Дело № 2-1-189/2023
73RS0014-01-2023-000221-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Р.п. Николаевка
Ульяновская область 12 июля 2023 года
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Муртазиной К.С.,
с участием помощника прокурора Николаевского района Ульяновской области Поздова С.А.,
представителя ответчика МБОУ Славкинская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области – директора Алмаева А.Г.,
при помощнике судьи Мавлютовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-189/2023 по исковому заявлению прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению финансирования на проведение работ в здании МБОУ Славкинская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области, к МБОУ Славкинская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению доступности здания школы для инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
В Николаевский районный суд с указанным иском обратился исполняющий обязанности прокурора Николаевского района Ульяновской области, в котором просит обязать администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному бюджетному образовательному учреждению Славкинская средняя школа МО Николаевский район» Ульяновской области на проведение работ по обеспечению здания муниципального бюджетного образовательного учреждения Славкинская средняя школа МО Николаевский район» Ульяновской области, расположенного по адресу: <адрес>: планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; при входе и на путях движения информационными тактильными мнемосхемами, отображающими информацию о помещениях в здании. Кроме того, просит обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Славкинская средняя школа МО Николаевский район» Ульяновской области в течение девяти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить здание муниципального бюджетного образовательного учреждения Славкинская средняя школа МО Николаевский район» Ульяновской области, расположенного по адресу: <адрес>: планом здания, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; при входе и на путях движения - информационными тактильными мнемосхемами, отображающими информацию о помещениях в здании.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения муниципальным бюджетным образовательным учреждением Славкинская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области (далее - МБОУ Славкинская средняя школа) законодательства о защите прав инвалидов, были выявлены нарушения. Так, установлено, что при входе в здание МБОУ Славкинская средняя школа, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; при входе на объект и на путях движения отсутствует информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Невыполнение МБОУ Славкинская средняя школа требований законодательства о защите прав инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе посетителей, лиц, желающих получить образование, на достойную жизнь и свободное развитие. Учитывая вышеперечисленное, ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании помощник прокурора Николаевского района Ульяновской области ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области - в судебном заседании участие не принимал, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя Администрации, представил письменный отзыв на исковое заявление, в которых указал, что по существу заявленных требований возражений не имеют. Вместе с тем просил учесть, что в настоящее время в образовательном учреждении не обучаются дети с нарушением зрения. Кроме того, указал, что на указанные в исковом заявлении мероприятия требуется время и финансовые затраты. Денежные средства на указанные цели в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год не предусмотрены, могут быть запланированы на ДД.ММ.ГГГГ год.
Представитель ответчика - МБОУ Славкинская средняя школа – директор школы ФИО3 в судебное заседания по существу заявленных исковых требований возражений не представил, вместе с тем пояснил, что в настоящее время в образовательном учреждении предпринимаются меры для их выполнения: заключен договор на приобретение тактильной мнемосхемы. Однако, требуются дополнительные средства для заказа необходимого количества табличек для оборудования всех помещений школы.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления финансов Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области, Отдела образования и воспитания Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области, - в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области - в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором указал, что в соответствии с п. 11 ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оценка соблюдения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг органами социальной защиты, обеспечивается посредством осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Поскольку школы не относятся к объектам социального обслуживания, рассмотрение вопросов, изложенных в иске, не входит в полномочия Департамента. Просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации закреплены конституционные права граждан инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее по тексту - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 вышеприведенного Федерального закона, планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Часть 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Частью 2 статьи 3 вышеуказанного ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закрепляет положение о том, что федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Согласно пункта 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В силу пп. «а» пункта 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении содержатся в Своде правил «СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее - Свод правил).
Согласно п. 6.5.9. указанного Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Кроме того, пункт 6.5.12 Свода правил предусматривает, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание. Направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по заданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине более 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).
Согласно п. 4.3.2 «ГОСТ Р 59601-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Тактильные мнемосхемы и указатели. Разработка, производство, условия применения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.07.2021 N 662-ст), для инвалида по зрению безопасное движение в незнакомом для него пространстве возможно только после предварительной тактильной и когнитивной обработки плана изучаемого маршрута, вследствие чего у незрячего человека в сознании формируется пространственная модель (воображаемая карта пространства), которую он в дальнейшем использует при ориентировании. Тактильные мнемосхемы предназначены для тактильного восприятия графической информации в формате, доступном для сенсорного восприятия незрячим человеком; их использование регламентировано не только информационным обеспечением, но и условиями безопасности.
Таким образом, на здание школы, как объекта социальной инфраструктуры и образовательного учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, а потому в нем должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
В соответствии п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии с пунктом 11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Устава МО МБОУ Славкинская средняя школа установлено, что учреждение является общеобразовательной организацией.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава МБОУ Славкинская средняя школа, учредителем учреждения является администрация муниципального образования «Николаевский район». Функции и полномочия учредителя образовательной организации от имени муниципального образования «Николаевский район» исполняет Администрация МО «Николаевский район» Ульяновской области.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения МБОУ Славкинская средняя школа законодательства о защите прав инвалидов, проведенной прокуратурой Николаевского района, были выявлены нарушения, а именно: при входе в здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; при входе на объект и на путях движения отсутствует информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании.
Суд полагает, что несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, в ходе судебного разбирательства факт наличия указанных недостатков ответчиком не оспорен, доказательств их устранения суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Довод представителя ответчика - МБОУ Славкинская средняя школа о заключении договора на изготовление рекламно-информационной и полиграфической продукции не свидетельствует о выполнении обязанности по обеспечению здания школы планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне и информационными тактильными мнемосхемами, отображающими информацию о помещениях в здании, при входе и на путях движения.
Довод представителя ответчика - Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области об отсутствии в МБОУ Славкинская средняя школа учеников с нарушением зрения, не освобождает ответчиков от обязанности устранить выявленные нарушения закона, поскольку появление таких лиц не может быть исключено в будущем, в связи с чем обращение прокурора в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц признается судом обоснованным. Невыполнение МБОУ Славкинская средняя школа требований законодательства о защите прав инвалидов, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе посетителей, лиц желающих получить образование на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Доводы представителя ответчика - Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области о невозможности исполнить решение в указанный в исковых требованиях срок, суд также находит несостоятельными, поскольку по мнению суда, указанный срок является разумным, достаточным для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков, при этом доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения в заявленные в исковых требованиях сроки суду представлено не было. Кроме того, при недостаточности установленного судом срока для исполнения судебного постановления стороны не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ, при наличии на то оснований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░;
░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>:
░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░;
░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░