Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11786/2018 от 09.04.2018

    Судья: Кретова Е.А.                                                                    33а-11786/2018

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Капуста А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2018 года апелляционную жалобу Лопухова В. В. на решение Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Лопухова В. В. к Главному Управлению МВД России по <данные изъяты>, МВД России, выразившихся в неправомерном отказе от исключения персональных данных из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя ГУ МВД России по <данные изъяты>Корчагина В.А.,

установила:

Лопухов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать действия Главного Управления МВД России по <данные изъяты>, выразившиеся в неправомерном отказе от исключения персональных данных из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, противоречащими ч. 5 ст. 5 Федерального закона от <данные изъяты> № 152-ФЗ «О персональных данных», п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты>- ФЗ «О полиции», пунктам 1, 3 «Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение», создающими препятствия к осуществлению прав административного истца, предусмотренных ч.1 ст. 37 Конституции РФ и нарушающими права административного истца, предусмотренные ч.1 ст. 23 Конституции РФ; возложить на Главное Управление МВД России по <данные изъяты> обязанность принять необходимые меры по снятию документов о судимости Лопухова В. В. с пофамильного учета оперативно-справочных картотек, перевести их в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек путем присвоения знака логического удавления, (л.д.44).

В обоснование указал, что в удовлетворении его обращения об исключении сведений о его погашенной судимости из пофамильной картотеки оперативно- справочного учета полиции, было отказано, что считал незаконным. Административный ответчик длительное время, более 30 лет, осуществляет обработку сведений об имевшем место факте осуждения, что не согласуется с целями оперативно-справочного учета, а также противоречит статье 17 ФЗ от <данные изъяты> <данные изъяты> ФЗ «О полиции», которая не охватывает такую категорию, как лица, имевшие судимость. Указанный довод подтверждается лингвистическим исследованием объема понятия «осужденные за совершение преступления». Следовательно, хранение учетных документов в пофамильных учетах (без перевода в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек) после снятия или погашения судимости, противоречит Федеральному закону «О полиции». Административному истцу приходится представлять справку о наличии (отсутствии) судимости, куда вносятся сведения о прекращении уголовного преследования, для устройства на работу, что является ничем иным, как вторжением в личную жизнь.

Решением Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Лопухов В.В ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Материалами дела подтверждается, что <данные изъяты> Лопухов В.В. был осужден Воскресенским городским судом по части ст. 108 УК РСФСР к 3-м годам лишения свободы. <данные изъяты> на основании определения Можайского городского суда освобожден условно-досрочно на 1 год 10 месяцев 10 дней (л.д.48).

Административный истец Лопухов В. В. 25.08.2017г. направил в ГУ МВД России по <данные изъяты> обращение, в котором просил разъяснить, на каком основании, в соответствии с каким нормативно- правовым актом полиция (тогда еще советская милиция) начала осуществлять обработку в отношении него персональных данных в 1985 году. Просил исключить сведения о его судимости из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета (л.д. 19-21).

<данные изъяты> административным ответчиком ГУ МВД России по <данные изъяты> был подготовлен ответ <данные изъяты>, в котором сообщалось, что сведения об осуждении Лопухова В. В., <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> Воскресенским н/с <данные изъяты> по ч. 1 ст. 108 УК РСФСР внесены в учеты ИЦ на законных основаниях, носят достоверный характер и подлежат дальнейшему хранению в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Оснований для изъятия сведений в отношении Лопухова В.В. в настоящее время не имеется (л.д. 24).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от <данные изъяты> № З-ФЗ «О полиции», полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления.

Согласно п. 40 Приказа Генпрокуратуры России <данные изъяты>, МВД России <данные изъяты>, МЧС России <данные изъяты>, Минюста России <данные изъяты>, ФСБ России <данные изъяты>, Минэкономразвития России <данные изъяты>, ФСКН России <данные изъяты> от <данные изъяты> (ред. от <данные изъяты>) «О едином учете преступлений», учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Согласно п. 43 вышеуказанного Приказа снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения (п. 27 Приказа).

Основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета; постановление о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета; постановление о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела; постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению; обвинительное заключение (акт) по ранее неучтенному преступлению; обвинительный приговор суда по делу частного обвинения; постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства (п. 28 Приказа).

В Наставлении по формированию и ведению централизованных оперативо-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, утвержденном приказом МВД России от <данные изъяты> <данные изъяты> дсп и утратившими силу в связи с изданием приказа МВД России от <данные изъяты> <данные изъяты> дсп указано, что в пофамильных картотеках учетные карточки на лиц, уголовные дела, в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, хранятся 25 лет со дня прекращения дела.

Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации приказом от <данные изъяты> <данные изъяты>дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/ 19дсп/324дсп/133 дсп/63дсп/14/95дсп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации <данные изъяты>, регистрационный <данные изъяты>, утвердило Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).

Приложение <данные изъяты> к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила).

Согласно пункту 15.1 Правил в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 15.2 Правил в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы - до достижения ими 80-летнего возраста.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований Лопухова В.В., правильно исходил из того, что при рассмотрении административного дела не установлено нарушение прав и свобод административного истца оспариваемым отказом ответчика от исключения персональных данных из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции. Действия ответчика по внесению в базу данных сведений о привлечении к уголовной ответственности Лопухова В.В. соответствуют требованиям законодательства.

Оснований для исключения из базы данных регионального учета информации об осуждении административного истца не имеется, имеющиеся в Информационном центре ГУ МВД России по <данные изъяты> сведения о наличии судимости отражены в справке обоснованно, не ущемляют права истца, не создают препятствий к осуществлению право и свобод, поскольку судимость за совершенное Лопуховым В.В. преступление погашена, что влечет для него аннулирование всех правовых последствий, связанных с судимостью.

Доводы административного истца о том, что его персональные данные об имеющейся судимости хранятся, обрабатываются и предоставляются неправомерно, не основаны на законе.

Соглашаясь с выводами суда об отказе в удовлетворении административного иска, судебная коллегия принимает во внимание, что решением Верховного Суда РФ от <данные изъяты> по делу № АКПИ17-1073 было отказано в удовлетворении административных исковых заявлений Шашко Н.О., Комарова Д.Ю., Митронова В.К., Шаповалова И.В., Пуляева А.С., Белой Г.В., Фокина А.А. о признании частично недействующими пункта 15.1, подпункта «е» пункта 15.2 приложения <данные изъяты> к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» от <данные изъяты> <данные изъяты>дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/ 6Здсп/14/95 дсп.

<данные изъяты> решение Верховного Суда РФ от <данные изъяты> оставлено без изменения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении административного иска не имеет.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, однако их не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-11786/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Лопухов В.В.
Ответчики
Главное управление МВД России по МО
Другие
Пимонов В.А.
МВД РФ
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
16.04.2018Судебное заседание
23.05.2018Судебное заседание
22.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее