Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1971/2020 ~ М-1838/2020 от 14.08.2020

УИД № 57RS0022-01-2020-002304-92 Производство № 2-1971/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2020 г.                                      г. Орёл

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при секретаре судебного заседания Пунько Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Верховье к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Верховье (далее – территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее – ООО «УК «Зеленая Роща») о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований указано, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье проведена проверка по обращению главы п. Верховье Верховского района Орловской области о нарушении прав граждан на благополучную окружающую среду, выразившемся в несоблюдении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Зеленая Роща» требований санитарного законодательства.

По результатам проведенной 21.05.2020, 22.05.2020 и 25.05.2020 проверки установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно переполнение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, находящихся в п. Верховье на пересечении улиц Чапаева-Коминтерна, ул. Ватутина (школьный стадион), ул. Ломоносова – Объездная, ул. Пионерская - Парк отдыха, ул. Курчатова - Объездная, на перекрестке ул. Ленина - Кладовщикова, на перекрестке ул. Советская - Ватутина, ул. Привокзальная вблизи дома № 10, ул. Привокзальная вблизи № 42, на перекрестке ул. Королева, ул. Центральная, ул. Елецкая, пос. Суровцев, ул. Советская напротив переулка СХТ, поскольку мусор вывозится нерегулярно. В связи с этим образуются стихийные свалки мусора и захламление прилегающей территории.

В связи с изложенным, с учетом уточнения требований, истец просил суд обязать ООО «УК «Зеленая Роща» в течении месяца со дня вступления решения в законную силу организовать вывоз твердых коммунальных отходов на территории п. Верховье Верховского района Орловской области в соответствии с требованиями пункта 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Русресурс».

В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье по доверенности Токарева М.В. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала, пояснив, что на территории п. Верховье Орловской области со стороны регионального оператора ООО «УК «Зеленая Роща» не обеспечивается соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно допускается нарушение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов вопреки требованиям п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88. Также ссылалась, что по факту нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства о периодичности вывоза мусора ООО «УК «Зеленая Роща» 24.11.2020 было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

Представитель ответчика ООО «УК «Зеленая Роща» по доверенности Астахов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Указывал, что организация транспортировки твердых коммунальных отходов осуществляется ООО «УК «Зеленая Роща» путем заключения соответствующих договоров с операторами ввиду отсутствия у регионального оператора необходимых транспортных средств (мусоровозов). Услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов на территории п. Верховье Орловской области оказывает ООО «Русресурс» на основании заключенного с региональным оператором договора от 24.12.2019. При этом данным договором периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов установлена в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с требованиями п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88. Вместе с тем, со стороны оператора ООО «Русресурс» неоднократно допускаются нарушения периодичности и времени вывоза мусора на территории п. Верховье. В связи с этим, ООО «УК «Зеленая Роща» в рамках своих полномочий привлекает оператора к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору. В связи с изложенным полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку со стороны регионального оператора предприняты необходимые меры для организации вывоза твердых коммунальных отходов на территории поселка.

Представитель третьего лица ООО «Русресурс», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении заседания не заявлял.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Нормами статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).

Согласно абзацу второму постановления Государственного комитета РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора от 06.02.1992 № 1 «О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» на территории России действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.

Пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 24.6 вышеуказанного Закона).

Установлено, что ООО «УК «Зеленая роща» на основании Соглашения №?222-Д/18 от 24.08.2018, заключенного с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Орловской области сроком на 10 лет.

Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила № 1156).

В соответствии с п. п. 3, 4 Правил № 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Функции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Как следует из материалов дела, 20.05.2020 в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье поступило обращение из администрации п. Верховье Верховского района Орловской области относительно ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов на территории поселка.

По результатам проведенной 21.05.2020, 22.05.2020 и 25.05.2020 территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Орловской области в (адрес обезличен) проверки установлено переполнение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, находящихся в (адрес обезличен) на пересечении улиц Чапаева-Коминтерна, (адрес обезличен) (школьный стадион), (адрес обезличен) – Объездная, (адрес обезличен) отдыха, (адрес обезличен), на перекрестке (адрес обезличен), на перекрестке (адрес обезличен) вблизи (адрес обезличен) вблизи (номер обезличен), на перекрестке (адрес обезличен) напротив переулка СХТ в связи с нерегулярным вывозом мусора.

Данные обстоятельства подтверждены актами обследования территории от 21.05.2020, 22.05.2020 и 25.05.2020, фотографиями, служебной запиской от 25.05.2020 и не оспаривались стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.

