Дело №***
18RS0№***-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<***> УР 3 декабря 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора ФИО2,
представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
представителя третьего лица ФИО4, действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» <***> о понуждении к приведению автомобильных дорог в соответствии с требованиями законодательства,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» <***> (далее по тексту МБУ «Управление заказчика») о понуждении к приведению автомобильных дорог в соответствии с требованиями законодательства.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой с привлечением отдела ГИБДД ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Можгинский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «<***>».
В ходе проведения проверки установлено, что состояние улично-дорожной сети в городе Можге не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». В частности проверкой установлено наличие многочисленных выбоин по <***>, напротив <***>, в том числе одна из выбоин имеет размеры: 5 см глубиной, 69 см длиной.
Вопросами содержания автомобильных дорог в границах муниципального образования «<***>» занимается МБУ «Управление заказчика».
В нарушение требований ст. ст. 3, 6, 11, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ответчиком не приняты своевременные меры по приведению дорог в соответствие с требованиями государственного стандарта.
На основании изложенного, прокурор просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения автомобильной дороги МО «<***>» в соответствии с требованиями законодательства. А именно, на участке дороги по <***>, напротив <***>, устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги путем их выравнивания и асфальтирования.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3 с иском согласилась, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривала.
Представитель третьего лица ФИО4 не возражала по существу иска.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Можгинской межрайонной прокуратурой с привлечением начальника ОГИБДД ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Можгинский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «<***>».
В ходе проверки установлено, что на участке проезжей части по <***>, напротив <***>, имеются многочисленные выбоины, размеры одной из которых: 5 см глубиной, 69 см длиной.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте выявленных недостатков от дд.мм.гггг и в справке помощника прокурора от дд.мм.гггг.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от дд.мм.гггг №***-ст, действующим с дд.мм.гггг, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов (пункт 4.2 ГОСТа Р 50597-2017).
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от дд.мм.гггг № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг №***, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от дд.мм.гггг № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, статьей 22, 31 Устава муниципального образования «<***>», утвержденного решением городского Совета депутатов <***> от дд.мм.гггг №***, администрация <***> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «<***>», который наделен настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «<***>» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
В то же время, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Постановлением Администрации муниципального образования «<***>» от дд.мм.гггг №*** утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» <***>.
Из пунктов 1.3, 2.1.2, 2.2, 2.3 Устава муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» <***> усматривается, что учредителем Учреждения является муниципальное образование «<***>», полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального образования «<***>». Предметом деятельности Учреждения является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов производственного, жилищного, коммунального и социально-культурного назначения, осуществление отдельных полномочий муниципального заказчика. Учреждение выполняет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) выполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов муниципального образования «<***>». Для достижения целей и предмета деятельности, учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе - содержание улично-дорожной сети муниципального образования «<***>».
В связи с изложенным, МБУ «Управление заказчика» <***> обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать содержание автомобильных дорог. Следовательно, обязанность по устранению вышеуказанных нарушений требований государственного стандарта при содержании автомобильных дорог возлагается на МБУ «Управление заказчика» <***>.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Можгинского межрайонного прокурора к МБУ «Управление заказчика» <***> об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» <***> о понуждении к приведению автомобильных дорог в соответствии с требованиями законодательства – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление заказчика» <***> устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения автомобильной дороги МО «<***>» в соответствии с требованиями законодательства. А именно, на участке дороги по <***>, напротив <***>, устранить недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги путем их выравнивания и асфальтирования.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.