органы власти, а потому пропустила установленный законом срок по уважительным причинам.

    В судебном заседании истец и ее представитель в порядке ст. 53 ч.6 ГПК РФ Сычугов А.П. поддержали исковые требования, приведя вышеуказанное обоснование. Суду пояснили, что отсутствие возможности проживания Воробьевой А.А. в закрепленном жилом помещении подтверждено органом опеки и попечительства, которым ДД.ММ.ГГГГ составлено соответствующее заключение, указанным полномочным органом фактически подтверждено право истца на включение в соответствующий список, однако данное заключение безосновательно было отвергнуто Министерством образования и науки администрации Волгоградской области. Просили учесть, что обращению к ответчику ранее ДД.ММ.ГГГГ препятствовало нахождение истца в состоянии беременности и рождение ребенка ДД.ММ.ГГГГ. Также заявили, что истцу не было известно о вынесении Центральным районным судо <адрес> ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе в иске прокурору <адрес> о понуждении администрации Волгограда к предоставлению Воробьевой А.А. жилого помещения. Вместе с тем на оспаривали, что принятые в 2009 году решения компетентных органов об отказе в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жильем самостоятельно Воробьевой А.А. не оспаривались.

    Представитель ответчика Гетманенко И.А. возражала против удовлетворения иска, полагая, что оснований для признания незаконным оспариваемого решения Министерства по образованию и науке Волгоградской области не имеется. Право на обеспечение истца социальным жильем к моменту обращения Воробьевой А.А. отсутствовало, поскольку она ранее на учет нуждающихся в предоставлении жилья поставлена не была, с заявлением на обеспечение жильем обратилась ДД.ММ.ГГГГ после достижения 23 летнего возраста, однако к указанному времени утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на государственную поддержку по соответствующему основанию, включая право на обеспечение жильем. Принятое в отношении истца решение в полной мере соответствует закону, а следовательно не нарушает права и законные интересы истца, в этой связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо - отдел опеки и попечительства администрации Ворошиловского района г. Волгограда в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, согласно представленному отзыву полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку Воробьева А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на территории РФ собственного жилья, не успела воспользоваться правом на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жильем до достижения 23 лет по объективным причинам (ожидание рождения ребенка).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из толкования данных норм во взаимосвязи с общими принципами гражданского процессуального законодательства, судебной защите подлежит лишь нарушенное право лица.

Вместе с тем нарушения прав Воробьевой А.А., подлежащих судебной защите заявленным способом, в ходе судебного разбирательства не установлено.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.

В соответствии с абз. 1,2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

Статьей 3 настоящего Закона установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Указанный порядок предполагает подачу заявлений лицами, относящимися к категории детей-сирот, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности, до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года.

Орган опеки и попечительства в свою очередь направляет его с пакетом документов и своим заключением в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования, который формирует соответствующий список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жильем, принимает решение о включении (невключении) лица в данный список.

Данным органом в настоящее время является Министерство образования и науки Волгоградской области.

Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

Решение оформляется в форме правового акта, копия которого в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения направляется заявителю и в орган опеки и попечительства.

Решение уполномоченного органа исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Исходя из сущности заявленных Воробьевой А.А. требований и характера возникших между сторонами правоотношений, из которых вытекают данные требования, настоящее дело подлежит рассмотрению в исковом порядке с особенностями, установленными главами 23,25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в части исковых требований об оспаривании решения Министерства образования и молодежной политики Волгоградской области.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на граждан незаконно возложена какая-либо ответственность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Воробьева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО6 и ФИО4, состоявших в зарегистрированном браке.

ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО6 умерла, что подтверждает свидетельство о смерти (л.д. 42), а отец Воробьев А.А. по решению Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, признан безвестно отсутствующим (л.д. 41).

Изложенное позволяло отнести Воробьеву А.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Воробьевой А.А. была установлена опека, место жительства последней определено с опекуном ФИО7, за Воробьевой А.А. закреплено право пользования муниципальным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, представляющим собой <данные изъяты> квартиру общей площадью <данные изъяты>.

В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают наниматель ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ и члены ее семьи: сестра ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ), племянница Воробьева А.А. (ДД.ММ.ГГГГ), дочь племянницы ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ), брат ФИО10ДД.ММ.ГГГГ), племянница ФИО11ДД.ММ.ГГГГ), внучка ФИО12ДД.ММ.ГГГГ дочь ФИО13ДД.ММ.ГГГГ), внучка ФИО13ДД.ММ.ГГГГ

Иного жилья в собственности или на ином праве Воробьева А.А. не имеет.

Из представленных истцом документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Воробьева А.А. обращалась в Управление по жилищной политике администрации Волгограда по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма, на льготных основаниях, как оставшаяся без попечения родителей. Однако письмом за от ДД.ММ.ГГГГ была уведомлена об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди, как оставшейся без попечения родителей, по договору социального найма, со ссылкой на результаты обследования ее жилищных условий по адресу: <адрес>, в ходе которого было установление нахождение в ее пользовании отдельной жилой комнаты, и закрепление за Воробьевой А.А. указанного жилого помещения на праве проживания.

Кроме того, установлено, что прокурор <адрес>, действуя в интересах Воробьевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ обращался в суд иском к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению Воробьевой А.А. жилого помещения по договору социального найма. Однако решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора были оставлены без удовлетворения ввиду установления судом факта обеспечения Воробьевой А.А. жилой площадью путем закрепления за ней вышеуказанного жилого помещения.

Указанное решение суда сторонами в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ году Воробьева А.А. обратилась с заявлением о предоставлении ей жилья в порядке, предусмотренном Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в орган опеки и попечительства администрации <адрес>.

Последним были приняты меры к проверке жилищно-бытовых условий истца на предмет возможности проживания в закрепленном жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования жилого помещения и установлении невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было дано заключение о необходимости включения Воробьевой А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Указанное заключение и иные документы в составе сформированного администрацией <адрес> учетного дела Воробьевой А.А. были переданы для разрешения вопроса о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно принятому ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и молодежной политики Волгоградской области (ныне – Министерство образования и науки <адрес>) приказу Воробьевой А.А. во включении в заявленный список отказано со ссылкой на то, что она не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла 23 лет.

Воробьевой А.А. оспаривается законность и обоснованность данного решения.

Срок обращения Воробьевой А.А. за судебной защитой в порядке, предусмотренном главами 23, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требований, установленный ст. 256 ГПК РФ, соблюден, поскольку о принятом решении ей стало известно в <данные изъяты> обращение в суд последовало ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая Воробьевой А.А. в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

    Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения государственного органа (органа местного самоуправления) закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение данным решением прав и свобод заявителя.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств не позволяет прийти к выводу о наличии таковых.

Действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ и прочие нормативно-правовые нормы).

Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма по внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом статьей 5 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в прежней редакции) предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Изложенное обусловлено следующим.

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Изложенному не противоречит положение пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Действительно, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на который ссылается истец предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм Федерального закона № 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.

В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.

В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.

Судом установлено, что истец вплоть до ДД.ММ.ГГГГ не был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан. При этом оснований для вывода о признании уважительными причин этого у суда не имеется.

Воробьева А.А. обратилась с соответствующим заявлением в Министерство образования и науки Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 23 года, когда утратила статус лица, оставшегося без попечения одного или обоих родителей.

В ходе судебного разбирательства не установлено наличие объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца к ответчику по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, ранее ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что Воробьева А.А. в ДД.ММ.ГГГГ пребывала в ожидании ребенка, само по себе достаточным основанием для признания уважительными причин пропуска данного срока служить не может, поскольку подлежит оценке в совокупности с иными фактическими данными, которая в свою очередь не позволяет признать данное обстоятельство нашедшим свое подтверждение.

Факт обращения Воробьевой А.А. ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу постановки на учет нуждающихся в обеспечении жильем в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ также не может служить основанием к признанию соблюденным истцом заявительного характера обращения за реализацией данного права, поскольку решения о постановке Воробьевой А.А. на соответствующий учет вплоть до ДД.ММ.ГГГГ не принималось. Отказ администрации Волгограда в постановке Воробьевой А.А. на данный учет в установленном законом порядке не оспаривался и незаконным не признавался. Более того, вступившим в законную силу судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ фактически был признан законным, судом сделан вывод об отсутствии у Воробьевой А.А. права на обеспечение жильем по данному основанию ввиду закрепления за ней жилого помещения на праве пользования.

Помимо прочего, об указанных обстоятельствах Воробьевой А.А. не сообщалось ответчику, в связи с чем он не имел возможности давать им оценку при вынесении оспариваемого решения.

Данные обстоятельства в своей совокупности не свидетельствуют о незаконности принятого в отношении Воробьевой А.А. Министерством образования и науки <адрес> ДД.ММ.ГГГГ решения, а потому удовлетворения исковых требований не влекут.

Правовых оснований для признания не соответствующим закону оспариваемого решения ответчика у суда не имеется.

Основания полагать то, что оспариваемое истцом решение ответчика нарушает его права и законные интересы, создало препятствия в реализации гарантированного государством права, также отсутствуют, поскольку принятое в отношении Воробьевой А.А. решение в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Воробьевой А.А. требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Воробьевой <данные изъяты> к Министерству образования и науки Волгоградской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и возложении на Министерство образования и науки Волгоградской области обязанности по включению в данный список отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 09 июня 2014 года.

Председательствующий                    Т.Ю. Болохонова

2-1252/2014 ~ М-943/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воробьева Анастасия Андреевна
Ответчики
Министерство образования и науки Волгоградской области
Орган опеки и попечительства адвинистрации Ворошиловского района г.Волгограда
Другие
Сычугов Антон Петрович
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Болохонова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
11.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2014Передача материалов судье
14.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2014Подготовка дела (собеседование)
06.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2014Судебное заседание
03.06.2014Судебное заседание
09.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2014Дело оформлено
15.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее