Дело №2а-386/2023
63RS0028-01-2023-000355-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года с.Сергиевск
Сергиевский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего Носковой О.В.
при секретаре Стрельцовой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Березиной Н. А. о восстановлении срока для подачи заявления, о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Березиной Н.А., в котором просят восстановить срок для подачи административного искового заявления и взыскать с налогоплательщика задолженность по налогам в размере 107 рублей 73 копейки: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 107 рублей 00 копеек, пени за 2014 год в размере 73 копейки.
В обосновании административных исковых требований указано, что Березина Н.А., №, является собственником имущества. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков, относятся транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса РФ), земельный налог (глава 31 Налогового кодекса РФ), налог на имущество физических лиц (глава 32 Налогового кодекса РФ).
В силу п.2 ст.52 НК РФ обязанность по исчислению сумм налогов в отношении налогоплательщиков-физических лиц возложена на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическим лицом в отношении объектов недвижимого имущества, транспортных средств исчисляется налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующему календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п.4 ст.52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
На основании ст.32 НК РФ в адрес Березиной Н.А. направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты сумм налогов в установленные законодательством сроки. Однако в установленный срок Березина Н.А. обязанность по уплате налогов не исполнила, в связи с чем в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени. В связи с тем, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налогов, в установленный ст.ст.48,70 НК РФ срок налоговый орган направил требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогам. Данное требование налогоплательщик не исполнил.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (п.2 ст.48 НК РФ).
В связи с большой загруженностью налоговый орган пропустил данный срок.
Налоговый орган в порядке ст.48 НК РФ обращался к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с пропуском установленного законом срока.
С ДД.ММ.ГГГГ функции по управлению долгами централизованы на базе Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области, которая является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности.
В связи с тем, что имеется непогашенная задолженность, налоговый орган просит восстановить срок для подачи административного иска и взыскать с налогоплательщика 107 рублей 73 копейки. В случае отказа в восстановлении срока и во взыскании недоимки, просят указать об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с пропуском срока с целью исключения записи о задолженности из лицевого счёта налогоплательщика.
В судебное заседание не явились:
представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность не погашена, в связи с чем заявленные требования поддерживают в полном объёме,
административный ответчик Березина Н.А., причина неявки неизвестна, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не поступало.
На основании ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Изучив материалы и доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6).
В соответствии с п.1 ст.399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (п.1 ст.401 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1 ст.403 НК РФ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в 2014 году Березина Н.А. являлась собственником имущества.
Согласно подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Березиной Н.А. направлялось налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц, однако в нарушение ст.45 НК РФ она не исполнила установленную законом обязанность по уплате налогов.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога: направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст.69 НК РФ, в адрес налогоплательщика Березиной Н.А. по месту проживания было выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов в размере 107 рублей 92 копейки в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
В силу п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (п.2 ст.48 НК РФ).
С учетом положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд истек ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ +3 года+6 месяцев).
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении приказа о взыскании с Березиной Н.А. задолженности по обязательным платежам за 2014 год в размере 107 рублей 73 копейки.
То есть к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция обратилась по истечении срока для обращения с заявлением о взыскании недоимки.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Согласно определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 2315-О налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В соответствии с ч.5 ст.48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Причиной пропуска установленного ст.48 Налогового кодекса РФ срока налоговый орган указывает большую загруженность.
С ДД.ММ.ГГГГ функции по управлению долгами централизованы на базе Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области.
Суд считает, что «большая загруженность» свидетельствует о недостаточной организации налоговым органом контроля за соблюдением сроков, предусмотренного ч.3 ст.48 НК РФ, и такая причина объективно не препятствовала своевременному обращению административного истца в суд с административным исковым заявлением.
Какую-либо другую уважительную причину Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области не привела.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение всех предусмотренных законом сроков для взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Поскольку срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин, оснований для его восстановления не имеется, что в силу ч.8 ст.219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции о взыскании с Березиной Н.А. задолженности по налогам в размере 107 рублей 73 копейки.
Также налоговый орган просит в случае отказа в восстановлении срока и взыскании задолженности указать в судебном акте об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с пропуском срока с целью исключения записи о задолженности из лицевого счёта налогоплательщика.
В силу п.п.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Частью 1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (ч.3 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Административным истцом требования о признании недоимки и пени безнадежной и о её списании не заявлялись.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.290, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области отказать в восстановлении срока для подачи административного искового заявления.
Отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Березиной Н. А. о взыскании задолженности по налогам, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2023 года.
Председательствующий: О.В. Носкова