Дело № 2-399/2021
УИД 13 RS 0001-01-2021-000562-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кемля 23 августа 2021 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Куркина Д.П.,
при секретаре Капитоновой О.А.,
с участием в деле:
истца Беляковой Е.В.,
ответчика государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляковой Е.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) об установлении факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости со снижением возраста, обязать принять к зачету период проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом и назначить досрочную пенсию по старости,
установил:
Белякова Е.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику указав, что она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости со снижением возраста в соответствии с положениями закона №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с предоставлением всех необходимых документов. Решением начальника УПФР от 29 июня 2021 г. №15 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости по снижению возраста ввиду отсутствия требуемой продолжительности периода проживания на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец считает решение начальника ПФР незаконным и необоснованным в связи с тем, что с. Большое Маресево Чамзинского района Республики Мордовия находится на территории Большемаресевского сельского поселения, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС. Истец с рождения, с июля 1967 г. по июнь 1988 г. постоянно проживала в с. Большое Маресево. С 1 сентября 1984 г. по 22 июня 1988 г. являлась студенткой кооперативного института в г. Саранск. В период обучения до 7 июня 1988 г. проживала в с. Большое Маресево Чамзинского района, иной прописки не имела.
С учетом уточнений истец просит установить факт её постоянного проживания на территории сельского поселения, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС с 26 апреля 1986 г. по 15 июня 1988 г., признать незаконным и отменить решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) № 15 от 29 июня 2021 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста, обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права.
В судебном заседании истец Белякова Е.В. уточненные исковые требования, поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно суду пояснила, что в период учебы в кооперативном институте, она каждый день уезжала из дома на учебу в Саранск и после занятий приезжала домой.
Представитель ответчика Шаров В.А., исковые требования не признал и суду пояснил, что решение начальника Управления ПФР об отказе в назначении пенсии по старости со снижением возраста Беляковой Е.В. считает законным по основаниям, изложенным в решении.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно статье 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Согласно статье 13 данного Федерального Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Согласно статье 34 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Решением начальника Управления ПФР от 29 июня 2021 г. № 15 в назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Беляковой Е.В. отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности периода проживания (работы) на территории, которая относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Не принят к зачету для определения права на назначении пенсии со снижением возраста период проживания на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 15 июня 1988 г., поскольку в данный период она обучалась в Московском кооперативном институте, то есть находилась не на загрязненной территории (л.д. 13-14).
Согласно копии паспорта № значится Белякова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения с<адрес> (л.д. 6-7).
Из справки администрации Большемаресевского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия следует, что с. Большое Маресево находится на территории Большемаресевского сельского поселения, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС (л.д. 8).
Согласно архивной справки, выданной отделом муниципального архива администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, в документах архивного фонда Большемаресевского сельского Совета народных депутатов Чамзинского района МАССР и его исполкома в похозяйственной книге № 3 с. Большое Маресево на 1986-1990 годы Белякова Елена Валерьевна 15 июля 1967 года рождения значится по лицевому счету № 212 с 1 января 1986 г. по 1988 г. (число и месяц не указаны). В графе о выбывших членах хозяйства значится – «с. Кемля, 1988 г.» (л.д. 9).
Из архивной выписки отдела муниципального архива администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия следует, что в документах архивного фонда Большемаресевского сельского Совета народных депутатов Чамзинского района МССР в похозяйственной книге № 3 с. Большое Маресево на 1.01.1986-31.12.1990 годы по лицевому счету 212 значатся: Е.В., глава хозяйства, 26.03.1939 г.р., национальность-мордовка, образование – нез. среднее, место работы – колхоз «Рассвет» телятница; Е.В., дочь, 15.07.1967 г.р., национальность - мордовка, место учебы - кооперативный институт – 3 курс, выбыла из хозяйства в п. Кемля в 1988 году; Е.В., сын, 04.01.1969 г.р., национальность – мордвин, место учебы - Рузаевское СПТУ- 25 - 2 курс; Е.В., дочь, 28.04.1970 г.р., национальность - мордовка, место учебы – Ичалковский ПУХГО – 2 курс; Е.В., сын, 01.11.1972 г.р., Б.Маресевская ср. школа 8 кл..
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, действовавшим до 1 февраля 1998 г., утверждён перечень населённых пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, согласно которому село Большое Маресево Чамзинского района Мордовской АССР отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, действовавшим до 20 октября 2015 г., и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074, действующим в настоящее время, утверждены перечни населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которым село Большое Маресево Чамзинского района Республики Мордовия отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из архивной справки, выданной АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» Саранский кооперативный институт (филиал) следует, что Белякова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась в Саранском филиале Московского ордена Дружбы народов кооперативном институте Центросоюза в 1984 г. по 1988 г. Приказом № 551 от 25 августа 1984 г. зачислена на 1 курс очной формы обучения по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», приказом № 255-с от 22 июня 1988 г. Беляковой Е.В. присвоена квалификация «Экономист» и выдан диплом о высшем образовании ПВ №382478 от 22 июня 1988, регистрационный номер 11961 (л.д. 10). Факт обучения в указанной организации подтверждается копией диплома ПВ №382478 (л.д. 11).
Справкой коменданта Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» подтверждается, что Белякова Е.В. была зарегистрирована по месту жительства в общежитии Саранского кооперативного института по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Октябрьский район, ул. Гагарина, д. 99, с 7 июня 1988 г. по 7 ноября 1988 г. (л.д. 12).
Свидетель Е.В. суду показал, что с истцом он знаком со школьной скамьи. Во время учебы Беляковой Е.В. в Саранске, 2 - 3 раза в неделю он видел её в селе Большое Маресево после занятий. В 1988 году она уехала из села.
Свидетель Е.В. суду показала, что с истцом каждый день ездили на учебу в Саранск и обратно домой в с. Большое Маресево. Вначале они вместе ездили на автобусе, иногда на попутках, но когда она вышла замуж, они стали ездить на машине. Белякова Е.В. приезжала домой каждый день, т. к. была старшей в многодетной семье и помогала матери, которая воспитывала их одна.
Согласно действовавшему в тот период законодательству о прописке, Положению о паспортной системе в СССР, утверждённому Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 г. №677, граждане СССР были обязаны прописываться по месту жительства. Основанная на этом общем положении система прописки, во-первых, обязывала граждан получать разрешение органов внутренних дел или других органов на проживание в данной местности и, во-вторых, обеспечивала регистрацию передвижения и проживания граждан, в том числе удостоверение места их постоянного или временного проживания.
Сведения, отражённые в архивной справке о данных из похозяйственных книг, подтверждаются пояснениями истца, свидетелей. То обстоятельство, что в период с 1 сентября 1984 г. по 16 июня 1988 г. Белякова Е.В. обучалась в Саранском филиале Московского ордена Дружбы народов кооперативного института Центросоюза, расположенного в городе Саранске Республики Мордовия, само по себе факт постоянного проживания истца в с. Большое Маресево Чамзинского района Республики Мордовия не опровергает.
Так, истец Белякова Е.В., свидетели пояснили, что в период учёбы она продолжала проживать в с. Большое Маресево, ежедневно добираясь до места учёбы и обратно автотранспортом, общежитие ей не предоставлялось.
Это объективно возможно с учетом того, что расстояние от с. Большое Маресево Чамзинского района Республики Мордовия до г. Саранска Республики Мордовия по трассе составляет 41 км.
Давая оценку показаниям свидетелей, суд принимает их в качестве средств обоснования своих выводов, поскольку оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, у суда не имеется, показания получены в соответствие с требованиями закона, последовательны, не имеют существенных противоречий, согласуются между собой и с другими материалами дела.
Учитывая обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Белякова Е.В., в спорный период с 26 апреля 1986 г. по 15 июня 1988 г. постоянно проживала по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, с. Большое Маресево, т.е. на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Ответчиком, ставящим под сомнение утверждение истца, не представлены доказательства, опровергающие такую возможность и подтверждающие факт постоянного проживания истца в период обучения не в с. Большое Маресево, в другом населенном пункте.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела следует, что истец Белякова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ года.
Следовательно, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у истца право на указанную пенсию возникло с 15 июля 2021 г., в связи с чем, суд считает необходимым назначить Беляковой Е.В. страховую пенсию по старости со снижением возраста с 15 июля 2021 года.
При таких обстоятельствах уточненные требования истца об установлении факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости со снижением возраста, обязать назначить досрочную пенсию по старости с момента возникновения права подлежат удовлетворению.
В связи с изложенным, суд считает необходимым решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 29 июня 2021 г. № 15 об отказе в назначении Беляковой Е.В. досрочной пенсии по старости по снижению возраста ввиду отсутствия требуемой продолжительности периода проживания на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отменить. Установить факт постоянного проживания Беляковой Е.В. на территории сельского поселения относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС с 26 апреля 1986 г. по 15 июня 1988 г. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) назначить Беляковой Е.В. страховую пенсию по старости со снижением возраста с 15 июля 2021 г.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Беляковой Е.В. удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Беляковой Е.В. на территории сельского поселения, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с 26 апреля 1986 года по 15 июня 1988 года.
Признать незаконным и отменить решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 29 июня 2021 года № 15 об отказе в назначении Беляковой Е.В. страховой пенсии по старости со снижением возраста.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) назначить Беляковой Е.В. страховую пенсию по старости со снижением возраста с 15 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия Д.П. Куркин
Решение в окончательной форме составлено 24 августа 2021 г.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия Д.П.Куркин