Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2012 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Жанчибон С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федоровой Г.В. признании незаконным отказа ОУФМС России по Республике Бурятия в Октябрьском районе г. Улан-Удэ в регистрации по месту жительства и обязании зарегистрировать по месту жительства,
с участием:
заявитель Федорова Г.В.,
заинтересованное лицо отдел УФМС России по Республике Бурятия в Октябрьском районе г. Улан-Удэ – не явился, извещен надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, заявитель Федорова Г.В. просит признать незаконным отказ отдела УФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ в регистрации по месту жительства – <адрес>, обязав произвести её регистрацию по месту жительства. Заявление мотивировано тем, что она постоянно проживает по указанному адресу с семьей с 2001 года. 06 июня 2012 года она обратился в отдел УФМС по Октябрьскому району г. Улан-Удэ с заявлением о регистрации по месту постоянного проживания, однако ей было отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом. Считает, что отказ отдела УФМС в регистрации по месту жительства незаконным.
В судебном заседании заявитель Федорова Г.В. поддержала доводы заявления, пояснив, что проживала с супругом ФИО3 с 2001 года в гражданском браке, в 2005 году они зарегистрировали брак. В 2002 и 2005 году у них родились дочь и сын. Всё это время постоянно с 2001 года она проживает с мужем и детьми по адресу: <адрес>. Дети и супруг имеют регистрацию по данному месту жительства, однако ей отказано в регистрации. Она обратилась с заявлением о регистрации по месту жительства с согласия супруга ФИО3, который является фактическим домовладельцем. Отказ мотивирован тем, что дом является самовольно возведенным и в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Ей выдали справку о временной регистрации по месту проживания на период с 09.06.2012 года по 09.08.2012 г. Просит удовлетворить заявление, обязать отдел УФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ произвести регистрацию по месту жительства <адрес>.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по РБ в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела. Суд считает возможным на основании ст. 257 ГПК РФ рассмотреть заявление без участия надлежаще извещенного заинтересованного лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что заявитель Федорова Г.В. с 2001 года постоянно проживает по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Из материалов дела следует, что <адрес>, в котором проживает заявитель, является самовольно возведенным, т.к. он построен на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке под строительство дома, без получения соответствующих разрешений на его возведение (ст.222 Гражданского кодекса РФ).
Несмотря на то, что дом, где проживает заявитель, является самовольно возведенным, суд считает, что заявитель Федорова Г.В. подлежит постановке на регистрационный учет по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это же положение изложено и в ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой необходимо для достижения целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Таким образом, ограничение конституционного права любыми способами (как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.
Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713 (в редакции от 28.03.2008г.) во исполнение требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрена регистрация гражданина по месту жительства и по месту пребывания.
Следует иметь в виду, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета по месту своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких – либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания или жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Об этом было указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998г. № 4-П.
Основания для ограничения права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Поскольку заявитель Федорова Г.В. не подпадает ни под одно из ограничений, установленных законом, суд признает отказ УФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ в регистрации заявителя незаконным.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что Федорова Г.В. постоянно проживает по указанному адресу с 2001 года, следовательно, местом жительства заявителя следует считать - <адрес>
Как установлено в судебном заседании, на резолюции, имеющейся на заявлении Федоровой Г.В. о регистрации по месту жительства, следует, что ему отказано в регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на указанный жилой дом ввиду того, что он является самовольно возведенной постройкой. Суд считает, что проживание Федоровой Г.В. в самовольно возведенном доме, не является основанием для отказа в его регистрации по месту жительства. Доводы о том, что заявитель проживает в самовольно возведенном доме, отсутствуют правоустанавливающие документы на дом, не являются основанием для отказа в регистрации заявителя по месту жительства. Так как вышеназванный закон не содержит императивных норм о том, что регистрация по месту жительства может быть осуществлена исключительно при наличии правоустанавливающих документов. Регистрация гражданина по месту жительства возможна и при наличии иных документов, в том числе домовой книги, технического паспорта, представленных заявителем при подаче заявления о регистрации. Кроме того, нужно учитывать, что члены семьи заявителя – супруг ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетние дети – с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, 2005 г.р., с 2002 год - ФИО5, 2002 г.р.
Таким образом, суд считает, что Федорова Г.В. подлежит регистрации по месту своего жительства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Федоровой Г.В. удовлетворить.
Признать отказ УФМС по Республике Бурятия в Октябрьском районе г. Улан-Удэ в регистрации по месту жительства Федоровой Г.В. незаконным
Обязать УФМС России по Республике Бурятия в Октябрьском районе г. Улан-Удэ зарегистрировать Федорову Г.В. по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись С.С. Болдохонова
верно, судья С.С. Болдохонова
секретарь С.Б. Жанчибон