Дело № 2-2621/1/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Потехиной Е.С.
при секретаре Химич А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 29 марта 2017 года гражданское дело по иску Бабак В. А. к Государственному учреждению – Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении санаторно-курортной путевки,
УСТАНОВИЛ:
27 февраля 2017 года Бабак В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий, выразившихся в отказе в предоставлении санаторно-курортной путевки, незаконными, возложении обязанности в срок до 01 июня 2017 года предоставить истцу санаторно-курортную путевку, взыскании расходов по уплате госпошлины. В обоснование требований истец указала, что является матерью военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и погибшего при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение. На основании заявления и медицинской справки истица поставлена на учет граждан льготной категории, до настоящего времени санаторно-курортная путевка истцу не предоставлена и согласно представленной ответчиком информации будет выдана согласно очередности подачи заявления, чем, по мнению истца, нарушаются ее права на своевременное получение государственной социальной помощи.
В судебном заседании истица Бабак В.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Щедринова М.В. возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица филиала ГБУ «МФЦ Калужской области» по Сухиничскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление в материалах дела, причина неявки суду неизвестна.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Бабак В.А. является матерью военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и погибшего при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается удостоверением серии № (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Бабак В.А. обратилась в Государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив справку на получение путевки от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и медицинской справки Бабак В.А. Государственным учреждением – Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, учетный номер по Калужской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - №, что следует из материалов дела.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан определен Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года. Не позднее 10 дней с момента поступления заявления гражданину должны сообщить о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункты 3.1, 3.3, 3.7, 3.8, 3.9 указанного Порядка).
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении № 686-О от 03 апреля 2014 года, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19-21 вышеназванным Правил).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Между тем, по мнению суда, непредоставление ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 11 ноября 2015 года не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Разрешая заявленные требования в части предоставления санаторно-курортной путевки, судом учитываются права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Калужской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Заявление Бабак В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2016 год было рассмотрено Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, она была принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь.
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении обязанности на ответчика по предоставлению санаторно-курортной путевки за 2016 год по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования истца, суд полагает, что фактов нарушения прав истца со стороны Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках рассмотрения заявленного спора не установлено.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания для возмещения судебных расходов, понесенных истцом по уплате госпошлины при обращении в суд с иском не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░