Из представленного в материалы дела договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 24.12.2019 № ЭА-ТКО-2020-06 следует, что ООО «Русресурс» (оператор) обязалось оказывать ООО «УК «Зеленая роща» (региональный оператор) услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных отходов) в Новосильском, Верховском и Залегощенском районах Орловской области, а региональный оператор обязался оплачивать услуги исполнителя.

Согласно п. 1.3 данного договора периодичность и время вывоза ТКО определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и указываются в графике транспортирования ТКО.

В силу п. 5.2.1 транспортирование ТКО осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.2.2645-10, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с графиком транспортирования ТКО, указанным в Приложении № 12 к настоящему договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Орловской области.

Представитель ООО «УК «Зеленая роща» в судебном заседании также ссылался на то, что оператором ООО «Русресурс» неоднократно нарушались условия договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 24.12.2019 № ЭА-ТКО-2020-06 на территории п. Верховье, что подтверждается представленными в материалы дела актами от 19.05.2020, 09.06.2020 и фотографиями.

01.06.2020 региональным оператором в адрес ООО «Русресурс» была направлена претензия о необходимости соблюдения условий договора от 24.12.2019 № ЭА-ТКО-2020-06 и требований действующего санитарного законодательства о периодичности и времени вывоза твердых коммунальных отходов на территории п. Верховье Верховского района Орловской области.

Из письма прокурора Верховского района Орловской области в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье от 11.11.2020 усматривается, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории п. Верховье Верховского района Орловской области по состоянию на 06.11.2020, 09.11.2020, 10.11.2020 было установлено переполнение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, что приводит к захламлению прилегающей территории.

О переполнении мусорных контейнеров на территории п. Верховье Верховского района Орловской области также было указано главой администрации данного муниципального образования в обращении от 16.11.2020 в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье.

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Верховскому, Залегощенскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому, Новосильскому, Покровскому районам Орловской области от 24.11.2020 ООО «УК «Зеленая Роща» по факту нарушения периодичности вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки по ул. Чернышева в п. Верховье Верховского района Орловской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика не оспаривалось нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в несоблюдении периодичности и времени вывоза твердых коммунальных отходов на территории п. Верховье Верховского района Орловской области.

Данное бездействие ответчика с очевидностью нарушает требования указанных выше норм санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку в силу пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 срок хранения мусора в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Более того, представленный график транспортирования твердых коммунальных отходов до объекта обработки ТКО, являющийся Приложением № 12 к договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 24.12.2019 № ЭА-ТКО-2020-06, также не соответствует требованиям приведенных санитарно-эпидемиологических норм, поскольку предусматривает вывоз отходов два раза в неделю - во вторник и в субботу.

Законодательно установленное требование о сроке хранения твердых бытовых отходов в теплое и холодное время года должно выполняться безусловно, независимо от того, накопились отходы или нет, поскольку данное требование направлено на исключение возможности их загнивания и разложения.

Исходя из того, что организация вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться с соблюдением требований действующих санитарных правил, в том числе пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, факт нарушения данного правил региональным оператором (ООО «УК «Зеленая Роща»), а также учитывая, что бездействием регионального оператора в указанной сфере нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создается угроза безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, то исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что наличие заключенного с ООО «Русресурс» договора на выполнение указанных работ в сфере транспортирования ТКО не освобождает ООО «УК «Зеленая Роща», как регионального оператора, действующего на всей территории Орловской области в настоящее время, от исполнения обязанности по организации и контролю за фактическим выполнением указанных работ.

Также суд отмечает, что исходя из действующего правового регулирования спорных правоотношений ООО «УК «Зеленая Роща» вправе осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением иных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов населения является одним из основополагающих факторов санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то суд полагает указанный истцом срок исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ООО «УК «Зеленая Роща» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб., от уплаты которой территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Верховье к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать вывоз твердых коммунальных отходов на территории п. Верховье Верховского района Орловской области в соответствии с требованиями пункта 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» в доход муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 9 декабря 2020 г.

Судья В.С. Агибалов

2-1971/2020 ~ М-1838/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Верховье
Ответчики
ООО "Управляющая компания "Зеленая Роща"
Другие
ООО "Русресурс"
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.09.2020Предварительное судебное заседание
19.10.2020Предварительное судебное заседание
03.11.2020Предварительное судебное заседание
13.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее