Дело № 2-307/2021
24RS0028-01-2020-003831-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2021 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вдовина И.Н.,
при секретаре Мельник О.В.,
с участием: помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Егоровой С.А.,
представителя истца (ответчика по встречному иску) МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» - Никоновой Т.Д.,
представителя ответчика по встречному иску МО г. Красноярск, в лице администрации г. Красноярска, Растворцевой Т.Н.,
ответчика (истца по встречному иску) Довыденко А.И.,
ответчика Дубиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Довыденко А.И., Дубина Н.Н. об изъятии жилого помещения, о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, встречному иску Довыденко А.И. к МО г. Красноярска, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, обратилось в суд с иском к Довыденко А.И., Дубиной Н.Н. с требованиями об изъятии для муниципальных нужд у Довыденко А.И. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1 599 000 руб.; о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; о прекращении права собственности ответчика Довыденко А.И. на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; о признании права собственности на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием г. Красноярск. Требования мотивированы тем, что собственником <адрес> является ответчик Довыденко А.И. В данном жилом помещении проживают ответчики. Заключением межведомственной комиссии от 14.02.2014 №188 указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. При осуществлении изъятия спорного жилого помещения- <адрес> для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома истцом была определена его выкупная цена в размере 1 599 000 руб., однако ответчик Довыденко А.И. с условиями выкупа и размером выкупной цены не согласился.
Довыденко А.И. обратился в суд со встречным исковым заявлением (с учетом уточнения) к МО г. Красноярска, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска и администрации г. Красноярска, в котором просит обязать Муниципальное образование г. Красноярск взамен <адрес>, расположенной в <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, предоставить истцу другую равноценную квартиру, ссылаясь на то, что истцу с 2011 года принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 14.02.2014 №188 указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Ответчиком, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, было предложено истцу заключить соглашение об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа, с чем истец не согласен, полагая, что имеет право на предоставление ответчиком взамен аварийного жилья другого равноценного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, также являющаяся представителем третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» Никонова Т.Д. настаивала на удовлетворении первоначальных исковых требований, при этом возражала против удовлетворения встречных исковых требований.
Ответчик (истец по встречному иску) Довыденко А.И., ответчик Дубина Н.Н. в судебном заседании не возражали против удовлетворения первоначальных исковых требований, полагая, что в связи с изъятием для муниципальных нужд спорного аварийного жилья, муниципальное образование г. Красноярск обязано предоставить ответчику Довыденко А.И. в собственность равнозначное жилое помещение, в связи с чем настаивали на удовлетворении встречных исковых требований.
Представитель ответчика по встречному иску Растворцева Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения встречных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле (Управление Росреестра по Красноярскому краю, департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, ООО УК «Гвардейский парк»), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд находит возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Пунктом 8.2 статьи 32 ЖК РФ установлено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с приведенными выше положениями закона в их совокупности, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что спорное имущество представляет собой квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью 38,7 кв.м. Данное жилое помещение с 05.07.2011 принадлежит на праве собственности Довыденко А.И..
Согласно выписке из домовой книги, в спорном жилом помещении на регистрационном учете состоят: Дубина Н.Н. с 03.09.2015; Довыденко А.И. с 17.02.2006. При этом, как следует из пояснений ответчиков, в спорном жилом помещении фактически проживают только они.
Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровом номером 24:50:0600108:76, площадью 4 403 кв.м., право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке за Довыденко А.И. пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения.
Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 14.02.2014 №188.
18 октября 2019 года департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска ответчику (истцу по встречному иску) направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до 01.02.2020.
Поскольку данные требования оставлены без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации г. Красноярска от 13.05.2020 №54-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и <адрес> жилом <адрес>, включены в перечень объектов, подлежащих изъятию аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 №144-п.
19 мая 2020 года департаментом градостроительства администрации г. Красноярска направлено в адрес ответчика (истца по встречному иску) уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от 10 июля 2020 года сторонами – муниципальным образованием город Красноярск и Довыденко А.И. не подписано. При этом, как указано в заявлении Довыденко А.И. от 16.09.2020, так и подтверждено в судебном заседании, Довыденко А.И. отказался от получения выплаты денежного возмещения, указывая на необходимость предоставления ему другого жилого помещения.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, являющийся приложением к вышеуказанной программе, под порядковым № 472.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом фактически установленных обстоятельств дела, Довыденко А.И. выбрал способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ему в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности, подлежит изъятию у последнего в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, в связи с чем, требования как основного иска об изъятии жилого помещения у Довыденко А.И., так встречного иска последнего о предоставлении ему иного жилого помещения взамен изымаемого, подлежат удовлетворению.
Доводы стороны истца (ответчика по встречному иску) о том, что жилое помещение может быть предоставлено только лицам, занимающим жилые помещения на условиях договора социального найма, противоречит как требованиям ст. 32 ЖК РФ, так и положениям Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции».
Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности Довыденко А.И. в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении его и Дубиной Н.Н., и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование город Красноярск после предоставления Довыденко А.И. благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 51,7 кв.м. (38,7+13) и не менее - 38,7 кв.м.
Разрешая довод стороны истца (ответчика по встречному иску) со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, суд исходит из того, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14.
Вместе с тем, спорное жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО город Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, жилых помещений не может влиять на гарантированные действующим законодательством права ответчиков.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчиков будет являться основанием для снятия их с регистрационного учета по месту жительства в спорной квартире, после предоставления Довыденко А.И. на праве собственности иного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования город Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Довыденко А.И., Дубина Н.Н. – удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Довыденко А.И. к Муниципальному образованию г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, – удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у Довыденко А.И., принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, площадью 38,7 кв.м, кадастровый номер №.
Обязать Муниципальное образование г. Красноярск предоставить Довыденко А.И. на территории муниципального образования г. Красноярск благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: не более - 51,7 кв.м., не менее - 38,7 кв.м.
Прекратить право собственности Довыденко А.И. на жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, выселив из указанного помещения Довыденко А.И., Дубина Н.Н., после предоставления Довыденко А.И. на праве собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, после предоставления Довыденко А.И. на праве собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения – отказать.
Настоящее решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета Довыденко А.И., Дубина Н.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, после предоставления Довыденко А.И. на праве собственности иного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Н. Вдовин