Дело №2-109/2020
УИД: 26RS0003-01-2019-004860-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 г. г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Волковской М.В.,
при секретаре судебного заседания Орловой Е.А.
помощник судьи Лукьянец В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Малеевой С. В. к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: СНТ «Оптрон-2», Управление Росреестра по <адрес>) о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Малеева С.В. обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в котором просит:
признать за Малеевой С. В. право собственности на земельный участок № площадью 560 кв. м. с кадастровым номером №. расположенный в <адрес>
считать Решение суда основанием для регистрации за Малеевой С. В. право собственности на земельный участок № площадью 560 кв. м. с кадастровым номером <адрес>, расположенный в <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.
В обоснование исковых требований истцом указано на то, что, Малеева С.В. является членом садоводческого некоммерческого товарищества "Оптрон-2", в котором ей принадлежат земельный участок площадью 560 кв.м № и находится в фактическом ее владении и пользовании. Истец регулярно уплачивает членские взносы и иные платежи. Садоводческому товариществу «Оптрон-2» на основании постановления главы Администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный участок для закрепления под садовый участок, общей площадью 38,0 га. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, было организовано садоводческое товарищество «Оптрон-2». Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены уточненные границы территории дачного некоммерческого товарищества «Оптрон-2» в <адрес>, площадью 382102. Предоставлен товариществу в собственность земельный участок с кадастровым номером № площадью 38826 кв.м относящийся к имуществу общего пользования ДНТ «Оптрон-2» в <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов. Дороги общего пользования поставлены на кадастровый учет. В июне 2019 года истец обратилась в Администрацию <адрес> края, Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, образованных из земельного участка предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация», по оформлению документов на земельный участок расположенный в СНТ «Оптрон-2» № <адрес>, площадью 560 кв.м с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ письменным уведомлением №с истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги. В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги, указано, что основанием для отказа, является: 1) наличие сведений в архивном фонде Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> о выдаче свидетельства на испрашиваемый земельный участок либо об изъятии и перераспределении земельного участка иному лицу в садоводческих товариществах; 2) имеются сведения о прекращении права собственности за прежним собственником, следовательно данный участок является муниципальной собственностью; 3) отсутствуют сведения, что СНТ «Оптрон-2», является правопреемником СТ «Оптрон-2»; 4) границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием действующего законодательства. Истец считает, что ей отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, образованных из земельного участка предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация», но оформлению документов на земельный участок расположенный в СНТ «Оптрон-2» № <адрес> края, площадью 560 кв.м с кадастровым номером № - незаконно. Полагает, что Администрация <адрес> как орган местного самоуправления была вправе осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую вещь, от права собственности, на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (бесхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним подано не было. Положением п.9 ст. 3 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» о том, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП. подтверждается наличие у СНТ «Оптрон-2» права собственности на земельный участок, площадью 382102 кв.м. Согласно сведений ЕГРН. правопритязания на земельный участок в СНТ «Отрон-2» № <адрес> края, площадью 560 кв.м с кадастровым номером № - отсутствуют. Согласно схеме организации и застройки СНТ «Отрон-2», земельный участок №, входит в территорию СНТ «Отрон-2». Согласно распоряжения заместителя главы администрации <адрес> руководителя комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» вступающее в силу со дня его принятия: местоположение (адрес) земельного участка - <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Оптрон-2»; кадастровый квартал №; категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка - для ведения садоводства (земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования). Согласно разъяснениям, данным в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, для передачи земельного участка члену ДНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Представителем ответчика Администрации <адрес> по доверенности Шмыгалевой В.С. в суд были представлены письменные возражения относительно исковых требований, и, согласно которым просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование письменных возражений указано на то, что администрация <адрес> считает указанные требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
1. Органы местного самоуправления предоставляют земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в порядке, определенном Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ). Статьей 39.1 Земельного кодекса РФ регламентировано, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ. Малеевой С. В. спорный земельный участок ни до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации ни после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации, не предоставлялся. В базе данных архивного фонда «Администрация <адрес>» за 1991-2012 годы сведений об издании постановлений главы (главы администрации) <адрес> о предоставлении (закреплении) Малеевой С. В. и изъятии у неё земельного участка в СНТ «Опрон-2», а также в отношении земельного участка № в СНТ «Опрон-2» не имеется.
2. Согласно исковому заявлению Малеева С. В. обращалась за предоставлением муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства» в отношении указанного земельного участка. Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от 10.07.20919 №с ей было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка. Малеева С. В. в исковом заявлении о признании права собственности на спорные земельные участки указывает на незаконность отказа комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в предоставлении ей в собственность земельных участков в СНТ «Опрон». Вместе с тем, истцом в установленном порядке не был обжалован отказ в предоставлении муниципальной услуги, который, по его мнению, является незаконным. Обращение в суд с иском о признании права собственности на земельный участок направлено на обход установленного законодательством административного порядка предоставления земельных участков. Таким образом, Малеевой С. В. избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
3. В соответствии с уведомлением от 10.07.20919 №с об отказе в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принято по следующим основаниям: Согласно выписке из протокола общего собрания дачного некоммерческого товарищества «Опрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ за Малеевой С. В. закреплен вышеуказанный земельный участок. При этом в документах архивного фонда «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» имеются сведения о выдаче иному лицу свидетельства на земельный участок № в садоводческом товариществе «Опрон-2» площадью 560 кв.м. Так, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № в документах архивного фонда «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» в Кинге регистрации свидетельств на право собственности на землю (садоводческие товарищества) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о выдаче Минину А. Н. свидетельства № (регистрационная запись № на основании купчей зем. уч. № от ДД.ММ.ГГГГ) на земельный участок № в садоводческом товариществе «Опрон-2» площадью 560 кв.м. В едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:0211904:496 (запись о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно действующему законодательству земельный участок от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Таким образом, садоводческое некоммерческое товарищество «Опрон-2» не вправе распоряжаться испрашиваемым земельным участком. В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации садоводческих товариществ на отведенных району землях <адрес>» организовано садоводческое товарищество «Опрон-2» и указанному товариществу выделен земельный участок площадью 38га, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной администрацией <адрес>. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц садоводческое некоммерческое товарищество «Опрон-2» зарегистрировано как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ (дата формирования сведений из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Документы, подтверждающие, что садоводческое некоммерческое товарищество «Опрон-2» является правопреемником садоводческого товарищества «Опрон-2», отсутствуют. Таким образом, сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию садоводческого товарищества «Опрон-2», не позволяют сделать вывод о принадлежности указанных документов садоводческому некоммерческому товариществу «Опрон-2». Помимо этого, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № граница земельного участка с кадастровым номером 26:12:021904:496 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся, в том числе, характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуальноопределенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. Таким образом, в отношении вышеуказанного земельного участка необходимо провести кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. Также необходимо отметить, что суд, принимая решение о защите нарушенного права, не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину на праве собственности либо на праве аренды. Учитывая вышеизложенное, истцу не может быть предоставлен спорный земельный участок, и, соответственно, основания для признания права собственности на указанный объект недвижимости, отсутствуют.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Управление Росреестра по СК. Данное определение суда занесено в протокол судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, будучи извещенными судом надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились по неизвестной суду причине, поэтому суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы данного гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Основаниями возникновения (приобретения) права собственности являются различные правопорождающие юридические факты.
В соответствии с п. 18 ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории (п. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
В ст. 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что статья 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» дополнена пунктами 2.7-2.10, в соответствии с которыми до 31.12.2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно (п.2.7).
Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (п.2.8).
Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», где указано, что земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеется установление трех необходимых обстоятельств:
- испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.
Из материалов дела следует, что садоводческому товариществу «Оптрон-2» на основании постановления главы Администрации города Ставрополя за № 1599 от 07.10.1992 г. был выделен земельный участок для закрепления под садовый участок, общей площадью 38, 0 га.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Октябрьского района города Ставрополя от 05.01.1992 № 5/1, было организовано садоводческое товарищество «Оптрон-2».
Постановлением администрации города Ставрополя от 04.07.2013 г. № 2266 утверждены уточненные границы территории дачного некоммерческого товарищества «Оптрон-2» в <адрес>, площадью 382102. Предоставлен товариществу в собственность земельный участок с кадастровым номером № площадью 38826 кв. м., относящийся к имуществу общего пользования <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов. Дороги общего пользования поставлены на кадастровый учет.
Согласно представленному устава СНТ «Отрон-2» от 2019 г., зарегистрированного в ИФНС по СК РФ, утвержденного решением общего собрания членов СНТ «Оптрон-2», СНТ «Оптрон-2», является правопреемником юридического лица ДНТ (СТ) «Оптрон-2».
Выпиской ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии подтверждается, что права на земельный участок № с кадастровым номером 26:12:021904:496, расположенный в СНТ «Оптрон-2» <адрес> не зарегистрированы.
На обращение Малеевой С. В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка №, расположенного в СНТ «Оптрон-2», ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ КУМИ <адрес> №с.
В предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства» истцу отказано.
В обоснование в ответе указано, что основанием для отказа является 1) наличие сведений в архивном фонде Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> о выдаче свидетельства на испрашиваемый земельный участок либо об изъятии и перераспределении земельного участка иному лицу в садоводческих товариществах; 2) имеются сведения о прекращении права собственности за прежним собственником, следовательно данный участок является муниципальной собственностью; 3) отсутствуют сведения, что СНТ «Оптрон-2», является правопреемником СТ «Оптрон-2»; 4) границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием действующего законодательства.
Суд не может согласиться с данными уведомлениями.
Из представленного в материалы дела распоряжения заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что производились работы по образованию территорий общего пользования. После постановки на учет земель общего пользования была уточнена общая территория ДНТ «Отрон-2». На основании постановления администрации <адрес> СК № от ДД.ММ.ГГГГ В нее вошли все земельные участки, в том числе спорный земельный участок.
Согласно кадастровой выписке о земельном участка (выписка из государственного земельного кадастра) правообладателя земельного участка № площадью 560 кв. м., с кадастровым номером № расположенный в СНТ «Оптрон-2» <адрес>, не имеется; статус участка - ранее учтенный, Дата внесения в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Разрешенное использование: для ведения садоводства, правообладатель Минин А. Н., отказался от права собственности, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, №
Согласно выписке из протокола общего собрания ДНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ Малеевой С. В. выделен земельный участок № из общего массива земельного участка, переданного ДНТ «Оптрон-2».
Малеевой С. В. выдана справка ДНТ «Оптрон-2» о том, что ей на праве пользования принадлежит вышеуказанный земельный участок, взносы выплачены полностью.
Глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского Кодекса РФ введена в действие со дня принятия и введения в действия Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции федерального закона от 12.08.1996) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ (в редакции федерального закона от 12 августа 1996 года) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239);
выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
реквизиция (статья 242);
конфискация (статья 243);
отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции федерального закона от 12.08.1996), предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 пункта 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен федеральным законом от 9 июня 2003 года № 69-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято 17.03.2003.
Администрация г. Ставрополя как орган местного самоуправления была вправе осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую вещь, от права собственности, на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (безхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.
Однако, администрация г. Ставрополя не предпринимала никаких действий по выполнению данной процедуры.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ в п.2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право муниципальной собственности на земельный участок № с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> - не возникло.
В связи с изложенным, учитывая, что предыдущий правообладатель от данного земельного участка отказался от своих прав на земельный участок в соответствии с действовавшим на момент отказа в 2005 году законодательством, в связи с чем, в сведениях государственного кадастра недвижимости по состоянию на 24.01.2020 (согласно представленных сведений ЕГРН) отсутствуют сведения о правообладателе участка кого-либо.
В связи с изложенным, суд принимает во внимание действующие, никем не оспоренные и не отмененные: постановления главы Администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка для закрепления под садовый участок, общей площадью 38, 0 га.; постановление администрации <адрес> СК № от ДД.ММ.ГГГГ; постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, о организации садоводческого товарищества «Оптрон-2»
Согласно п.1 ст.6 ФЗ №122 от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Положением п.9 ст.3 ФЗ №137 от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» о том, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ №122 от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
В ЕГРП и в сведения государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о праве муниципального образования <адрес> на какой-либо земельный участок в СНТ «Оптрон-2».
В соответствии с п.2 ст.4 ФЗ №122 от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В силу ст. 21 ФЗ №66 от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения общего собрания ДНТ «Оптрон-2» от 21 октября 2012 года) к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: (в ред. Федерального закона от 22.11.2000 № 137-ФЗ) 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3) 0бщее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ)».
До 01.03.2015 действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.
Пунктом 18 ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, земельный участок №, расположенный в СНТ «Альтаир» <адрес> поставлен на кадастровый учет, с кадастровым номером 26:12:021904;496, участок относится к землям населенных пунктов, для ведения садоводства. Сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Малеевой С. В., правомерно решением общего собрания ДНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок, входящий в общую площадь массива, переданного ДНТ «Оптрон-2» установленном законом порядке.
Как следует из пункта 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02 июля 2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гражданского или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
На оснвоании установленных фактических обстоятельств дела, приведенных норм права, суд считает исковые требования истца Малеевой С.В. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Малеевой С. В. – удовлетворить.
Признать за Малеевой С. В. право собственности на земельный участок площадью 560 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение суда является основанием для регистрации за Малеевой С. В. права собственности на земельный участок площадью 560 кв.м., по адресу: <адрес> кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 19.02.2020.
Судья подпись М.В. Волковская