Судья: Саркисова Е.В. |
дело № 33-12131/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Мариуца О.Г.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 13 февраля 2019 года по делу по иску И.Т.В. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
УСТАНОВИЛА:
И.Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, возврате уплаченной государственной пошлины.
В обосновании требований указала, что она осуществляла педагогическую деятельность свыше 25 лет в учреждениях для детей, в связи с чем 24.08.2017 года обратилась в Управление по Одинцовскому району, Рузскому району, гор. Краснознаменск и гор. Звенигород по Московской области ГУ - Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако получила отказ. Не согласившись с этим, И.Т.В. вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчиков иск не признал.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 13 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.08.2017 года И.Т.В. обратилась в Управление по Одинцовскому району, Рузскому району, гор. Краснознаменск и гор. Звенигород по Московской области ГУ-Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением от 24.10.2017 года № 1520 Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального педагогического стажа в 25 лет.
В бесспорном порядке специальный стаж И.Т.В. составил 21 год 8 месяцев 2 дня.
Из специального стажа истца исключен период работы с 01.09.2012 года по 31.08.2014 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, так как в специальный стаж засчитываются выполнявшиеся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени предусмотренная трудовым законодательством работа в должности заместителя директора по BP независимо от времени когда выполнялась эта работа, а также ведение преподавательской работы. Условием для права на досрочное назначение пенсии является выполнение работы по должности заместителя руководителя учреждения за должностной оклад. При этом ведение преподавательской работы либо ее отсутствие для заместителя директора не имеет значение.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.
Реализация права на досрочное назначение страховой пенсии по нормам п. 19 ч. ст. 30 закона от 28.12.2013 года осуществляется с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости определяется: до 11 ноября 2002 года с учетом Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, разъяснения Министерства труда РФ от 24.08.2000 года № 9 «О порядке применения постановления Правительства РФ от 20.03.2000 года № 240 « О внесении дополнений 5 постановление Правительства Российской федерации от 22.09.1999 года № 1067», утвержденного Постановлением МинТруда РФ от 24.08.2000 года № 61; за период с 2 ноября 2002 года исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ производится с учетом «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» и «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года право на пенсионное обеспечение педагогических работников определялось за период до 01.11.1999 года с учетом Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года и Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.05.1996г.
Пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 года предусмотрен тип общеобразовательных учреждений с указанием видовых наименований общеобразовательных учреждений для детей.
В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года тип и вид учреждения указываются в уставе учреждения и определяются с типовыми положениями об образовательных учреждениях.
Согласно ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (Объединений).
Согласно п. 4 Правил от 29.10.2002 года периоды педагогической деятельности после 01.09.2000 года засчитываются в специальный трудовой стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад).
Данная норма распространяется и на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Согласно п. 3 Правил от 29.10.2002 года в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 года, то есть необходимым условием является занятие штатной должности.
Судом первой инстанции установлено, что согласно трудовой книжке И.Т.В. в период с 01.09.2012 года по 31.08.2014 года работала в МБОУ Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 9 им Н.М.И. в должности замдиректора по УВР на 0,5 ставки. В указанный период она также являлась учителем начальных классов.
Как разъяснил Конституционный суд в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта ст. 28, пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из Закона РФ «О I государственных пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения и по своему усмотрению вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет и указал на возможность установления тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и которые предусмотрены Постановлением правительства РФ № 781 и аналогичных должностей и учреждений(организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы.
П. 3 Правил от 29.10.2002 года определяет, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренным настоящими правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность для детей в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, казанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждении" Списка.
В соответствии с п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей от 22.09.1999 года № 1067 работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N° 1067, включается в выслугу лет при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Как следует из материалов дела, МБОУ Одинцовская средняя общеобразовательная школа является учебным учреждением для обучения детей и получения ими общедоступного, бесплатного, начального основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах государственного общеобразовательного стандарта.
Штатным расписанием подтверждается наличие должностей заместителя директора по учебно-воспитательной работе в количестве 1 ед.
Приказом от 18.08.2014 года И.Т.В. переведена с должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на учителя начальных классов.
Приказом директора от 20.02.2014 года И.Т.В. назначена классным руководителем 2А класса с 14.02.2014 года до конца 2013-2014 года.
Из приобщенных в материалы дела приказа следует, что с 14.02.2014 года была изменена педагогическая нагрузка истицы с 4 часов до 17 часов.
Согласно п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Поскольку истицы, работая в период с 01.09.2012 года по 31.08.2014 года МБОУ Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 9 им Н.М.И. школе в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, одновременно совмещала работу по должности учителя начальных классов в той же школе на 1,0 ставку, данный период подлежал зачету в специальный стаж независимо от объеме учебной нагрузки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным решение суда в части включения периода работы истца 01.09.2012 года по 31.08.2014 года (два года) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Однако, с выводом суда о назначении досрочной страховой пенсии с 22 декабря 2018 года согласиться нельзя по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что И.Т.В. по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, требуемый стаж 25 лет достигнут ею по состоянию на 22 декабря 2018 года.
Между тем, как следует из материалов дела, истица обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии 24 августа 2017 года.
Отказ ответчика последовал 24 октября 2017 года.
При этом, предметом рассмотрения пенсионным органом являлись периоды работы истицы до 23 августа 2017 года.
Ни на день обращения к ответчику с заявлением, ни на день принятия им решения об отказе, даже с учетом включения судом спорного периода работы (2 года) в специальный стаж истицы, у И.Т.В. не имелось необходимого стажа педагогической деятельности 25 лет.
Исходя из ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении страховой пенсии.
Следовательно, оснований возлагать на ответчика обязанность по назначению пенсии с учетом специального стажа истца по состоянию на 22 декабря 2018 года не имелось, поскольку наличие оснований для назначения пенсии за период с 24 августа 2017 года по 22 декабря 2018 года ответчиком не устанавливались, что, в свою очередь, не препятствует повторному обращению истицы в пенсионный орган.
При таких обстоятельствах решение суда в части назначения И.Т.В. досрочной страховой пенсии с 22 декабря 2018 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 13 февраля 2019 года отменить в части назначения досрочной страховой пенсии с 22 декабря 2018 года.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований И.Т.В. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22 декабря 2018 года отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи