РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2017 года п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Никитина М.В. к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе о признании незаконным отказа и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ
установил:
истец Никитин М.В. обратился в Одоевский районный суд с иском о признании незаконным отказа и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Арсеньевском районе назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования обосновывает тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проживал на территории <адрес>, преобразованный из бывшей закрытой воинской части в <адрес>, относившейся к ближайшему населенному пункту <адрес>. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АТО Тула-50 преобразовано в пгт. <адрес>. Истец считает, что у него есть право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отдел ПФ РФ в Арсеньевском районе Тульской области с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости лицам, проживающим в зоне с правом на отселение. Решением отдела ПФ РФ ему было отказано в назначении этой пенсии согласно статьи 10 ФЗ №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости гражданам за проживание на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС по причине того, что населенный <адрес>, не предусмотрен Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на ЧАЭС. Истец с решением ответчика не согласен, считает, что оно нарушает его право на получение пенсии со снижением возраста. Полагает, что данным отказом ответчик нарушил его конституционные права на социальное обеспечение, возмещение ущерба, причиненного здоровью, где не были в полном объеме приняты социальные гарантии граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При подаче заявления в Отдел ПФР в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости прилагались документы, которые подтверждают факт проживания истца на территории <адрес> в границах зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Военного городка Т. как населенного пункта не существовало и он не был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, также не был включен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582. Военный городок Т. был территориально привязан к близлежащему населенному <адрес>, поименованный в Перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, (утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р) как населенный пункт, находящийся в границах третей зоны проживания с правом на отселение и его статус был изменен на территорию, находящуюся в границах четвертой зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582). При данных обстоятельствах Никитин М.В. полагает, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 33 и ст. 35 ФЗ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - по 1-му году за каждые 3 года проживания на этой же территории до 01.02.1998 г. включительно, но не более 5-ти лет в общей сложности.
В судебном заседании истец Никитин М.В. подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Арсеньевском районе Тульской области по доверенности Цуканова М.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в иске отказать и пояснила, что оснований для назначения пенсии Никитину М.В. не имеется, поскольку населенные пункты Т. и К. не указаны в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нормативно-правовых актах, предоставляющих органу местного самоуправления полномочия определить статус населенного пункта, как находящегося в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из п.1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации," видно, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации," право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
.
Согласно ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьей 7Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установлено право граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки, размер которых зависит от проживания в той или иной зоне радиоактивного загрязнения, которые делятся на зону отчуждения; зону отселения; зону проживания с правом на отселение; зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 ФЗ " "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как явствует из Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О "По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 1 ст. 13 закона РФ).
Согласно абз. 3 ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно паспорту серии №, выданному ОВД <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, Никитин М.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>,- с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ООО «Жилищно-санитарное обслуживание», Никитин М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, был зарегистрирован и проживал на территории по адресу: <адрес>,- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>,- со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес>, - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из трудовой книжки № и материалов пенсионного дела Никитина М.В. усматривается, что его страховой стаж составляет свыше 30 лет на дату обращения в ОПФР в Арсеньевском районе. Кроме того, согласно записи № он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, записям № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в войсковой части №.
Удостоверение серии №, выданное Никитину М.В. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Н. области, подтверждает право истца на льготы по Закону РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС," с указанием зоны проживания с правом на отселение – <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Территория АТО «Т.» до ДД.ММ.ГГГГ являлась территорией закрытого военного гарнизона и фактически не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем в удостоверении указан ближайший населенный пункт <адрес>.
В соответствии с Законами Тульской области от 09.06.2008 г. N 1012-ЗТО, от 26.11.2008 г. N 1128-ЗТО, Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 г. N 923 административно-территориальное образование Т. преобразовано в поселок городского типа К. с территориальным статусом - городской округ.
Из информации войсковой части № явствует, что АТО Т. было создано на базе военных городков воинских частей № и №, дислоцированных в <адрес>, территория административно-территориального образования Т. (АТО Т.) являлась до ДД.ММ.ГГГГ территорией закрытого военного гарнизона. Таким образом, фактически данная территория не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Эколого-радиологическим комитетом администрации Тульской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N27к- 5430) разрешена выдача военнослужащим и служащим гарнизона гТ. удостоверений, дающих право на получение льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». А по ходатайству администрации З. района за № в выдаваемых удостоверениях подлежит указанию близлежащий населенный пункт - <адрес>
По сведениям Комитета Н. области по природным ресурсам и экологии удостоверения, выданные жителям АТО Тула-50 и подтверждающими проживание на радиоактивно-загрязненной территории, можно считать действительными, так как указанный населенный пункт на момент их выдачи территориально относился к <адрес>, по плотности радиоактивного загрязнения включенной в зону проживания с правом на отселение.
До 01 февраля 1998 года применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28 декабря 1991 года (далее - Перечень), согласно которому к зоне проживания с правом на отселение относился населенный пункт <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, которым вышеуказанный населенный пункт (д.Прилепы) отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Постановлением Минтруда РФ и Фонда социального развития РФ от 19 апреля 2000 года N 33 утверждено Разъяснение N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Как указано в данном Разъяснении, в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия Перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
В случае, если Правительством РФ тот или иной населенный пункт исключен из Перечня, а гражданин обратился с заявлением в пенсионный орган после такого исключения, то пенсия ему должна быть назначена, поскольку он приобрел право на досрочную пенсию в связи с тем, что во время проживания в населенном пункте тот был включен в Перечень. В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия Перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Из материалов дела следует, что Никитин М.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Арсеньевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что он проживал и работал в военном городке «Т.», относящемся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (д.<адрес>) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением отдела Пенсионного фонда РФ в Арсеньевском районе Тульской области за № от ДД.ММ.ГГГГ Никитину М.В. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку правовые основания для применения положений закона от ДД.ММ.ГГГГ № к гражданам, постоянно проживающим (проживавшим) в н.<адрес> при установлении права на досрочную пенсию по старости до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что территория Т. являлась до ДД.ММ.ГГГГ территорией закрытого военного гарнизона, и фактически данная территория не была географически определена, но находилась в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С учетом установленных обстоятельств суд считает правомерными требования истца в части уменьшением возраста выхода на пенсию, поскольку Никитин М.В. жил и работал с ДД.ММ.ГГГГ.в закрытом городке Т., который располагался в <адрес> на землях Стрикинского сельского округа.
Т. являлся закрытым военным городком, ни в ОКАТО, ни в справочнике административного территориального устройства <адрес> он никогда не был внесен и на карте не обозначался, поскольку являлся секретным объектом Министерства обороны и обозначался как "Т.", который отнесен к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Жители этого городка получали по ДД.ММ.ГГГГ. льготы в связи с аварией на ЧАЭС, что подтвердил в судебном заседании истец.
Указанный вывод подтверждается также следующими нормативно-правовыми актами: ст.1 Закона Тульской области «1128-ЗТО от 26.11.2008 г. «О преобразовании муниципальных образований на территории Тульской области», в соответствии со ст.1 которого преобразовано муниципальное образование <адрес>, разделив его на муниципальное образование <адрес> и муниципальное образование Славный; распоряжением Правительства РФ №602-р от 17.04.1999 г. и постановлением губернатора Тульской области от 29 июня 1998 г. N 273 «Об утверждении перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и высвобождаемого имущества, передаваемых от войсковой части № в государственную собственность <адрес>», где говорится о передаче из федеральной собственности в государственную собственность <адрес> в связи с расформированием войсковой части № Вооруженных Сил РФ объектов и имущества военного городка Т. расположенных в <адрес>.
Поэтому отсутствие в Перечнях населенного пункта «Тула-50» не может служить основанием для ущемления прав Никитина М.В. на получение социальной льготы.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ истец проживал на территории зоны проживания с отселением, следовательно, Никитин М.В. имеет право на трудовую пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Истец просит о признании за ним права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с проживанием в зоне на отселение с ДД.ММ.ГГГГ.
Сроки назначения пенсии определены ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Учитывая период времени проживания и работы на территории закрытого воинского гарнизона Никитину М.В. подлежит назначение пенсии по правилам статьи 33 и 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года: по 1 году за каждые три года проживания на данной территории до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Никитин М.В. обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии, поэтому суд считает правильным возложить на ОПФР в Арсеньевском районе обязанность по назначению ему страховой части пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах требования Никитина М.В. подлежат удовлетворению, ему подлежит назначению пенсия с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения за назначением пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Никитина М.В. к отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании незаконным отказа и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и обязании отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <адрес> назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года с 19.07. 2017 года удовлетворить.
Признать решение отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в назначении пенсии Никитину М.В. с уменьшением возраста выхода на пенсию за № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Признать за Никитиным М.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Арсеньевском районе (Тульская область п. Арсеньево ул. Советская д.3) назначить Никитину М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, зарегистрированному проживающим по адресу: <адрес>, - пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Одоевский районный суд.
Председательствующий Л.В. Валицкая