Дело № 2-251/2020
73RS0004-01-2019-007103-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2020 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пысенкова Андрея Ивановича, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», администрации города Ульяновска о возложении обязанности организовать беспрепятственный проезд ко входу в здание и организовать парковочные места, взыскании компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Пысенков А.И., действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд, с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система» (далее по тексту МБУК ЦБС), администрации города Ульяновска о возложении обязанности организовать беспрепятственный проезд ко входу в здание и организовать парковочные места, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что сын истца является инвалидом, он намерен пользоваться услугами библиотеки.
Однако, проезд к зданию по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30 невозможен, а также на стоянке нет мест для машин, предназначенных для инвалидов.
Полагает, что ответчиками нарушается действующее законодательство, услуги оказываются неполноценно, так как инвалиды не могут подъехать ко входу в здание.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании", утратившего силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены и п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", введенного в действие с 1 сентября 2013 года.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Действующим федеральным законодательством установлена обязанность, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Действиями ответчиков причинен моральный вред, который он оценивает в 50 000 руб.
Кроме того, указывает, что Заволжским районным судом г. Ульяновска по делу № 2-3197/2019, решением от 02.10.2019, которое вступило в законную силу, обязанность по организации проезда и парковочных мест для инвалидов установлена в отношении ООО «Бьютимед», которая частично исполнена данным обществом, кроме проезда, так как проезд возможен только по территории муниципального образования, но городская администрация никаких действий, направленных на исполнение данной обязанности, не предпринимает.
Просит обязать ответчиков солидарно обеспечить беспрепятственный проезд ко входам здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30, в соответствии с действующими санитарными, строительными, градостроительными нормами и правилами, обязать организовать парковочные места возле входов в здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30, с выделением не менее 10 % парковочных мест для маломобильных групп населения, взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а также штраф в размере 50 % от удовлетворённых требований.
Истец Пысенков А.И. в судебном заседании исковые требования и доводы иска поддержал. Дополнительно пояснял, что сын, являясь ребенком-инвалидом, посещает детскую библиотеку № 2 имени Н.Г. Зырина, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30; полагает необходимым организовать парковочные места для инвалидов возле входа в библиотеку, чтобы он мог безопасно для ребенка припарковать свой автомобиль и отвести его в библиотеку; в досудебном порядке такой спор разрешить не представилось возможным; ближайшая парковка транспортных средств находится на расстоянии не менее 500 м. от входа в библиотеку, тогда как согласно нормативным требованиям данное расстояние не должно быть более 50 метров; при этом, перед входом в здание на ул. Карбышева, дом 30 имеется большая парковка, на территорию которой невозможно проехать из-за установленных дорожных знаков, запрещающих движение; полагал, что организация беспрепятственного проезда возможна путем реорганизации схемы движения, является прерогативой городской администрации.
Представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Сотников И.А. судебном заседании иск не признал, поясняла, что считает МБУК ЦБС ненадлежащим ответчиком по спору; требования об обеспечении проезда ко входу в здание, в котором расположена библиотека № 2 и организации парковочных мест возле входа в данное здание являются незаконными, так как проезда ко входу в здание не имеется; перед зданием находится пешеходная зона, на которой установлены запрещающие знаки дорожного движения «Въезд запрещен»; правовой режим данной пешеходной зоны сложился с момента ее создания, реорганизация дорожного движения не является прерогативой МБУК ЦБС; кроме того, в целях реализации уставной деятельности МБУК ЦБС библиотекой № 2 проводится обслуживание маломобильных групп населения на дому, за услугой можно обратиться непосредственно в библиотеку либо оставить заявку на официальном сайте; просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика администрации г. Ульяновска, третьего лица Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Данилушкина А.В. в судебном заседании иск не признала, поясняла, что земельный участок, на котором истец просит организовать парковочные места для инвалидов и организовать беспрепятственный проезд, является пешеходной зоной, на которой установлены запрещающие дорожные знаки «Въезд запрещен», данная зона не предназначена для движения автомобилей; правой режим у данной пешеходной зоны сложился с момента ее создания, т.е. с момента застройки Заволжского района; правомерность установки дорожных знаков проверена арбитражным судом Ульяновской области, которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда от 26.08.2019; с учетом изложенного, не представляется возможным организовать беспрепятственный проезд ко входу здания по ул. Карбышева, дом 30; ближайшая парковка для инвалидов находится у входа в здание ГУЗ «Городская клиническая больница № 1»; просила в удовлетворении исковых требований отказать; более подробно отразила свою позицию по спору в отзыве на иск.
Представители третьих лиц ИП Леонтьева В.В. – Константинова А.А., ИП Утесиновой О.Ю., ООО Центр косметологии «БьютиМед» Шишканов С.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали. Представитель ООО «Центр косметологии «БьютиМед» Шишканов С.В. дополнительно пояснил, что медицинский центр также находится в здании по ул. Карбышева, дом 30; решением Заволжского районного суда г. Ульяновска на них возложена обязанность по организации парковочных мест для инвалидов и проезда к зданию; исполнить решение в части организации проезда ко входу в здание не представляется возможным, так как администрацией города установлены дорожные знаки, запрещающие подъезд к зданию.
Представители третьих лиц Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управления культуры и организации досуга населения администрации г. Ульяновска, Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, ООО «Жилсервис», ГУЗ «Городская клиническая больница № 1», третье лицо Горбунова А.Ж. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска Сипатрина И.С. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В письменных пояснениях по иску указала, что администрацией города МБУК ЦБС разрешение на строительство, реконструкцию спорного здания не выдавалось. СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» предназначен для разработки проектных решений зданий, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировки новых, реконструированных, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Согласно проекту планировки Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» территория перед домом № 30 по ул. Карбышева отнесена к объектам зеленого фонда общего пользования, проезд непосредственно ко входам в данное здание не предусмотрен. В данном месте фактически находится асфальтированная зона, предназначенная для пешеходного движения.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что несовершеннолетний сын истца - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28.01.2020 является посетителем структурного подразделения МБУК ЦБС – отдел-библиотека № 2, расположенного в здании по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30.
Согласно Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система», принятого на общем собрании трудового коллектива муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система», протокол № 1 от 25.01.2019, МБУК ЦБС является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере библиотечного обслуживания. Тип учреждения – бюджетное. Учредителем является администрация г. Ульяновска в лице Управления культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска. Основной целью деятельности Учреждения является предоставление во временное пользование физическим и юридическим лицам документов из организованного фонда, а также деятельность, направленная на создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных видах и формах.
Согласно справке МСЭ-2017 №0780859, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность, категория «<данные изъяты>» на период с 01.12.2018 по 01.12.2023 года.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданной ФКУ Медико-социальной экспертизы в отношении ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок имеет ограничения в <данные изъяты>.
Бюро-14 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по ФИО2 <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ выдан для установки на транспортном средстве опознавательный знак «Инвалид» в целях перевозки ребёнка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, № 228.14.73/2019, действует до 01.12.2023 года.
Как следует из материалов дела, Пысенков А.И. обращался в МБУК ЦБС для решения вопроса об организации беспрепятственного доступа инвалида к вышеуказанному объекту культуры и парковочных мест.
Для разрешения вопроса об организации беспрепятственного доступа инвалидов, администрацией МБУК ЦБС направлено обращение № 821 от 19.11.2019 в Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска о возможности смены организации дорожного движения и организации парковочного места для инвалидов на прилегающей к зданию библиотеки территории. Пысенкову А.И. предложено обслуживание на дому.
Согласно ответу Управления дорожного хозяйства администрации г. Ульяновска от 11.12.2019 № 4543 на территории в районе дома № 30 по ул. Карбышева в г. Ульяновске установлены запрещающие знаки дорожного движения. Территория, на которой расположены дорожные знаки, является пешеходной зоной, правовой режим которой сложился с момента ее создания (застройки Заволжского района г. Ульяновска). Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска, как уполномоченный орган, вправе было установить знак дорожного движения «Въезд запрещен» для предотвращения дорожно-транспортных происшествий на вышеуказанном земельном участке по адресу: ул. Карбышева, дом 30, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обоснованность установки указанного дорожного знака подтверждена решением арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2019 по делу № А72-5333/2019 по исковым требованиям ГУЗ «Городская клиническая больница № 1 (Перинатальный центр) к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска о признании незаконным решения и действия по установке дорожных знаков в районе дома № 30 по ул. Карбышева, обязании демонтировать знаки «Въезд запрещен», установленные в районе дома № 30 по ул. Карбышева.
Пысенков А.И., обращаясь в суд в интересах несовершеннолетнего сына, ссылаясь на Федеральный Закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», просит организовать беспрепятственный проезда ко входу и парковочные места для стоянки возле входа в здание библиотеки по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30 транспортных средств, в том числе, для его транспортного средства, на котором он перевозит ребенка-инвалида.
По сообщению заместителя начальника Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, в реестре муниципальной собственности значится нежилое здание по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30. Помещение, площадью 575,50 кв.м. передано в оперативное управление МБУ «Централизованная библиотечная система», остальные помещения переданы в аренду: ООО «Жилсервис», ИП Утесиновой О.Ю., ИП Леонтьеву В.В.
Земельный участок под административно-культурным центром по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30, кадастровый номер 73:24:021008:23, площадью 1931,2 кв.м. находится в общей долевой собственности: ООО «Жилсервис», Леонтьева В.В., Утесиновой О.Ю., МО «город Ульяновск».
В ходе судебного разбирательства также установлено, что земельный участок между дорогой на пр. Авиастроителей и домом № 30 по ул. Карбышева не относится к придомовой территории, в реестре муниципальной собственности не значится.
Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.20017 № 83, земельный участок по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30, расположен на территории 5-16 этажной застройки.
Согласно проекту планировки Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» территория перед домом № 30 по ул. Карбышева отнесена к объектам зеленого фонда общего пользования, проезд непосредственно к данному зданию не предусмотрен.
Вместе с тем, около здания и входа в него фактически располагается широкая асфальтированная зона, на настоящее время предназначенная для пешеходного движения, отделенная бордюрным камнем от второстепенной дороги по пр-ту Авиастроителей с одной стороны, внутриквартального проезда справа от здания Перинатального центра с другой стороны и прилегающей пешеходной асфальтированной зоны с южной стороны с участком зеленых насаждений. Из представленных суду фотоматериалов усматривается, что около входа в здание фактически имеется территория, на которой возможна парковка транспортных средств.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», Положением, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновкой области от 16.11.2018 № 25/557-П с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО «город Ульяновск».
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
В соответствии с п.4.3. "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) планировка и оборудование зданий и сооружений, помещений, а также участков учреждений, организаций, предприятий общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения (посетителей, зрителей, покупателей, учащихся и т.д., для которых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями), должны соответствовать требованиям СП 59.13330. В остальных случаях приспособленность зданий и сооружений к доступности маломобильных групп населения должна оговариваться в утверждаемом заказчиком задании на проектирование.
С момента введения в действие СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" признан не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605.
Согласно действующему "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр), места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м (п.5.2.2).
В соответствии с "СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" в зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов в соответствии с частью 3 настоящего СП. Автостоянки желательно размещать не далее 50 м от входа, доступного для маломобильных посетителей (п.6.7).
При этом, в силу п. 3.21 СП 59.13330.2016, маломобильные группы населения - это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п.
Решением Ульяновской Городской Думы от 18.11.2009 года № 121 «Об обеспечении доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности на территории муниципального образования «город Ульяновск», Ульяновская Городская дума рекомендовала Главе города в целях обеспечения доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности, кроме прочего, обеспечить реализацию плана мероприятий по созданию условии для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам, находящимся в собственности муниципального образования «Город Ульяновск».
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10 ноября 2015 года № 2761 утверждён Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Указанный Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек, включая возможность обеспечения доступа инвалидов различных категорий и маломобильных граждан к библиотечным зданиям и услугам в сфере библиотечной деятельности, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами с учетом их особых потребностей.
Для обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания (далее - обеспечение доступности библиотек и услуг) при необходимости осуществляется взаимодействие библиотек с собственниками объектов. Организация указанного взаимодействия осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, а также уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Организациями, предоставляющими услуги в сфере библиотечной деятельности, обеспечивается создание инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности библиотек в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе:
- возможность беспрепятственного входа в библиотеки и выхода из них;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в библиотеку, в том числе с использованием кресла-коляски, и при необходимости с помощью персонала библиотеки;
При этом, оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг осуществляется с использованием показателей доступности для инвалидов библиотек, в том числе: выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов.
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", вышеуказанного Порядка не обеспечен беспрепятственные проезд ко входу здания библиотеки по адресу: г. Ульяновск, ул. Карбышева, дом 30, а также около входа в здание на стоянке автомобильного транспорта не организовано выделение мест для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов и (или) детей-инвалидов, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч. утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений из п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Дорожную деятельность в МО «город Ульяновск» осуществляет отраслевой (функциональный орган) администрации города Ульяновска - Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (далее - Управление).
В соответствии с Положением об Управлении, решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в границах муниципального образования "город Ульяновск"; создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Ульяновск"; проектирования, строительства, капитального ремонта, содержания и ремонта объектов наружного освещения, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск", находящихся в муниципальной собственности.
Исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа перечисленных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Ульяновска не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).
Обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия либо отсутствия необходимости в организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов к объектами социальной инфраструктуры, в данном случае возлагается на орган местного самоуправления, которым доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обоснование своих возражений на иск, не представлено.
В данном случае, именно, на администрации города Ульяновска, являющейся в силу Устава муниципального образования «город Ульяновск» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», лежит обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При таких обстоятельствах, законные основания для возложения на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» обязанности организовать беспрепятственный проезд ко входу в здание и организовать парковочные места отсутствуют. Данная обязанность должна быть возложена на администрацию города Ульяновска, таким образом, в иске к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система» надлежит отказать.
При этом, доводы представителя ответчика администрации г. Ульяновска относительно невозможности организации проезда ко входу к зданию и организации парковочных мест у вдоха в библиотеку со ссылкой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2019, поскольку подъезд к зданию ограничен наличием пешеходной зоны и установленных запрещающих дорожных знаков, суд полагает необоснованными, основанием к отказу в удовлетворении иска они не являются.
Действительно, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.08.2019 отказано в удовлетворении исковых требований ГУЗ «Городска клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о признании незаконным решения и действия по установке дорожных знаков в районе лома № 30 по улице Карбышева в городе Ульяновске, об обязании демонтировать знаки «Въезд запрещен», установленные в районе дома № 30 по улице Карбышева в городе Ульяновске. При этом, указано о правомерности установки указанных знаков в районе асфальтированной пешеходной аллеи в районе дома № 30 по ул. Карбышева. Вместе с тем, вопрос о возможности изменения схемы организации дорожного движения в районе спорного здания и организации проезда к нему путем переустройства пешеходной зоны либо проезжей части данным решением не исследовался, так как не являлся предметом разбирательства.
Тогда как доказательств невозможности организации проезда ко входу к зданию и организации парковочных мест для маломобильных групп населения стороной ответчика не представлен.
Кроме того, согласно пояснениям допрошенного в ходе судебного заседания в качестве свидетеля заместителя начальника отдела безопасности и развития дорожного хозяйства Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска ФИО11 изменение организации дорожного движения и организация парковочных мест у входа в здание библиотеки возможны либо путем переустройства пешеходной зоны с организацией участка для проезда и тротуара, либо путем организации подъезда к зданию со стороны его торца в районе расположенного за ним жилого дома также путем переустройства схемы движения. Для этого необходимо разработать и согласовать соответствующий проект.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию города Ульяновска обязанность организовать парковочные места для маломобильных групп населения возле входа в структурное подразделение муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» - отдела-библиотека № 2, расположенное по адресу: г. Ульяновск, улица Карбышева, д.30, в соответствии с действующими санитарными, строительными, градостроительными нормами и правилами и обеспечить беспрепятственный проезд ко входу здания транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов и (или) детей-инвалидов, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд полагает, что истцом не доказано нарушение ответчиком его прав, предусмотренных ст. 151 ГК РФ, дающих основание для взыскания денежной компенсации морального вреда. Отсутствие парковочных мест и проезда к зданию библиотеки само по себе не является основанием для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда. Доказательств того, что действия (бездействия) администрации повлекли нарушение личных неимущественных прав истца, не представлено, в связи с чем, оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. не имеется, как и оснований для взыскания с ответчика штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56, 167,194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» - ░░░░░░-░░░░░░░░░░ № 2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ 30, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░".
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░