Мировой судья: Цветков Д.В. гражданское дело №
(номер дела суда первой инстанции №
УИД: №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2022 г. г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Ганн А.Ю.,
с участием ответчика Писарева В.В.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании гражданское дело № по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СамРЭК-Эксплуатация» (далее - ООО «СамРЭК-Эксплуатация») на решение мирового судьи судебного участка №71 судебного района г. Октябрьска Самарской области от 24.06.2022 по гражданскому делу № по иску общества с ограниченной ответственностью «СамРЭК-Эксплуатация» к Писареву В.В. о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию (далее - гражданское дело №), которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ООО «СамРЭК-Эксплуатация» о взыскании с Писарева В.В. задолженности на поставленную тепловую энергию» - отказать,
установил:
ООО «СамРЭК-Эксплуатация» обратилось к мировому судье с исковым заявлением к ПИсареву В.В. о взыскании задолженности за поставленную в период с 01.12.2019 по 08.04.2022 тепловую энергию в размере 1956.20 рублей, а также государственной пошлины в размере 400 рублей.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение от 24.06.2022, которое в апелляционной жалобе представитель истца Фимушкин С.Ю. (по доверенности № от 01.06.2022) просит отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования ООО «СамРЭК-эксплуатация».
В обоснование апелляционной жалобы представителем истца указано следующее:Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 внесло изменения в Правила №354 и утвердило новые формулы расчета платы за отопление. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным общедомовым прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил №354 при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4) и 2(6).
В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя (ООО «СамРЭК-Эксплуатация») заявление.
Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце 12 пункта 6 настоящих Правил (абз.7 п.42(1), а именно: сведений, подтверждающих отсутствие в указанных выше помещениях отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения.
Таким образом, в отношении помещений многоквартирного дома действует презумпция потребления тепловой энергии из централизованной системы отопления, а коммунальная услуга по отоплению оплачивается собственником помещения в многоквартирном доме по общему правилу вне зависимости от наличия или отсутствия теплопотребляющих установок (радиаторов отопления), если только они не демонтированы в установленном порядке либо изначально при проектировании многоквартирного дома соответствующее помещение предполагалось неотапливаемым.
Ответчиком Писаревым В.В. не представлены факты такого демонтажа теплопотребляющих установок в помещениях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. В помещениях общего пользования для поддержания температуры воздуха и уровня влажности, соответствующих нормативным требованиям, во всяком случае, используется исключительно тепловая энергия, поступающая в данный дом по централизованным сетям теплоснабжения (энергия истца - ООО «СамРЭК-эксплуатация»).
Сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз.2 пункта 4.3.Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46-П). Указанная выше правовая позиция отражена и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 №16-П.
Представитель истца подчеркивает, что мировой судья неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы мирового судьи не соответствуют обстоятельствам дела, решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, его нельзя признать законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции от представителя ООО «СамРЭК-эксплуатация» Фимушкина С.Ю. (по доверенности № от 01.06.2022) поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы на решение мирового судьи по гражданскому делу № в его отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Ответчик Писарев В.В. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и пояснил, что поддерживает свои письменные возражения на апелляционную жалобу.
Истцом представлен расчет суммы за предоставленные коммунальные услуги по отоплению по формуле 2(4). Судом было установлено, что формула 2 (4) не применима в данном случае, поскольку отсутствует радиатор отопления, установлено индивидуальное отопление в квартире и необходимо было применять формулу 2 (3-1), 2 (4-1).
Факт отсутствия батарей в местах общего пользования был установлен свидетельскими показаниями, справками ООО «Сигма», администрации, протокола осмотра. Таким образом, истцом не доказан факт потребления тепловой энергии.
Также суд указал на то, что сам по себе факт прохождения через нежилые помещения ответчика стояков отопления при отсутствии в них теплопринимающих устройств не свидетельствует о наличии основания для взыскания с собственника таких помещений платы за отопление. В случае если бы у них проходили стояки, то это тоже не является основанием для взыскания с него как с ответчика платы за отопление. Технической документации на многоквартирный дом не имеется.
За основу расчетов брались сведения ООО «Сигма». В то же время, ООО «Сигма» предоставлены сведения о том, что в местах общего пользования в <адрес> отсутствуют радиаторы отопления.
Представители третьих лиц - ООО «Сигма», Государственной жилищной инспекции по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и ст. 327 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 362 ГПК РФ).
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение мирового судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Общедомовой трубопровод системы центрального отопления в силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установил в качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт «ж» части 1) и 115 (часть 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 ЖК РФ, своим Постановлением от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), регламентирующие в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцированный в зависимости от наличия коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты данной коммунальной услуги - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (пункт 42(1).
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Истец - ООО «СамРЭК-Эксплуатация» является теплоснабжающей организацией многоквартирного <адрес>.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подключен к системе централизованного отопления, поставку тепловой энергии в помещения многоквартирного дома осуществляет истец.
Ответчику Писареву В.В. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости (л.д.15).
Актом от 14.06.2022 обследования <адрес>, проведенного представителями управляющей компании ООО «Сигма» и уполномоченным лицом многоквартирного дома, установлено, что в местах общего пользования (лестничных клетках, тамбурах) обогревающие элементы не установлены и нет видимых признаков установки их изначально при постройке дома (в плитах перекрытия нет отверстий, нет гильз для прохождения стояков отопления, на стенах нет кронштейнов (л.д.87).
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> подключен к системе централизованного отопления.
Площадь квартиры ответчика - 66,60 кв.м., площадь жилых помещений в доме - 618,80 кв.м, площадь жилых помещений с индивидуальными источниками отопления - 133,90 кв.м., площадь помещений. входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, - 56,8 кв.м. Дом коллективным прибором учета тепловой энергии не оборудован.
Начисление платы за услуги теплоснабжения по указанному адресу производится на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (п.42.1 Постановления Правительства Российской Федерации 06.05.2011 №354).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировым судьей спор по иску ООО «СамРЭК-Эксплуатация» разрешен неправильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, мировым судьей не установлены,
Разрешая спор по делу необходимо исходить из того, что односторонний отказ от исполнения обязательств влечет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную ст. ст. 307-310 ГК РФ, а обязанность оплачивать коммунальные услуги предусмотрена ЖК РФ.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила): - оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года; - в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42 (1)); - размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к названным Правилам (абзац 1 пункта 44); - если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).
Предусмотренный абзацем вторым пункта 42(1) Правил во взаимосвязи с формулой 2(4) приложения №2 к данным Правилам порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно акту от 29.07.2022 готовности систем отопления и тепловых сетей абонента к эксплуатации в отопительном периоде 2022/2023, составленного по результатам проверки такой готовности в <адрес>, прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме отсутствует.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец не оспаривал факт отсутствия приборов отопления в местах общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
Согласно материалам дела, многоквартирный дом по адресу: <адрес> подключен к системе центрального отопления, имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры, отапливаемые от данной сети.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от 20.12.2018 №46-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Указанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 №16-П, которое учтено при вынесения решения мировым судьей указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.
Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести в кратчайшие сроки изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.
До внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества - в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности.
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев, как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Такой подход, по общему правилу, обуславливает недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 №308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 №309-ЭС18-21578.
Собственники и пользователи всех помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
Данный подход соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 27.04.2021 №16-П.
Рассматривая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, мировой судья, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №16-П от 27.04.2021, пришел к ошибочному мнению о том, что истцом ответчику не были предоставлены услуги по поставке тепловой энергии за период с 01.12.2019 по 08.04.2022 на сумму 1956,20 рублей, поскольку в многоквартирном доме помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, а в жилище ответчика установлен индивидуальный источник тепловой энергии, в связи с чем истцу необходимо было производить расчет по формуле 2(3-1) или 2 (4-1), где норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю.
Данные выводы суда первой инстанции опровергаются тем, что в связи с не оснащением многоквартирного дома по адресу: <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, начисления обоснованно производятся по формуле 2(4) приложения №2 Правил № 354.
Кроме того, доказательств отключения многоквартирного дома в целом от системы центрального отопления, а также доказательств того, что схема теплоснабжения многоквартирного дома предполагает изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведения согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления помещений общего пользования с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через эти помещения элементов внутридомовой системы, в материалы дела не представлено.
Сам по себе факт отсутствия на лестничных клетках и в тамбурах отопительных приборов не может служить основанием для освобождения ответчика - собственника квартиры, оборудованной индивидуальным прибором отопления, от несения расходов по содержанию мест общего пользования.
Не взыскание с ответчика Писарева В.В., как собственника жилого помещения, отапливаемого автономно, оплаты за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования, приведет к необходимости перераспределения суммы этой оплаты между всеми жильцами с централизованным теплоснабжением пропорционально доли принадлежащих им мест общего пользования, то есть к росту платежей за отопление для остальных собственников помещений данного многоквартирного дома, что не согласуется с конституционными предписаниями об экономической и социальной справедливости.
