Дело № 2-708/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Данелюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 13 июня 2013 года дело по исковому заявлению Чебатуркина В.В. к администрации городского поселения «Микунь» о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Чебатуркин В.В. обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Микунь», в котором просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение применительно к условиям ... на состав семьи из ... человек, общей площадью не менее ... кв. метров в черте .... В обоснование заявленных требований истец указал, что занимаемая им комната № ... в доме № ... по ул. ... находится в муниципальной собственности, является непригодной для проживания.
Определением суда от ... года к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц привлечены А. , Б. .
Истец Чебатуркин В.В. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского поселения «Микунь» не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ... в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третьи лица А. и Б. в судебном заседании не присутствовали, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что нанимателем жилого помещения – комнаты № ... в доме № ... по улице ..., является Чебатуркин В.В. Вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы ... А. , ... года рождения и ... Б. , ... года рождения.
Как следует из технического паспорта на жилой дом № ... по улице ..., данный дом был построен в ... году, капитальный ремонт дома не производился.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ч. 4 данной статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно п. 7 данного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 названного Положения).
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из пунктов 43, 44, 45 Положения следует, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу п. 47 Положения, комиссия по результатам работы принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из представленного в материалы дела акта от ... года № ... обследования жилого дома № ... по ул. ... межведомственной комиссией по вопросам использования жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения «Микунь», действующей на основании постановления ... городского поселения «Микунь» - ... администрации поселения от ... года № ... следует, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения (дома), в том числе, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находятся в неудовлетворительном состоянии и несут опасность для пребывания в данном жилом помещении граждан. Бетонно-ленточный фундамент имеет просадку, трещины и сколы; наружные стены - значительную осадку, плесень, гниль бревен, выпучивание и трещины; балки, пораженные гнилью и находящиеся в ветхом состоянии, имеют значительные прогибы; полы - стертость и перекосы; оконные рамы перекосы, частично на окнах отсутствует остекление; дверные полотна перекошены относительно коробок с неплотным притвором; кровля, покрытая шифером на деревянные стропила, с трещинами и ослабленным креплением, находится в неудовлетворительном состоянии; лестничные марши в аварийном состоянии. Электричество, системы отопления и водоснабжения отсутствуют. Физический износ дома № ... по ул. ... по состоянию на ... года составлял ...%. При этом из указанного акта также следует, что названное жилое помещение (дом) ремонту или реконструкции не подлежит, поскольку восстановительные работы экономически нецелесообразны, техническое состояние жилого помещения и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик. По результатам обследования жилого помещения (дома) межведомственная комиссия пришла к заключению о том, что многоквартирный жилой дом № ... по ул. ..., в соответствии с установленными требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, аварийный.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован ст. 87 ЖК РФ, согласно которой если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства применительно к положениям статей 85, 86, 87, 89 ЖК РФ, суд приходит к выводу о наличии у истца права на предоставление в черте ... на состав семьи из ... человек другого благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям ..., равнозначного по общей площади занимаемому жилому помещению, поскольку занимаемое истцом по договору социального найма жилое помещение – комната № ... в доме № ... по ул. ... является непригодной для проживания.
Кроме того, в соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Вместе с тем, статьи 85, 87 ЖК РФ не предусматривают никаких ограничений в праве на получение другого жилого помещения в случае признания жилого помещения, в котором проживает гражданин, непригодным для проживания, либо в случае его сноса. При этом ни из указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относятся и истцы), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Лишение права на жилое помещение, которое гражданин занимал и пользовался на законных основаниях, без восстановления этих прав в предусмотренном законом порядке в соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ недопустимо.
Согласно ст. 87 ЖК РФ обязанность по предоставлению гражданам другого благоустроенного жилого помещения возлагается на наймодателя.
По смыслу ст. 60 ЖК РФ в качестве наймодателя по договору социального найма жилого помещения выступает собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
Согласно распоряжению ... от ... года № ..., дом № ... по ул. ... (общежитие № ...) передан в собственность муниципального образования городского поселения «Микунь».
Как следует из Устава Муниципального образования городского поселения «Микунь», исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения является администрация городского поселения «Микунь», которая наделена полномочиями по решению вопросов местного значения поселения, и в том числе владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Данное полномочие администрации поселения закреплено в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на администрацию городского поселения «Микунь», как уполномоченный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом городского поселения «Микунь», и в том числе муниципальным жилым фондом в ....
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чебатуркина В.В. удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Микунь» предоставить Чебатуркину В.В. на состав семьи из ... человек благоустроенную квартиру, применительно к условиям ..., общей площадью не менее ... кв. метров в черте ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
...
...
...
...
...