Таким образом, учитывая вышеуказанные правовые нормы, принимая во внимание конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг теплоснабжения по обогреву мест общего пользования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, мировым судьей не допущено.
Вместе с тем, поскольку судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, в связи с чем, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, обжалуемое решение на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Ответчик Писарев В.В. как собственник и пользователь жилых помещений многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, должен нести расходы по отоплению в части потребленной тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование требований ООО «СамРЭК-Эксплуатация» о взыскании с Писарева В.В. задолженности по обогреву мест общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес> за период с 01.12.2019 по 08.04.2022, приведен расчет по формуле 2(4) приложения №2 к Правилам №354, представленный представителем истца по доверенности Фимушкиным С.Ю. на момент рассмотрения гражданского дела судом апелляционной инстанции.
где:
Vi = 0 - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на индивидуальное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(6);
Si= 66,6 кв.м - общая площадь квартиры Писаревых.
Sои =56,8 кв.м. общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Sоб = 618,8 кв.м - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд = 133,9 кв.м - общая площадь квартир в МКД, переведенных на автономный источник тепловой энергии;
NТ = 0,018 - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K =1 - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период с 01.07.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 до 30.06.2020 по коммунальным услугам за отопление в жилищном фонде г. Октябрьска применялся тариф - 1989,60 рублей за 1 Гкал.
Pi=(0+(66,6*56,8*0,018* 1*(618,8-133,9)/(618,8*(618,8-133,9+56,8)*1989,60 = (0+0,0985) * 1989,60 =195,98 рублей.
Таким образом, с применением данного тарифа оплата отопления мест общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес> период с декабря 2019 по июнь 2020 г. для Писаревых составила 195,98 рублей в месяц, а всего за указанный период (7 месяцев) - 1371,86 рубль.
В период с 01.07.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 30.06.2021 по коммунальным услугам за отопление в жилищном фонде г. Октябрьска применялся тариф - 2139,60 рублей за 1 Гкал.
Pi=(0+(66,6*56,8*0,018* 1*(618,8-133,9)/(618,8*(618,8-133,9+56,8)*1989,60 = (0+0,0985) * 2139,60 = 210,75 рублей.
Таким образом, с применением данного тарифа оплата отопления мест общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес> период с июля 2020 по июнь 2021 г. для Писаревых составляет 210,75 рублей в месяц, а всего за указанный период (12 месяцев) - 2529 рублей.
В период с 01.07.2021 по 31.12.2021 и с 01.01.2022 по 30.06.2022 по коммунальным услугам за отопление в жилищном фонде г. Октябрьска применялся тариф - 2220,00 рублей. за 1 Гкал.
Pi=(0+(66,6*56,8*0,018* 1*(618,8-133,9)/(618,8*(618,8-133,9+56,8)*1989,60 = (0+0,0985) * 2139,60 = 218,67 рублей.
Таким образом, с применением данного тарифа оплата отопления мест общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес> период с июля 2021 по 08 апреля 2022 г. для Писаревых составляет 218,67 рублей в месяц, а всего за указанный период (9 месяцев) - 1968,03 рублей.
Согласно предоставленному истцом расчету задолженность Писаревых за отопление мест общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес> за период с 01.12.2019 по 08.04.2022 составляет 5868,89 рублей, а, следовательно, задолженность ответчика Писарева В.В. составляет 1956,20 рублей, что соответствует 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру ответчика.
Данный расчет, произведенный по формуле 2(4) приложения №2 к Правилам №354, является арифметически верным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Писарева В.В. в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СамРЭК-Эксплуатация» - удовлетворить.
Решение мирового судьи судебного участка №71 судебного района г. Октябрьска Самарской области от 24.06.2022 по гражданскому делу № по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СамРЭК-Эксплуатация» к ПИсареву В.В. о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «СамРЭК-Эксплуатация» удовлетворить.
Взыскать с Писарева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина <данные изъяты>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «СамРЭК-Эксплуатация» (ИНН 6315648332, ОГРН 1136315000469) задолженность за поставленную тепловую энергию за период с 01.12.2019 по 08.04.2022 в размере 1956 рублей 20 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 2356 (две тысячи три ста пятьдесят шесть) рублей 20 копеек.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева
Апелляционное определение изготовлено в мотивированном виде 26.12.2022.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева